Марионетки, представленные на выставке, изготовленные мьянмскими мастерами в XX столетии, – самые характерные образы бирманского «йоутэйпве», т.е. «представления маленьких кукол». Это божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т.д.
Куклам в традиции йоутэйпве приписывались особые мистические свойства — считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса.
Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.
В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки — «повести о (предыдущих) рождениях «Будды)», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.
Выставка открыта в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока. Религии Индии».
Комментариев нет