искусство детям 28 июня 2017 
Рейтинг: 5

Как говорить с детьми о современном искусстве

Искусствовед – о том, как рассказывать детям о современном искусстве, если родители в нём не разбираются.

Елена Коваленко, искусствовед, куратор выставки «Возвращайся домой» в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ):

Если честно, начать этот разговор непросто даже со взрослыми людьми. Зачастую современное искусство — это красная тряпка для человека, с искусством не связанного. Одна из главных причин этого — чрезмерно заумные тексты к выставкам, которые воздвигают барьер между простым посетителем и знатоком предмета. Я работала экскурсоводом на нескольких выставках современного искусства, и мои слушатели зачастую вели себя очень агрессивно. Никакие мои уговоры о том, что данный экспонат — это пример уникального синтеза традиции и современности, а вот эта абстрактная картина представляет взгляд молодого художника на творчество Джексона Поллока, не действовали.

Тогда я попробовала спрашивать у людей, что именно их раздражает в увиденном и почему. К моему удивлению, это сработало — даже самые конфликтные охотно шли на диалог и начинали делиться своими переживаниями, а это уже большая удача. К тому же подобные разговоры реабилитируют современное искусство в глазах публики, которая относится к нему очень предвзято.

Этот опыт помог мне и в работе с детьми, хотя показывать им современное искусство намного проще — дети ещё не скованы условностями и канонами восприятия, они не боятся сказать, что чего-то не поняли. Но если от 4 до 10 лет ребята, как правило, принимают то, что вы говорите, подростки – стремятся поделиться своим мнением и оценкой. И это здорово! Современное искусство, в отличие от классического, очень демократично и открыто для множества интерпретаций, а, значит, – это отличная площадка для диалога.

Больше спрашивайте и не бойтесь спорить, но никогда не говорите ребёнку, что он не прав, иначе вы навсегда отобьёте у него желание ходить в музеи. В беседе об искусстве будьте ребёнку другом, а не учителем — объясняйте, но не читайте лекций.

Ребёнку вовсе не обязательно знать все профессиональные «измы». При этом у вас должен быть ответ на любой его вопрос, поэтому подготовьтесь к походу на выставку заранее. Так, мой младший брат однажды поставил меня в тупик, спросив, почему все женщины на портретах Боровиковского изображены с плохо побритыми усами. «Держать удар» вас научит замечательная книга искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве».

Неслучайно эксперты советуют прочитать её в первую очередь, потому что это настоящий кладезь ответов на вопросы вроде «Монохромные картины стоят меньше, чем другие картины?», «Почему художник всё так перемешал?», «Зачем писать картину, которая неприятная?» и многие другие непредсказуемые загадки.

В случае современного искусства я также посоветовала бы обратить внимание на возрастной ценз выставки. Лично я считаю, что детям можно показывать если не всё, то почти всё, но если вас что-то смущает, то сначала сходите на выставку самостоятельно. Кстати, к некоторым мотивам современного искусства дети гораздо восприимчивее.

Мне долго пришлось объяснять взрослой публике, почему компьютерный «глитч» (от англ. glitch — кратковременная электронная ошибка, выраженная в визуальных помехах на экране — прим. автора) появляется во вполне фигуративной живописи Павла Отдельнова, тогда как дети сразу же считали этот образ и уловили связь переплетений нитей закрашенного холста с пикселями электронного экрана.

                                Павел Отдельнов (родился в 1979) ТЦ #5. 2015. Холст, масло. 160 х 300 см. Галерея «Триумф»

Но ничто не сблизит ребёнка с современным искусством лучше, чем маленький праздник непослушания в стенах музея. Выбирайте для похода с детьми выставки с экспонатами, которые можно потрогать. Например, в музее современного искусства «Гараж» представлена трёхэтажная инсталляция «Хвост виляет кометой» Ирины Кориной.

Ирина Корина (родилась в 1977). Хвост виляет кометой. 2017. Фото: Алексей Народицкий ©Музей современного искусства «Гараж»

Инсталляция — часть специального проекта Garage Atrium Commissions, в рамках которого художники делают арт-объекты для холла музея. Работа Кориной полностью интерактивна: она выстроена из типичных строительных материалов и представляет собой собирательный образ Москвы, внутри которого можно гулять. На каждом уровне инсталляции спрятаны баночки с различными городскими запахами — от жжёной резины до майской сирени. А на недавней выставке краснодарской арт-группировки ЗИП в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке любой желающий мог залезть в школьный автобус и поиграть в пинг-понг. Так художники видят концепцию искусства, доступного для каждого.


Группировка «ЗИП». Разработка имиджа выставки «Остановка ЗИП». 2017. ©Московский музей современного искусства

После «теории» перейдите к практике — предложите ребёнку создать свой арт-объект на основе полученных им впечатлений. В Институте русского реалистического искусства мы комбинируем такие творческие активности с краткими экскурсиями для детей. Программа «Я — музейный экспонат» предлагает сделать юным посетителям коллажи по мотивам увиденных в экспозиции музея картин. А на День защиты детей мы проводили программу «Арт-профи», которая даёт детям возможность почувствовать себя в роли музейного работника.

Все наши экскурсии построены таким образом, чтобы на них было интересно посетителям всех возрастов. Не исключение — прогулки по выставке молодых художников «Возвращайся домой», на которой наши гиды расскажут вам о том, как в современном искусстве сосуществуют эксперимент и традиция.


Егор Плотников. Воскресный день. 2013. Картон, папье-маше, акрил. 167х20х20 см. Фото с выставки «Возвращайся домой»

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв