развитие детей 5 марта 2020 
Рейтинг: 0

8 причин не доверять нейропсихологу

Как найти того самого специалиста.

Диагностика у нейропсихолога и нейрокоррекция стали такими же привычными, как посещение логопеда. Вопрос лишь в том, как определить, насколько компетентен специалист, и как оценить эффективность его работы. Продолжаем наши беседы с нейропсихологом, нейролингвистом и клиническим психологом с 15-летним стажем Светланой Евгеньевной Филатовой.  

 

— Как распознать некомпетентного нейропсихолога?

С.Ф.: Насущный и, к сожалению, и очень сложный вопрос. Большая популярность нейропсихологии приводит к появлению большого количества плохо обученных и мало знающих специалистов, которые приходят из смежных областей. И после окончания единственных курсов повышения квалификации, приступают к диагностике и нейропсихологической коррекции, в том числе и сложных случаев. При неправильном подходе можно не только не помочь, но и навредить ребенку.

Родителю с первого взгляда очень сложно определить компетентность специалиста.

Конечно, стоит обратить внимание на базовое и дополнительное образование нейропсихолога. Важно, сколько он учился именно нейропсихологии.  Есть ли положительные отзывы о его работе.  Было бы очень полезным узнать, как на его работу смотрят коллеги. Работа нейропсихолога — это прежде всего аналитическая работа. Специалист должен понимать, что, зачем и почему он делает.

Коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.

8 причин не доверять нейропсихологу:
Отсутствие в открытом доступе информации об образовании специалиста.
Закрытость приема.
Отсутствие доступа родителям на нейродиагностику и коррекционные занятия.
Отсутствие письменного заключения по результатам нейродиагностики.
Если специалист не может дать развернутое объяснение, что происходит с ребенком, почему у него возникли трудности.
Не дает конкретных ответов на вопросы о том, что даст ребенку нейрокоррекция, какие возможны промежуточные цели и результаты работы.
Обещание чудес. Что быстро, но дорого смогут помочь ребенку.
Разговоры об уникальном супер-методе, доступном только данному специалисту и центру. 

— Часто родители идут на диагностику, нейрокоррекцию и не видят результата. Как же можно увидеть работу нейропсихолога?

С.Ф.: Хороший нейропсихолог работает на результат. Для этого приходится постоянно учиться, повышать свой профессиональный уровень, так как в работе мы имеем дело с самыми разными случаями. И готовые, стандартные решения нам не подходят.

Можно выделить несколько причин, почему коррекционные занятия оказываются не эффективными.

Неправильно подобрана коррекционная методика и весь коррекционный маршрут. Попросту говоря, корректируют не то и не так.
Другая важная причина — это нарушение режима занятий. Если рекомендовано заниматься со специалистом два раза в неделю, а ребенок приходит два раза в месяц, или две недели ходит, а потом месяц не занимается, то результатов ждать не приходится.
Невыполнение рекомендаций специалиста. Если ребенок не выполняет домашнее задание, то результаты будут минимальны.  Ведь ребенок с нами 2 часа в неделю. А коррекция функционального состояния головного мозга — это серьезная, последовательная, планомерная работа, в которой нет мелочей.
Еще очень важный момент: соответствуют ли ожидания и запросы родителей реальному положению дел и возможностям ребенка. И тут важен хороший контакт со специалистом. Все должны понимать, над чем идет работа в данный конкретный момент, к чему должны прийти, а что будет потом.

В процессе ожидания результатов важно запастись терпением. Очень важно время. Мы, к сожалению, не волшебники. Коррекционная работа — это длительный процесс.

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии

Представьте, мозг привык функционировать определенным образом, выстроил определенные компенсации, работал в таком дисфункциональном режиме много лет.  А мы вынуждены практически перестраивать его нейронную архитектуру.  Мы создаем условия, предлагаем ему такие задачи, чтобы он формировал совершенно новые, более адаптивные функциональные связи. Быстро это не происходит. Но постепенно, конечно, улучшения должны быть видны. Маленькими шажочками состояние ребенка улучшается.  Важно, когда специалист, родители и ребенок работают в одной команде, доверяют друг другу. Постоянно обсуждают коррекционный процесс. Не должно быть информационного вакуума.  Это порождает недоверие и непонимание происходящего.

Работу нейропсихолога можно увидеть непосредственно на занятии. Родитель имеет право присутствовать, задавать уточняющие вопросы и получать развернутые ответы. Не обязательно это делать на каждом занятии, но периодические открытые уроки помогают родителям оценить ситуацию. Если политика центра категорически не приветствует открытые уроки, то это серьезный повод задуматься.

От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми.

 — Перед школой обязательно проходить диагностику? Почему?

С.Ф.: Перед школой очень желательно пройти нейропсихологическую диагностику. Оценить готовность ребенка к школе. И это вовсе не навыки письма и чтения. А достаточно сформированная и зрелая функция саморегуляции.
В школе ребенок сталкивается с довольно жесткой социальной ситуацией, социальными и учебными требованиями, режимом, когнитивными нагрузками. Он должен быть к этому физиологически готов.
Кто-то будет готов в 6 лет, но таких детей мало, а кто-то ближе к 8. И это всё норма. Кроме этого, если обратиться к нейропсихологу за год-полтора до школы, при выявлении проблем, будет время над ними поработать в спокойном режиме. Статистика в наше время печальная. От 30 до 50 % детей идут в школу физиологически не готовыми. А если рассматривать отдельные данные по конкретным высшим психическим функциям, то 70-80 % детей не дотянут до возрастной нормы, таковы результаты масштабных исследований, которые проводит Институт Возрастной Физиологии.

— А взрослым нейропсихолог может помочь? С какими проблемами?

С.Ф.: Да. конечно. Нейропсихология родилась именно при исследовании взрослых и необходимости помощи им. В настоящее время нейропсихологическая помощь непременно сопровождает нейрохирургию и нейрореабилитацию. Во всех ведущих нейрохирургических институтах, стационарах присутствует нейропсихологическая служба, которая занимается вопросами восстановления высших психических функций после операций, опухолей, травм, сосудистых катастроф. Важна помощь нейропсихолога и в геронтологической практике.  И в психиатрической.

Самые частые проблемы детей, с которыми родители обращаются к нейропсихологу:

СДВГ
Задержка речевого развития. Попросту говоря, ребенок не говорит, когда по возрасту ему уже давно положено.
Задержка психического развития.
Трудности обучения в школе, дислексия, дисграфия.
РАС.
Тяжелые заболевания центральной нервной системы, такие как, например, эпилепсия, ДЦП.
Генетические синдромы.

— С логопедом принято заниматься индивидуально, с психологом чаще всего тоже, а с нейропсихологом?  В каких случаях эффективнее групповые занятия, а в каких индивидуальные?

С.Ф.: В основном коррекционные занятия с нейропсихологом индивидуальные, так как у разных детей будет разный коррекционный маршрут. Но в целом, групповые занятия возможны. Чаще групповая работа подходит не тяжелым детям и имеет скорее развивающий характер. Некоторые дети лучше работают в группе, им важен соревновательный момент. В группе у них выше работоспособность.  Также возможна групповая форма работы, когда на занятиях присутствуют и дети, и родители.Причем дети не обязательно маленькие. Такие занятия преследуют еще и психотерапевтические цели, помимо нейропсихологических, и помогают выстроить и детско-родительские отношения.

Хорошим вариантом может быть и работа с диадой. Специалист и два ребенка.  Так можно очень интересно и эффективно выстроить весь рабочий процесс.

Если ребенок сложный, с выраженными проблемами, то нужна, конечно, индивидуальная работа.

— Нейротипичному ребенку нужен нейропсихолог? Зачем?

С.Ф.: Если у ребенка есть какие-то трудности, то конечно нужен. Большинство детей в наших общеобразовательных школах — это нейротипичные, здоровые дети. Но у них могут возникать проблемы с чтением, письмом, математикой. Они могут быть очень утомляемы, истощаемы. Или им трудно учить наизусть стихи, учителя жалуются на невнимательность, а выполнение домашних заданий превращается в нескончаемую муку. Или у ребенка появились головные боли или другие соматические проявления, связанные с учебной нагрузкой. Таким детям в большинстве случаев мы можем помочь.

Кроме того, у любого ребенка в жизни может произойти психотравматичная ситуация, которая окажет влияние на ход его развития, может привести к регрессу или ухудшению когнитивных функций. Что именно пострадает, во многом зависит от возраста ребенка, от того, какой уровень функционирования головного мозга переживает сензитивный период. Он и будет наиболее уязвимым в психотравматичной ситуации.  Нейропсихолог должен это всё учитывать.

Справка: Нейротипичный (Neurotypical) — сокращение от «неврологически типичный» (neurologically typical). Обозначение для человека, относительно соответствующего статистической психической норме, то есть без психических расстройств, не аутичного, без синдрома Аспергера, СДВГ или каких-либо других различий, в том числе входящих в медицинские границы нормы. Употребляется в основном в кругах не-нейротипичных людей.» 

// Вопросы: Людмила Чиркова 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв