развитие детей 3 марта 2020
Рейтинг: 0

Кому и зачем нужен нейропсихолог?

Как понять, что вашему ребенку действительно нужно к нейропсихологу?

Нейропсихология набирает популярность, контакты самых лучших нейропсихологов передают из рук в руки, а во многих развивающих центрах предлагают услуги нейродиагностики, нейрокоррекции и нейрогимнастики.
Кто же такой нейропсихолог? С какими проблемами и вопросами к нему можно и нужно обращаться? Беседуем с нейропсихологом, нейролингвистом и клиническим психологом с 15-летним стажем Светланой Евгеньевной Филатовой. 

 

— Многие родители понятия не имеют,что это за специалист такой — нейропсихолог. Так кто же он?

С.Ф.: В широком смысле слова нейропсихология занимается изучением,  диагностикой и способами восстановления или развития высших психических функций человека. Если есть те или иные проблемы, связанные с памятью,  речью,  вниманием,  мышлением, восприятием, произвольностью поведения в силу самых разных причин, то нейропсихолог — это один из тех специалистов, к которым стоит обратиться.

При этом высшие психические функции нейропсихология рассматривает не как отдельные самостоятельные явления, а с точки зрения их мозговой организации. То есть для нас важно влияние работы различных структур головного мозга на развитие личности человека и его когнитивные, то есть умственные возможности.

Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме.

Важное место нейропсихология занимает в сфере детства и развития.  Это, пожалуй, сейчас самое бурно развивающееся направление нейропсихологии.

Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме. При наличии проблем сможет определить их причину и источник, тот участок головного мозга, который оказался дисфункциональным, и как это влияет на всё развитие ребенка. А самое главное, сможет выстроить наиболее эффективный коррекционно-развивающий маршрут.

Справка: Нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

—  Те, кто пытаются расшифровать название специальности нейропсихолога, часто путают её со специальностью психолога. Нейропсихология ближе все-таки к физиологии или психологии?

С.Ф.: Нейропсихология — это раздел клинической психологии.  Поэтому нейропсихолог — это прежде всего психолог со специальным образованием. Но несмотря на то, что нейропсихология входит в семью психологических наук, она представляет собой мощную и фундаментальную область знаний, которая сформирована и действует на стыке разных наук: психологии, психиатрии, неврологии, нейрофизиологии и нейробиологии.

Это интегративная наука. Она изучает все пласты любого психического процесса: физиологический, социальный и собственно психологический. Поэтому хороший психолог имеет знания, хотя бы базовые, во всех этих областях. Но, к сожалению, не так много специалистов, отвечающих этим требованиям. Я об этом говорю, так как сегодня это действительно проблема.  Перед детским нейропсихологом встают самые разные задачи, порой очень непростые. И надо быть очень компетентным специалистом, чтобы быть способным их решить.

— Зачем нужен нейропсихолог?

С.Ф.: Нейропсихолог поможет оценить, правильно ли идет психическое развитие ребенка, с помощью нейропсихологических тестов сможет определить, нет ли функциональных нарушений в работе головного мозга. А если все же есть, то как они влияют на всё развитие ребенка.  Нейропсихолог сможет оценить, есть ли риски, связанные с возможными трудностями в обучении и как их предотвратить или по крайней мере минимизировать.  При имеющихся уже проблемах поможет определить причину и определить адекватный коррекционный маршрут.  Ведь при одних и тех же внешних симптомах, например, ребенок не разговаривает, причины могут быть самые разные. Значит и подходы к коррекции будут разными.

Желательно посетить нейропсихолога за год до школы.

—  Нейропсихолог нужен всем?

С.Ф.:  Вовсе нет. Как и для любого другого вмешательства, должны быть показания.

— В каком возрасте стоит пройти первую диагностику?

С.Ф.: Если нет жалоб и в состоянии ребенка родителей ничего не беспокоит, то желательно посетить нейропсихолога примерно за год до школы. Это позволит оценить готовность ребенка к предстоящему школьному обучению, а при обнаружении каких-то проблем. будет время их исправить.

К сожалению, родителям иногда трудно объективно оценить своего ребенка, поэтому многие проблемы списываются на малый возраст или особенности характера. А приходя в школу, ребенок испытывает серьезные трудности, которые приходится решать уже параллельно с учебной нагрузкой.

Если же у ребенка есть выраженные проблемы в развитии, если ребенок входит в группу риска по развитию неврологических нарушений, то обращение к специалисту лучше не затягивать. С трех лет, или даже иногда раньше, консультация нейропсихолога будет полезной.

Консультация нейропсихолога необходима:
Если у мамы ребенка беременность и роды протекали с осложнениями.
У ребенка была диагностирована гипоксия.
У ребенка в раннем возрасте выявлена неврологическая патология.
Имеет место задержка темпов развития, психического и речевого.
У ребенка тяжелые заболевания ЦНС, например, эпилепсия или ДЦП. Аутизм или подозрение на расстройство аутического спектра.
У ребенка уже есть трудности в обучении или стоит диагноз СДВГ. Ребенок-левша.

Многие проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, имеют генетическую природу.

—  Есть группы риска среди детей, которым точно может понадобиться нейропсихолог?

С.Ф.: Группу риска будут составлять дети, у которых еще не стоит какой-то конкретный диагноз, но самый ранний период их развития протекал неблагополучно. Важнейшим этапом формирования головного мозга является период беременности и первых лет жизни ребенка. Всё неблагоприятное воздействие в этот период может оказывать значительное влияние на здоровье ребенка в будущем.

 При наличии проблем у ребенка не стоит ждать, что он сам как-то перерастет.

Вторую группу риска составляют дети, у которых в семье у родственников есть примеры учебных трудностей или особенности развития высших психических функций. Многие проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, имеют генетическую природу. Например, дислексия.

Главное, при наличии проблем у ребенка, не стоит ждать, что он сам как-то перерастет. У различных отделов мозга есть свои сензитивные периоды развития.  Своевременное обращение к специалистам может помочь значительно улучшить состояние ребенка и облегчит ему и его близким существование.

Для диагностики желательно всем левшам показаться нейропсихологу.

 — Вопрос с подвохом. Всем ли левшам нужен нейропсихолог и нейрокоррекция?

С.Ф.: Не вижу подвоха.  Вопрос вполне закономерный. Дети с ведущей левой рукой часто входят в группу риска по возникновению трудностей в обучении.  Но дело не в руке. Дело в том, что леворукость в некоторых случаях является компенсаторным механизмом при повреждении или функциональном нарушении работы левого полушария.  Или при нарушениях в функционировании правой руки.  Не всегда эти нарушения явные и могут быть адекватно оценены родителями.  Это должен оценивать специалист.

Справка: Примерно 80% населения Земли является праворукими. Показатели встречаемости левшей колеблются от 8% до 16—30%.  Сформулировано правило подчиненности леворукости рецессивному распределению по Менделю, то есть 1:4. Генетические модели и в настоящее время являются наиболее распространенными при обсуждении происхождения левшества. 

Истинное левшество имеет генетическую, наследственную природу.  И при отсутствии других проблем само по себе не является источником нарушения развития или возникновения школьных проблем.  Я периодически диагностирую совершенно замечательных,  талантливых, развитый и успешных детей-левшей, которым совершенно не нужна нейрокоррекция.

Поэтому кратко отвечая на этот вопрос, можно сказать, что для диагностики желательно всем левшам показаться нейропсихологу. Но коррекция понадобится не всем.

// Вопросы: Людмила Чиркова  

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв