воркингмамы 18 января 2021 
Рейтинг: 5

«Раньше свысока смотрела на тех, кто «не умеет воспитывать своих детей».

Софья Ремез - удивительный детский писатель, чьи истории завораживают, удивляют и  незаметно учат просто жить. 

Она мечтает работать таксистом, клоуном  и быть профессиональным игроком в водное поло. С коляской каталась на коньках, а про своих детей пишет книжки. В 37 пошла учиться на сценариста  и уверена, что не существует лайхфаков по воспитанию детей. 


— Что для тебя значит быть детским писателем?

Наверное – писать для детей. То есть, писать так, чтобы детям было интересно читать. Ведь можно писать про детей – но для взрослых. Кажется, я запуталась.

— Ты много лет была журналистом, писала об архитектуре, дизайне. Как вдруг жизнь повернулась в сторону писательства?

Одно другому не мешало и не противоречило. Я всю жизнь любила рассказывать истории.  Просто в какой-то момент мне захотелось их записывать. Вообще, один мой знакомый писатель говорит, что все, кто пишут статьи, сценарии, книжки, да что угодно – писатели.

— А если бы не писателем, то кем бы та стала?

Студенткой я 4 часа проработала продавцом книг. За это время я сломала кассу, замок на двери и потеряла деньги.

Ну, я и сейчас не только писатель. Быть просто писателем не очень интересно. Ведь нужно, чтобы было о чём писать, а о чём ты напишешь, если только и делаешь, что пишешь?

Я была школьным учителем, сотрудником музея, редактором журнала об архитектуре и дизайне, пиарщиком в очень хорошей архитектурной мастерской. Если бы можно было начать всё заново, я бы попробовала быть таксистом (это давняя мечта), фотографом, клоуном, профессиональным игроком в водное поло… Вообще, я бы всё попробовала! Единственное, что точно не моё – мне нельзя быть продавцом. Студенткой я 4 часа проработала продавцом книг. За это время я сломала кассу, замок на двери и потеряла деньги (свои и чужие).

— С какими трудностями ты столкнулась как начинающий автор?

Наверное, мне, как начинающему автору, повезло. Я никогда не писала «в стол». Первый рассказ написала в 32 года и сразу отправила Анне Ремез, своей племяннице, на тот момент уже известному детскому писателю.  Она прочитала и ответила: «Пиши ещё». И добавила: «Только ведь путать будут». С этого и началось.

Я сразу отправляла всё, что писала, на семинары («Липки» и «Как хорошо уметь писать»), проходила в шорт-лист и получала возможность обсуждать всё написанное с очень хорошими писателями. Когда рассказов набралось на книжку, отправила рукопись на общий адрес издательства «КомпасГид» и меньше, чем через неделю получила ответ от основателя издательства Виталия Зюсько: «Я хочу опубликовать вашу рукопись».

Словом, трудностей у меня никаких не было. Может быть потому, что я никогда не мечтала быть писателем и не боялась провала. Кстати говоря, с Анной Ремез нас не путают, такие мы оказались разные.

— Российская детская литература стремительно развивается, меняется.  В ней появляется все больше по-настоящему хороших авторов. Как, по-твоему, чего ей сейчас не хватает?

Думаю, не хватает смелых издателей. Ну, и дальше можно цитировать фильм «Москва слезам не верит»: «Средств не хватает, мужчин не хватает». Ведь правда, мужчины как будто стесняются писать для детей…

— Можешь составить топ-5 любимых российских современных детских писателей?

Анну Ремез я уже упоминала. С её книг началось моё знакомство с новой детской литературой. Топ-5 назвать очень сложно, но вот на сегодня пусть будет такой: Александра Можгина, Алексей Зайцев, Анна Игнатова, Аделия Амраева, Ксения Горбунова.

— Чему бы ты хотела научить своих юных читателей? А своих детей?

У меня плохо получается учить. Может быть, истории про Гошу Куницына – во многом о том, что научиться чему-то получается только самому, когда проживаешь какие-то истории, или когда очень хочешь чему-то научиться. Мои дети… Старший сам уже кого хочешь научит. А младшего учу играть в разные игры, которые сама люблю с детства.

А потом родился мой младший, и я поняла, что моё воспитание тут никакой роли не играет. Характер! И теперь я тоже прихожу в магазин за хлебом, а ухожу с шоколадным яйцом и трансформером.

— Какие книги повлияли на тебя как на маму?

Книга Евгения Комаровского «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». Я прочитала её, когда была беременна старшим сыном, и эта книга помогла не рассыпаться на части, когда я родила и на меня обрушились рекомендации бабушек. Прикрывалась этой книгой, как щитом. И книги, которые я читала в детстве. Стараюсь быть своим детям ненавязчивым другом.

—  Ты умудряешься совмещать писательство, учебу, работу, детей. Вопрос, набивший оскомину, но всё же: как ты всё успеваешь? Ответ: ничего не успеваю – не принимается. Не верю.

Во-первых, у моих детей есть очень хороший папа и замечательные бабушки. Во-вторых, я не всё успеваю делать одинаково хорошо. Поэтому время от времени я перекраиваю расписание в пользу какого-то одного занятия. Просто начинаю меньше зарабатывать и больше жить, или наоборот. Всё зависит от контекста.

Учиться в 37 лет – совсем не то же, что в 17. Ты ничего не списываешь и не прогуливаешь. Ты учишься – потому что хочешь. Магистратура после тридцати лет – это новое детство.

Вот говорю это всё и думаю: «Ну, зачем я вру, ведь я вообще ничего не успеваю. Вот прямо сейчас не успеваю, прямо сегодня. И всё-таки это «ничего не успеваю» нравится мне больше, чем «совсем нечего делать».

— Ты недавно пошла снова учиться? Расскажешь об этом?

Я узнала, что если у тебя есть полное высшее образование, но в дипломе написано «специалист», а не «магистр», ты имеешь полное право поступать на бюджет в магистратуру и получать второе высшее образование совершенно бесплатно. Во время карантина я подала документы на сценарный факультет ВГИКа, через зум сдала вступительные и оказалась на первом курсе магистратуры в мастерской Аркадия Инина!

Учиться в 37 лет – совсем не то же, что в 17. Ты ничего не списываешь и не прогуливаешь. Ты учишься – потому что хочешь. И удовольствие получаешь и от общения, и от критики, даже когда не получается вообще ничего. Магистратура после тридцати лет – это новое детство.

— Ты говоришь, что не хватает хорошего детского и подросткового кино. Но наверняка есть что-то, что ты можешь категорически рекомендовать посмотреть с детьми?

Я со своими детьми пересматриваю детские и подростковые фильмы 70-х и 80-х годов прошлого века. В основном русские и французские. Детские – все сказки, от «Буратино» до «Гостьи из будущего», подростковые — «Вам и не снилось», «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Когда я вырасту и стану великаном», «Бум-1» и «Бум-2».

Думаю, скоро начнут снимать много детского и подросткового. Не я же одна его жду. Кстати, недавно «Каро продакшн» взялись экранизировать бестселлер «Календарь майя» известной детской писательницы Виктории Ледерман. Очень интересно, что получится. Надеюсь, с этого фильма может начаться какая-то новая история детского кино.

Я мама – опоссум. Не тороплюсь и приспосабливаюсь к обстоятельствам. Главное, чтобы дети были сыты и здоровы.

— Есть ли у тебя лайфхаки, которые помогают находить время для творчества?

К сожалению, когда есть время, не всегда есть идеи. И наоборот. Самое интересное приходит в голову, когда даже в телефон не запишешь – руки заняты. Пришла к выводу, что, если в голову приходит что-то удачное, надо всё бросать и садиться записывать. Но стоит остаться дома одной, приготовить кофе и настроиться на «продуктивную работу» — все мысли из головы сдувает…

— Пользуешься ли какими-то системами планирования, тайм-менеджмента?

У меня есть разноцветные бумажки, которые я приклеиваю к монитору компьютера на работе. На них я пишу важные дела. Иногда эти бумажки отклеиваются и теряются… Не знаю, можно ли это назвать системой планирования.

— Ты в одном из интервью говорила, что прототипом главного героя «Заметок Гоши Куницына» в том числе является твой сын. Расскажешь о детях?

У меня два сына. Гоша 14 и Сережа 5 лет. Очень классные! Очень веселые, очень умные и добрые. Я ничего не сделала для того, чтобы они были такими. Просто повезло.

— Сейчас модно классифицировать мам. Мама-тигрица, мама-дельфин, заполошная мама. А кто ты?

Я мама – опоссум. Не тороплюсь и приспосабливаюсь к обстоятельствам. Главное, чтобы дети были сыты и здоровы.

Никаких лайфхаков, работающих для всех детей и родителей, не существует.

— Каких методов воспитания придерживаешься? Может есть какие-то лайхфаки работающие, которые пригодятся воркингмамам?

Первый лайфхак – учи всему первого ребенка, потому что потом, если родится второй, старший всему научит младшего.

Второй лайфхак – я приняла, что никаких лайфхаков, работающих для всех детей и родителей не существует. Скажем, мой старший сын никогда не капризничал в магазинах и ничего не выпрашивал. Я свысока смотрела на родителей, которые, как мне казалось, «просто не умеют воспитывать своих детей». А потом родился мой младший, и я поняла, что мое воспитание тут никакой роли не играет. Характер! И теперь я тоже прихожу в магазин за хлебом, а ухожу с шоколадным яйцом и трансформером.

— А твои дети читают твои книжки, рассказы? Может, у тебя даже есть секрет: как влюбить детей в чтение?

Да, мои рассказы мои дети читают с удовольствием, хотя они им не по возрасту.  Читают просто потому, что моя книжка – про них. Когда я была совсем маленькой, мой папа, писатель и режиссер Оскар Ремез, писал маленькие рассказы обо мне трехлетней. Папа умер, когда мне было 6, но рассказы остались. И своё раннее детство я представляю именно благодаря им. Про себя всегда интересно читать!

Влюбить детей в чтение, как мне кажется, несложно. Особенно в нынешней ситуации, когда мы все ведем сидячий дома образ жизни. Можно найти книжку, которая будет о том, что волнует человека прямо сейчас. Главное – не пытаться навязать то, что тебе самому нравилось в детстве, или то, что «нельзя не прочитать». Чтение — это радость и удовольствие, а не суровая необходимость. В жизни школьника и так слишком много неприятного, чтобы еще и в свободное время мучить себя тем, что уныло.

— Чем обычно занимаетесь семьей все вместе? Какие есть семейные традиции?

До пандемии мы много путешествовали. Сейчас просто гуляем.

— Есть ли у вас какие-то семейные традиции, ритуалы а-ля чтение перед сном или валяния-обнимания?

Старший уже слишком большой для таких ритуалов, а с маленьким валяемся-обнимаемся и читаем на ночь, конечно. Длинную книжку – по главе за вечер.

— Что для тебя материнство?

Большое счастье. И море возможностей. Мир становится объёмным. Чувствуешь свою безусловную полезность. Ты можешь просто лежать — и приносить пользу. Ты не просто лежишь, а кормишь маленького человека, который в тебе нуждается. И есть время смотреть кино, читать книги, ведь грудной ребёнок очень много спит. Даже если он не спит много часов подряд, он всё равно спит.

Главное — вовремя сообразить, что фразу «нельзя экономить на детях», придумали маркетологи.

А путешествия или спорт с ребёнком – это такое приключение, с которым обычные путешествия и обычный поход в фитнес-клуб не имеют ничего общего. Но на время декрета я всегда меняла работу. С потерей дохода, конечно. Но и денег в это время объективно нужно меньше. Нет расходов на дорогу, на новую одежду, на еду в кафешках и ресторанах. А отсутствие расходов -тот же доход.

Время — тоже ценность. Для меня большая, чем деньги. Главное — вовремя сообразить, что фразу «нельзя экономить на детях» придумали маркетологи. И не покупать коляску, которой будешь пользоваться меньше года, по цене автомобиля.

— А детство?

С детством сложнее. Для меня детство – это всё, что было лет до шести и отдельные счастливые моменты взрослой жизни, когда я чувствую себя «как ребёнок». Детство у меня связано со смехом до боли под рёбрами.

— Расскажи о тайном ордене детских писателей «Мыхухоль»?

Первое правило тайного ордена «Мыхухоль» — рассказывать всем про тайный орден «Мыхухоль».

После одного из детских писательских семинаров Фонда Филатова (он проходил в Ясной поляне), несколько участников решили объединиться для тайных добрых и веселых дел и интересных разговоров. Так и появился орден. А название ордена получилось из одноименного стихотворения Алексея Зайцева.

Чтение — это радость и удовольствие, а не суровая необходимость. В жизни школьника и так слишком много неприятного, чтобы еще и в свободное время мучить себя тем, что уныло.

— Недавно вышла новая серия «Простоквашино»,  снятая по сценарию, написанному тобой в соавторстве с Александрой Можгиной. Расскажи об этом. Какие еще необычные творческие планы у тебя в чемодане?

Планов много, и каждый день появляются новые, мой чемодан давно разъехался по швам. Но стараюсь не размахиваться. Пока что сосредоточилась на учебных сценарных этюдах.  Ещё, вместе с Анной Ремез, пишем подростковую повесть (очень медленно, но книжки редко получаются быстро).

—  Расскажи о своей новой книге «Тихие игры»?

«Тихие игры» — это антиутопия и повесть взросления. Она о дружбе, первой любви и непростом выборе, и ещё это история об изоляции, история, рукопись которой была полностью закончена за месяц до начала изоляции реальной.

Эта книжка очень многое изменила в моей жизни. Её стоило написать уже для того, чтобы познакомиться с теми людьми, которые стали её первыми читателями.

Я могу весь день убирать квартиру, пересматривая в сотый раз какие-нибудь любимые фильмы, и это для меня лучший отдых.

Кроме того, благодаря рукописи «Тихих игр» я нашла интересную новую работу.  Этим летом отправила рукопись в издательство «Пять четвертей», которое бесстрашная Наталья Эйхвальд открыла в самый разгар карантина, и которое за несколько месяцев стало заметным явлением в мире детской литературы. Мою рукопись приняли, приехала заключать договор и между делом спросила, нет ли каких-нибудь вакансий. Оказалось, вакансия была всего одна, и она идеально мне подошла. Так я пришла работать в «Пять четвертей» и своими глазами наблюдала за тем, как делалась моя книжка.

— Как ты обычно отдыхаешь? Где черпаешь вдохновение и ресурсы?

Я могу весь день убирать квартиру, пересматривая в сотый раз какие-нибудь любимые фильмы, и это для меня лучший отдых. Или просто валяться с младшим сыном на кровати. Но таких дней бывает очень мало.  Силы не экономлю. Обычно, когда заканчиваются «старые», откуда-то берутся новые. Из любой неприятной ситуации стараюсь извлекать пользу – пишу рассказ, диалог или хотя бы заметку в телефоне. Потом пригодится. Как волк из сказки.

— Твой идеальный день – это…

Идеальный день никогда не получалось придумать. Он как-то складывается сам. Например, встаешь не с той ноги, везде опаздываешь, все идет не так, и весь день ты все делаешь неправильно, и холодно, и темно, и поесть не успеваешь, а потом еще тебе звонят и говорят, что нужно ждать курьера, который привезет неизвестно  что. И ты думаешь: «Какой паршивый день!» И курьер наконец приезжает. И оказывается, что он привёз сигнальный экземпляр твоей книжки.

И сразу настроение хорошее. Идеальный день! Неожиданный поворот к лучшему.

— Сколько часов в день нужно писать для полного счастья? 

Для полного счастья лучше писать до тех пор, пока получаешь от этого удовольствие. Это то, что точно не стоит себя заставлять делать.

/ Вопросы: Людмила Чиркова

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв