Школа 14 января 2020
Рейтинг: 0

12 советов воркингмаме: как победить школьную «домашку»

Инструкция от нейропсихолога, как превратить домашние задания из совместного мучения в самостоятельное приключение.

Каждый вечер родители делают ЭТО. Нет, вовсе не чинно ужинают за столом с бокалом вина, а корпят над партой вместе со школьником над проектами по окружающему миру, крючочками в прописях и бесконечными столбиками деления  без остатка. Или бесконечно одергивают ребенка в бесплодных попытках усадить его делать уроки самостоятельно. Если вам все это надоело, а вам точно надоело, читайте инструкцию нейропсихолога Ольги Новиковой, как делать «домашку»  правильно.

 

Чек-лист для родителя:
присмотритесь к ребенку и его индивидуальным особенностям.  Быстрый, медлительный, тревожный, уверенный, творческий, независимый, истощаемость/быстро устает, застревает на мелочах, отвлекается, оттягивает начало выполнения, обманывает.
узнайте у школьника его «установку»: «домашка — это трудно / долго / сам не справлюсь / нужен «волшебный пинок»
прислушайтесь к себе. Какая установка у вас: «все должно быть на «отлично» / сначала на черновик / должен справляться сам / уроки любой ценой»

Сначала отдых, потом уроки.
После уроков необходим отдых, а младшим школьникам подчас и сон. Это значит, что по дороге домой — прогулка, затем обед. И только через полчаса-час садимся за уроки.

Рабочее место.
Крайне желательно, чтобы у ребенка был свой рабочий уголок. Но для многих выполнение домашки за кухонным столом в кругу братьев и сестер может быть наилучшим вариантом.

Рабочее пространство должно помогать сосредоточиться.
Помочь в этом могут некоторые совсем не очевидные предметы. Например, массажный шарик «Су-джок» с колечками-пружинками (можно купить в любой аптеке).

Используйте нетривиальный подход.
Кто-то из ребят с успехом будет «объяснять» решение задачки своей любимой игрушке или диктовать «как учитель» текст упражнения, комментируя трудные места. Так что если в семье есть младшие дети, готовые поучиться у старшего, можно использовать это с пользой для обеих сторон.

Устные предметы сделать легче и быстрее.

Начинайте с легких заданий.
Во-первых, мозг ребенка должен постепенно настраиваться на процесс. Часто устные предметы сделать легче и быстрее. Во-вторых, начав с трудных заданий, ребенок рискует истощиться, и на другие задания сил не останется.

Не позднее, чем за 2 часа до сна, выполнение заданий нужно прекратить.

Сон важнее.
Если вы не успеваете сделать уроки — это не конец света! Гораздо важнее вовремя лечь спать. Иначе следующий учебный день будет малопродуктивным. Не позднее, чем за 2 часа до сна, выполнение заданий нужно прекратить. В противном случае, возбужденный интеллектуальной деятельностью мозг не сможет настроиться на спокойный ритм сна, и хорошо выспаться не удастся.

«Таймирование».
Учите ребенка определять необходимое время для выполнения заданий. «Давай отметим, сколько времени потребуется на это упражнение«. Ставим часы. Лучше всего песочные или водные. Засекаем время несколько дней подряд и обсуждаем, какие уроки он делает быстрее, а какие медленнее, и почему. Так мы помогаем ребенку научиться рационально использовать свое время, меньше отвлекаться. Определив среднее время, можно ставить таймер.
Есть важное исключение: этот способ неприемлем для высоко тревожных детей. Они будут так стараться уложиться в отведенное время, что количество ошибок возрастет, и ребенок будет нервничать еще больше.

С оглядкой на возраст.
К чему мы, как родители, стремимся? К самостоятельному и качественному выполнению домашних заданий. Чем младше ребенок, тем больше организационной помощи ему требуется. В течение первого класса стремимся перейти к самостоятельному выполнению работы. И напоминаем ребенку, что всегда, если трудно, непонятно, он может обратиться за помощью. Здесь важно наше мастерство задавать нужные вопросы: « Как ты рассуждал? С чего думаешь начать? Прочти еще раз задание и расскажи, что нужно сделать своими словами, как ты это понял.»

Без черновика.
Дети делают массу ошибок при списывании, да и времени это отнимает неоправданно много. Да и в классе у ребенка не будет такой «подстраховки». Домашняя работа должна формировать привычку работать внимательно и качественно. Детей постарше очень раздражает «бессмысленная» работа на черновике. Стоит подходить к черновику более гибко. Например, решайте трудную задачу на черновике. «Настройте» руку, прописав одну строчку на черновике упражнением на чистописание. Или выполните упражнение на внимание: напишите одно предложение, раз-де-лив каж-до-е сло-во по сло-гам.

Научите ребенка подмечать то, что у него действительно хорошо и легко получается.

Поощрения.
Поддержка и своевременное поощрение творят чудеса. Научите ребенка подмечать то, что у него действительно хорошо и легко получается. Задача учителя: найти и исправить ошибки. А задача родителя: увидеть успехи и научить видеть их самого ребенка.
«Какая буква у тебя самая красивая в этой строчке? Какое слово ровно и уверенно написано? В какой части работы нет ни одной помарки и ошибки?» Всего этого без нашей помощи дети могут попросту не замечать. Подмечайте и поощряйте важные мелочи: сам сел за уроки, без напоминаний повторил стихотворение, сегодня наконец-то записал или запомнил, что задано, может рассказать, как делали подобное задание в классе. Поощряйте за усилия и даже за намерения, если их раньше не наблюдалось.

Никаких гаджетов во время перемены.

Делаем «переменки».
Для быстро истощаемых детей «переменки» нужно делать через каждые 10-15 мин занятий. Для опытных и сильных учеников — через 30-40 мин. Общий принцип: чем меньше времени ребенок занимается, тем короче «переменка». Не стоит делать «переменку» больше 10 минут. Иначе вернуться к работе будет очень сложно. И никаких гаджетов во время перемены. Игры на планшете и телефоне израсходуют весь потенциал активного внимания ребенка.

Жертвуем качеством ради цели.
Помним к чему в итоге мы стремимся: к самостоятельному и качественному выполнению ребенком заданий. Но одновременно этому научиться не получится. Поэтому ради самостоятельности придется на время «пожертвовать» качеством. Постепенно и оно подтянется, по мере формирования учебных навыков. Делайте акцент на желаемом результате и поощряйте усилия. Для подростка «лег в сторону цели» иногда уже первый успех.

Упражнения из «Гимнастики Мозга» Пола Деннисона в помощь:

Перед выполнением домашних заданий — выпить стакан воды. Так наш мозг работает быстрее. Помним, что сигналы в мозге передаются по принципу электрической сети — в жидкости быстрее.

Сделать несколько активных дыхательных упражнений. В положении стоя на вдохе живот округляется, на выдохе подтянуть в себя. Или на вдохе широко развести руки в стороны, на выдохе — крепко обнять себя за плечи. Повторить 3-5 раз.

Глазодвигательные упражнения помогут настроиться на внимательное чтение, а между заданиями снимут лишнее напряжение. Вспомните упражнение, которое мы уже не раз упоминали в публикациях «Ленивые восьмерки» (отслеживание глазами знака «бесконечность» — 8-ки лежащей на боку, отсюда и название упражнения).

Массажные упражнения помогут мозгу работать эффективнее за счет усиления кровоснабжения.
«Сова»: исходное положение стоя, положите правую руку на основание шеи слева, сожмите и с выдохом скажите Ух! Повторите 5 раз. Тоже повторите левой рукой, положив на основание шеи справа.
«Колпак»: исходное положение стоя. Поднимите правую руку вверх, дотянитесь до левого уха. Помассируйте левое ухо, продвигаясь от верхней его точки к мочке, а левой рукой таким же образом — правое ухо. Лучше это делать не одновременно, а поочередно: сначала одно ухо, а затем другое.

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв