образование 9 августа 2019 
Рейтинг: 0

«Жить без школы для нашей семьи лучше»

Автор книги «Жизнь без школы» рассказывает об успешном опыте домашнего обучения.

Лейла Сазонтова — журналист, автор статей и книги о семейном образовании и консультант по хоумскулингу. Лейла забрала своего сына Льва из школы в Перми, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет, а их жизнь без школы продолжается.

Когда мой сын учился во втором классе, я приняла решение забрать его из школы. Для этого не было какой-то определенной причины. Просто все претензии к школе, тамошнему контингенту и системе в целом сложились в одно четкое понимание: жить без школы – это то, что для нашей семьи лучше. Сегодня сын – условно семиклассник, и, кажется, мне есть что рассказать о хоумскулинге.

Что нужно для перехода? 

На самом деле перейти на семейное образование – это самое простое во всем процессе свободного обучения. У нас этот процесс занял меньше недели (на принятие решения я потратила куда больше!).  

Прошли весь курс географии за один класс – только после этого перешли к биологии.

Всё началось со встречи с завучем. Я обрисовала ситуацию и свои планы. Конечно, завуч пыталась отговорить: и школа была статусная, и единственный прецедент хоумскулинга, имевший место до нас, закончился не слишком удачно. Но поняв, что переубеждать меня бессмысленно, она перешла к обсуждению деталей. К слову, было это посреди третьей четверти (это к вопросу о том, что на семейное образование можно перейти в буквальном смысле в любой момент). 

После этого я написала заявление в свободной форме на имя директора школы и унесла уведомление в местный департамент образования. Через несколько дней меня пригласили в школу для заключения договора. И сразу после этого началось наше свободное плавание. 

Как организована учеба? 

Я всегда говорю, что хоумскулинг – это плавание на лодке ночью с налобным фонариком. Выбирая пути, способы и форматы обучения, мы действуем на ощупь. Иногда находим верный путь, иногда заблуждаемся, но не позволяем пересесть в большой корабль системы образования, который везет всех туда, куда ЕМУ нужно. Мы продолжаем дорожить своей свободой. 

Я всегда говорю, что хоумскулинг – это плавание на лодке ночью с налобным фонариком

Так вот, про пути. Сначала мы условно перенесли школу домой. Каждый день сын проходил по одной теме по разным предметам, как если бы он продолжал учиться в классе. Но такой формат занимал много времени и не давал учиться в своем темпе. Поэтому очень быстро мы отказались от этого и начали учиться методом глубокого погружения, когда одновременно изучается только один предмет. Прошли весь курс географии за один класс – только после этого перешли к биологии и т.д. Перманентно изучаем только математику (теперь уже алгебру) и иностранный язык, в силу того что эти предметы с большой программой и требуют особого внимания для дальнейшего обучения и жизни. 

Ошибочно мнение, будто хоумскулерам нужен репетитор по каждому предмету, а потому это «удовольствие для богатых».

Ближе к пятому классу сын стал требовать все меньше моего внимания, самостоятельно справляясь с программой и приходя ко мне лишь для того, чтобы обсудить то, что он сам уже изучил. Сейчас, к седьмому классу, у него есть занятия по английскому языку при университете в нашем городе и репетитор по алгебре. С остальными предметами он справляется сам. Не берусь гадать, будет ли так и дальше, но если понадобится помощь репетиторов еще по каким-то предметам, то она будет. Не вижу в этом особой сложности, но уже точно знаю, что ошибочно мнение, будто хоумскулерам нужен репетитор по каждому предмету, а потому это «удовольствие для богатых». 

А что делать с социализацией? 

Вопрос о социализации – мой любимый. За годы семейного образования ни одно мое интервью, ни один разговор со знакомыми и родственниками, впервые узнающими о такой форме обучения, ни разу не обходились без этого вопроса. 

 Сын растет очень коммуникабельным человеком. И уж чьей заслуги в этом точно нет, так это школы.

Если вы заглянете, к примеру, в психологический словарь, то увидите совсем неожиданное определение. Если вкратце, то социализация – это процесс передачи знаний и ценностей. С передачей ценностей, близких нашей семье, я точно справлюсь лучше, чем чужой (зачастую уставший и нервный) человек в лице учителя. И это будет мягкая социализация, индивидуальная и не из-под палки. 

А что касается способности к коммуникации (ведь ее все ошибочно подразумевают, говоря о социализации), то с этим проблем нет. Сын растет очень коммуникабельным человеком. Он легко заводит новые знакомства и поддерживает разговор в разных компаниях – как с детьми, так и со взрослыми. И уж чьей заслуги в этом точно нет, так это школы. 

Мой сын, как и остальные хоумскулеры, получит совершенно обычный аттестат, с которым сможет поступить в выбранный университет.

Какие дальнейшие планы?

Как я уже сказала, сейчас сын проходит программу седьмого класса. Иногда мне кажется, что он мог бы аттестовываться гораздо быстрее (он, например, освоил за год программы 4 и 5 классов). А в другие дни я думаю, что это вовсе ни к чему и форсировать события никому не нужно.

Семейное образование для нас изначально было экспериментом. Я пообещала супругу, что мы завершим его, как только поймем, что эксперимент не удался. Но до сегодняшнего момента я вижу лишь то, что он успешен. Весь наш опыт я описала в своей книге «Жизнь без школы».

Может ли случиться ситуация, которая заставит ребенка вернуться в школу? Конечно. Я не буду сильно противоречить ему, если сын скажет, что хочет продолжить обучение в школе. Правда, пока этого не случается: парень так любит свою свободу и возможность заниматься своими делами, учась в своем темпе, что на меньшее он и не согласен.

Меня часто спрашивают, что будет дальше. Ведь окончание школы не за горами, а значит, скоро придет пора задуматься о вузе. Мой сын, как и остальные хоумскулеры, получит совершенно обычный аттестат, с которым сможет поступить в выбранный университет. В этом плане семейная форма ничем не отличается от привычной очной. А значит, он сможет выбрать любой вуз, который ему придется по душе. 

Знает ли он сейчас, чем хочет заниматься? Да, у него много интересов, и с некоторыми из них он не прочь связать свою жизнь. Но мне кажется, что всерьез говорить об этом, когда сыну всего 12 лет, еще рано. Чуть позже, уверена, он определится со сферой своих профессиональных интересов. А я постараюсь поддержать его и помочь в достижении успеха. 

 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв