творческий процесс 8 июля 2021 
Рейтинг: 0

Зачем детям творчество: эмоции, тело и вера в себя

Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.

Некоторые взрослые думают, что творчество – это только для тех, у кого есть явный талант. Или, по крайней мере, для гуманитариев. Если же ребенок не проявляет явных задатков великого художника и вообще интересуется математикой больше, чем ИЗО, то развивать его креативность не обязательно. 

Но творческие занятия – это не пустая трата времени и не перерыв между “настоящими” уроками. Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.

Чему можно научиться на креативных занятиях?

Рисование, лепка, танцы, театр или музыка – все это не просто набор техник. Любое занятие, предполагающее самовыражение, требует креативности. А креативность шире любых искусств и ремесел. Это способ взаимодействовать с миром и решать проблемы. 

Творческие навыки очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.

Это становится понятно, если посмотреть, из чего состоит креативность:

  • оригинальность. То есть умение выдавать идеи, которые никому раньше не приходили в голову, и смелость, чтобы отстаивать их и говорить “а я сделаю вот так”. 
  • настойчивость. Занимаясь творчеством, дети будут ошибаться и пробовать снова  и снова, пока не достигнут того результата, которого хотят. 
  • интеллект. Любое творчество требует напряжения умственных сил и умения сделать лучший выбор из возможных вариантов. 
  • воображение. Творчество позволяет детям включить фантазию на максимум. Конечно, если взрослые им в этом помогают. Например, на уроках рисования в Skysmart детям предлагаетися рисовать не кубики и вазы, а фантастические миры: придумывать небывалые пейзажи, монстров и сказочных персонажей.

Все это – навыки, которые очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.

Но, помимо креативности, творческие занятия развивают и многие другие навыки, которые можно использовать в ситуациях, очень далеких от уроков ИЗО.

Творчество позволяет понять свои эмоции. Во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния.

Управление эмоциями. Детям (да и некоторым взрослым) бывает трудно выражать и идентифицировать свои чувства. Творчество позволяет проявить, осмыслить и понять свои эмоции. Например, во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния, литературные уроки помогают им описывать чувства, а занятия  рисованием – изображать их. 

Эмпатия. Понимание того, что другие люди отличаются от нас, очень важно. Творческие занятия помогают показать детям, что другие могут поступать по-разному в одних и тех же ситуациях. А заодно объясняют, что отличаться от других – это нормально. Ребенок нарисовал корову, а все думают, что это – собака? Что ж, это подходящий момент, чтобы попытаться взглянуть на свое произведение глазами окружающих и поразмышлять о том, что они видят и почему.

Умение управлять своим телом. Считается, что физическое развитие – это только спорт. Но творчество тоже помогает детям наладить контакт с собственным телом.  Танцы и драма развивают равновесие и пространственное мышление, а рисование, лепка и другие прикладные искусства помогают улучшить мелкую моторику, координацию и силу пальцев. 

Критическое мышление. Чтобы рисунок с каждым разом становился все лучше и лучше, нужно видеть и учитывать прошлые ошибки. А еще – запоминать удачные решения. Рефлексия и умение взглянуть на плод своих трудов непредвзято – крайне важные навыки, они нужны и программисту, и предпринимателю, и инженеру.

Вера в свои силы. Самовыражаясь, дети обретают уверенность в себе и раскрывают свой творческий потенциал. 

Любые творческие занятия развивают в детях целый комплекс навыков и умений, которые пригодятся им и в учебе, и в работе, и в личном общении. Кроме того, исследователи видят явную взаимосвязь между креативностью и академическими успехами: чем больше творчества в жизни ученика, тем лучше его оценки по всем дисциплинам.  

5 мифов о детском творчестве

Творчество – это про искусство

Хотя креативность часто ассоциируется с «творческими» дисциплинами вроде рисования и музыки, она не зависит от предмета. Креативность – это подход к решению проблем, который можно применять в разных областях. Способ, которым дети выражают свои креативные способности, будет отличаться в физкультуре, математике, программировании и литературе.  

Творческий процесс – это просто развлечение

Творчество действительно доставляет удовольствие, но это не значит, что к нему не следует относиться серьезно. Рисование, лепка, домашний театр – все это может показаться забавным занятием, которое взрослые противопоставляют более серьезной работе в классе. Но креативный процесс  – это не игра, он сопряжен с множеством сложных задач. Для достижения успеха требуются концентрация, трудолюбие, настойчивость и решимость. На самом деле творчество может быть трудным процессом со взлетами и падениями. Творчество заслуживает серьезного отношения.

Дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши.  Но без помощи взрослых творческое развитие застопорится.

Креативность – это редкий природный талант 

Считается, что по-настоящему творческих людей очень мало, но они найдут свой путь независимо от того, что происходит в школе и дома.

Конечно, у людей разное сочетание способностей, личностных качеств и опыта. Но креативность не всегда прорастает наперекор всему, как трава сквозь асфальт. Ее можно и нужно поощрять. Некоторые дети упускают возможность развивать свои творческие способности без поддержки родителей и учителей. И наоборот, в среде, где креативность поощряется, детям проще проявить свои способности в раннем возрасте. 

Дети могут заниматься творчеством и сами по себе

Действительно, многие дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши.  Но без помощи взрослых детские рисунки могут стать повторяющимися и однообразными, а творческое развитие застопорится. Детям нужно ставить все новые и новые креативные задачи, показывать способы проявить себя. Без участия родителей или преподавателей дети с этим не справятся. 

Учить творчеству может кто угодно

Если посмотреть на поделки малышей, может показаться, что творческие занятия действительно может вести любой. Что сложного – просто показывать детям, как вырезать из бумаги цветы и клеить их на картон? Но знания и навыки имеют фундаментальное значение для творчества. Может, первая аппликация и неказиста, но она учит композиции, умению видеть пропорции и сочетать цвета. Чтобы развить такие умения, взрослый, который ведет наблюдения, должен сам ими обладать.

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв