Зачем детям творчество: эмоции, тело и вера в себя
Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.
Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.
Некоторые взрослые думают, что творчество – это только для тех, у кого есть явный талант. Или, по крайней мере, для гуманитариев. Если же ребенок не проявляет явных задатков великого художника и вообще интересуется математикой больше, чем ИЗО, то развивать его креативность не обязательно.
Но творческие занятия – это не пустая трата времени и не перерыв между “настоящими” уроками. Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.
Рисование, лепка, танцы, театр или музыка – все это не просто набор техник. Любое занятие, предполагающее самовыражение, требует креативности. А креативность шире любых искусств и ремесел. Это способ взаимодействовать с миром и решать проблемы.
Творческие навыки очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.
Это становится понятно, если посмотреть, из чего состоит креативность:
Все это – навыки, которые очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.
Но, помимо креативности, творческие занятия развивают и многие другие навыки, которые можно использовать в ситуациях, очень далеких от уроков ИЗО.
Творчество позволяет понять свои эмоции. Во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния.
Управление эмоциями. Детям (да и некоторым взрослым) бывает трудно выражать и идентифицировать свои чувства. Творчество позволяет проявить, осмыслить и понять свои эмоции. Например, во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния, литературные уроки помогают им описывать чувства, а занятия рисованием – изображать их.
Эмпатия. Понимание того, что другие люди отличаются от нас, очень важно. Творческие занятия помогают показать детям, что другие могут поступать по-разному в одних и тех же ситуациях. А заодно объясняют, что отличаться от других – это нормально. Ребенок нарисовал корову, а все думают, что это – собака? Что ж, это подходящий момент, чтобы попытаться взглянуть на свое произведение глазами окружающих и поразмышлять о том, что они видят и почему.
Умение управлять своим телом. Считается, что физическое развитие – это только спорт. Но творчество тоже помогает детям наладить контакт с собственным телом. Танцы и драма развивают равновесие и пространственное мышление, а рисование, лепка и другие прикладные искусства помогают улучшить мелкую моторику, координацию и силу пальцев.
Критическое мышление. Чтобы рисунок с каждым разом становился все лучше и лучше, нужно видеть и учитывать прошлые ошибки. А еще – запоминать удачные решения. Рефлексия и умение взглянуть на плод своих трудов непредвзято – крайне важные навыки, они нужны и программисту, и предпринимателю, и инженеру.
Вера в свои силы. Самовыражаясь, дети обретают уверенность в себе и раскрывают свой творческий потенциал.
Любые творческие занятия развивают в детях целый комплекс навыков и умений, которые пригодятся им и в учебе, и в работе, и в личном общении. Кроме того, исследователи видят явную взаимосвязь между креативностью и академическими успехами: чем больше творчества в жизни ученика, тем лучше его оценки по всем дисциплинам.
Творчество – это про искусство
Хотя креативность часто ассоциируется с «творческими» дисциплинами вроде рисования и музыки, она не зависит от предмета. Креативность – это подход к решению проблем, который можно применять в разных областях. Способ, которым дети выражают свои креативные способности, будет отличаться в физкультуре, математике, программировании и литературе.
Творческий процесс – это просто развлечение
Творчество действительно доставляет удовольствие, но это не значит, что к нему не следует относиться серьезно. Рисование, лепка, домашний театр – все это может показаться забавным занятием, которое взрослые противопоставляют более серьезной работе в классе. Но креативный процесс – это не игра, он сопряжен с множеством сложных задач. Для достижения успеха требуются концентрация, трудолюбие, настойчивость и решимость. На самом деле творчество может быть трудным процессом со взлетами и падениями. Творчество заслуживает серьезного отношения.
Дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши. Но без помощи взрослых творческое развитие застопорится.
Креативность – это редкий природный талант
Считается, что по-настоящему творческих людей очень мало, но они найдут свой путь независимо от того, что происходит в школе и дома.
Конечно, у людей разное сочетание способностей, личностных качеств и опыта. Но креативность не всегда прорастает наперекор всему, как трава сквозь асфальт. Ее можно и нужно поощрять. Некоторые дети упускают возможность развивать свои творческие способности без поддержки родителей и учителей. И наоборот, в среде, где креативность поощряется, детям проще проявить свои способности в раннем возрасте.
Дети могут заниматься творчеством и сами по себе
Действительно, многие дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши. Но без помощи взрослых детские рисунки могут стать повторяющимися и однообразными, а творческое развитие застопорится. Детям нужно ставить все новые и новые креативные задачи, показывать способы проявить себя. Без участия родителей или преподавателей дети с этим не справятся.
Учить творчеству может кто угодно
Если посмотреть на поделки малышей, может показаться, что творческие занятия действительно может вести любой. Что сложного – просто показывать детям, как вырезать из бумаги цветы и клеить их на картон? Но знания и навыки имеют фундаментальное значение для творчества. Может, первая аппликация и неказиста, но она учит композиции, умению видеть пропорции и сочетать цвета. Чтобы развить такие умения, взрослый, который ведет наблюдения, должен сам ими обладать.
Комментариев нет