5 признаков хорошего обучающего приложения для детей
Как выбрать хорошее обучающее приложение для ребенка? Рассказывают разработчики.
![](https://workingmama.ru/wp-content/uploads/2020/09/ip-720x480.jpg)
Как выбрать хорошее обучающее приложение для ребенка? Рассказывают разработчики.
Детей, родившихся после 2010 года, когда появился айпад, сложно оторвать от гаджетов. Через экран они познают мир, социализируются и учатся. Педагоги начали использовать устройства в образовательном процессе. Разделы “Для детей” и “Образование” в магазинах приложений App Store и Google Play заполнены под завязку.
Важно, чтобы в обучающем приложении был виртуальный учитель.
Как выбрать приложение, которое будет не только развлекать ребёнка, но и эффективно обучать? Рассказывает Ольга Синицына, руководитель отдела обучения Buddy.ai, разработчика мобильного приложения для обучения детей разговорному английскому.
1. Эпистемический авторитет и Digital Humans
Учитель — это не только “говорящая голова”, которая просто читает учебник страницу за страницей. Мы — социальные животные, нам важно мнение другого человека о нас. Образ преподавателя, взаимная симпатия, двустороннее общение с ним — ключевая составляющая эффективного образовательного процесса. Новая информация лучше усваивается, если она получена от человека, которому мы доверяем. Этот принцип называется по-английски Epistemic Trust или эпистемический авторитет.
Важно, чтобы в обучающем приложении был такой виртуальный учитель, даже если это мультяшный персонаж и вообще не гуманоид, но с историей, чертами характера. Такой, с которым можно общаться, пусть в ограниченном формате. Благо, что искусственный интеллект позволяет “оживить” цифрового преподавателя, дать ему способность говорить и “понимать” речь ученика, распознавать тонкости акцента и детскую речь.
2. Желаемая сложность
Этот принцип — универсальный, и работает как с детьми, так и в мотивационных бизнесе для мотивации сотрудников. Суть его в том, что задача должна быть не слишком простой, иначе будет скучно и лень за неё браться. Но чрезмерная сложность тоже может отбить мотивацию и посеять неуверенность в себе.
Понять, насколько приложение соответствует этому принципу, просто — посмотрите в течение 10 минут на реакции ребёнка, когда он проходит уровни в обучающей игре.
Правило Desirable Difficulty означает, что задача должна быть по силам и вызывать желание проявить свои способности. Если это так, то ребёнок будет охотно заниматься и получать свою дозу эндорфинов, когда у него будет что-то хорошо получаться. Понять, насколько приложение соответствует этому принципу, просто — посмотрите в течение 10 минут на реакции ребёнка, когда он проходит уровни в обучающей игре. Всё даётся ему слишком легко? Значит прогресса не будет. Злится и топает ногами из-за того, что ничего не получается? Нужна игра полегче.
3. Повторение — мать учения
Мозг лучше запоминает ту информацию, к которой ведёт больше ассоциативных (нейронных) связей. Это значит, что если ребёнок, например, учит иностранные слова, хорошо, если он их может повторить в разных контекстах. Это могут быть разные сюжетные мини-игры, тесты на скорость, задачки на пропущенное в предложении слово, на понимание устного диалога.
В хорошем обучающем приложении должны быть разные способы подачи и повторения материала. Этот принцип называется Encoding Variability. Есть проверенная временем и исследованиями методика расчёта, через какие интервалы лучше всего повторять материал – вернуться к изученной информации стоит в тот момент, когда она почти забыта. Таким образом, интервалы между повторами слов или другого выученного материала, постоянно возрастают. Хорошо, если в обучающем приложении используется этот принцип. Тогда результат будет гораздо выше.
В хорошем обучающем приложении должны быть как минимум элементы игры.
4. Геймификация и Game-Based Learning
Это близкие, но не синонимичные термины. Геймификация означает привнесение игровых элементов в образовательный процесс. К примеру, на сайте uchi.ru можно зарабатывать очки и соревноваться с одноклассниками. В американских школах есть приложение Classcraft, в котором ребёнок создаёт вирутального персонажа и “прокачивает” его с помощью заработанных в обычном учебном классе баллов. Полученные очки опыта используются, как игровая валюта — на них можно покупать питомцев для своего виртуального героя, предметы и костюмы. Дети могут объединяться в команды и соревноваться с другими. У родителей есть возможность наблюдать за прогрессом в отдельном приложении.
Обучение на основе игр (game-based learning) означает, что ребёнок играет в игру, цель которой в конечном итоге научить чему-то новому, развить полезные навыки. Всем известный пример — скрабл или кроссворд. Эти игры помогают закрепить в памяти термины, развивают способность решать сложные задачи, ассоциативное мышление, терпение. В хорошем обучающем приложении должны быть как минимум элементы игры. Такой формат образовательного процесса создаёт позитивное отношение к предмету, даже если он сложный (например, математика или физика), повышает степень усвоения материала и увеличивает объёмы изучаемой информации.
Если он или она не вылазит из игрового приложения про космос, поговорите с ним об этом.
5. Прогресс
Лучший способ понять, насколько приложение помогает ребёнку усваивать материал — периодически проверять его прогресс. Не стоит делать это в форме “официального” экзамена. Часто дети сами делятся с родителями тем, что нового узнали. Если этого не происходит, заведите разговор на тему, которую изучает ребёнок, попросите напомнить факты или иностранные слова, которые вы “забыли”. Предложите поиграть в викторину, в которой будете отвечать на вопросы друг друга по очереди.
К примеру, если малыш изучает английский, можно переводить слова с русского на иностранный. Если он или она не вылазит из игрового приложения про космос, поговорите с ним об этом. Заодно освежите свои знания или приобретёте новые. Повторите этот “тест” на прогресс через месяц, чтобы понять, всё ещё приносит ли обучающая игра пользу.
Комментариев нет