дети и деньги 4 сентября 2020 
Рейтинг: 5

«Ошибка – говорить детям, что деньги зарабатываются большим трудом»

Как встраивать финансовую грамотность в жизнь детей, рассказывает финансовый консультант и мама троих.

Автор популярного блога о финансах и книги «Сам себе финансист» и мама троих детей Анастасия Тарасова:  

Нет какого-то определенного возраста, когда настает пора посвящать ребенка в мир финансов. Моим младшим детям, Марку и Лизе, сейчас по шесть лет, и пока они не особенно интересуются темой денег. Завлекать их в этом возрасте можно мультиками – в «Смешариках» есть полезные серии по теме «Азбука финансовой грамотности», они посвящены накоплениям, кредитам и даже инвестициям.

В «Фиксиках» есть эпизоды «История вещей – деньги», «Как делают деньги». Последний повествует о тонкостях изготовления банкнот. После их просмотра детям можно показать настоящие купюры и монеты. Учите детей математике на живом примере: дайте им разложить деньги по номиналу, цвету, поискать закономерности (найти одинаковые, убрать лишние).

Старший Эрик дозрел до финансовых вопросов, когда пошел в школу. Банковскую карту ему завели в 6,5, но понимание «для чего» она – пришло позже. В его школе есть такая система, называется «мини-босс»: они в течение года разрабатывали с одноклассниками проект по созданию чехлов для телефонов, и получили от инвесторов средства на его развитие. Сами придумали идею и заработали денег. Вот такая крутая школа.

«Премию» дети получают за сверхусилия – например, за первое место в олимпиаде или спортивном состязании. Есть и другой вариант — можно сделать мне массаж и заработать сто рублей.

Я начала транслировать свои финансовые установки детям с младшего школьного возраста. У них есть копилки и свои деньги. Вот как можно выстроить этот процесс:

1). Сформировать понятие бюджета. Выдавая нужное количество денег на обеды и прочие нужды, объясняю их целевое назначение. Нужно объяснить, что ребенок должен уложиться в эту сумму. Если все потратит в первый же день – не спешу выдавать еще.

2). Выстроить систему поощрений. Я категорически против поощрения детей за выполнение домашних дел или хорошие отметки. У нас, например, четыре собаки и каждая закреплена за ребенком. Чья собака – тот и выгуливает, и убирает. Это базовые обязанности. А «премию» можно получить за сверхусилия – например, за первое место в олимпиаде или спортивном состязании. Есть и другой вариант — можно сделать мне массаж и заработать сто рублей.

Дети не понимали, как можно работать в телефоне или планшете, – ведь там только мультики!

Выстраивайте адекватную систему поощрений, иначе рискуете оплачивать каждый вынесенный мусор и вымытую тарелку.

3). Начиная с 8-9 лет, можно строить с детьми простейшие финансовые планы. Для этого я использую уже упомянутые копилки. Предлагаю детям делить свои деньги на три части:
— текущие потребности (купить самому шоколадку, а не просить родителей),
— сбережения (выясните, о чем мечтает и предложите накопить на что-то более дорогое)
— и инвестиции (рассказать о возможностях получать деньги с вложений).

Говорите с детьми о работе. Моя деятельность плотно связана с использованием ноутбука и смартфона. И дети первое время не понимали, как можно работать в телефоне или планшете, – ведь там только мультики! Я садилась и показывала свои таблицы, объясняла, что такое удаленная работа, почему меня нельзя отвлекать. И, конечно, говорила о том, что сделаю дела, а потом мы поиграем. Не с первого раза, но это привнесло некую осознанность. И теперь все в доме знают, что если мама работает, то не надо шуметь и постоянно что-то спрашивать. А моя продуктивность выросла в разы.

Когда дети поймут, откуда берутся деньги, расскажите им о том, куда деньги тратятся.

Когда дети поймут, откуда берутся деньги, расскажите им о том, куда деньги тратятся. Иными словами – о семейном бюджете. Не обязательно раскрывать все карты и говорить все суммы. Достаточно в процентном соотношении показать, какая часть идет на обязательные статьи, на что еще тратятся деньги, и почему не всегда можно купить «все и сразу».

На мой взгляд, самая частая ошибка – рассказывать о том, что работа – это сложно, а деньги зарабатываются большим трудом. Даже если для вас это действительно так, вы же не хотите, чтобы ребенку достался такой же «груз» в будущем? Я стараюсь говорить, что нужно много читать, много развиваться, общаться с людьми для того, чтобы у тебя были контакты, связи, знания и ты мог бы в любой сфере себя показать и тем самым заработать.

 

Комментарии

1

Прекрасная полезная статья! Автору спасибо, очень сложный вопрос, особенно для нас — детей союза. Возьмем на заметку

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв