образование 7 сентября 2016 
Рейтинг: 0

Онлайн-образование: за и против

Что надо знать родителям об онлайн-обучении детей.

О плюсах и “противопоказаниях” онлайн-обучения школьников Воркингмаме рассказали специалисты образовательного проекта TutorOnline.

Изучать онлайн ученики могут все (без исключения) предметы, включенные в обязательную школьную программу. Для этой цели в нашем проекте, например, разработан специальный сервис — вайтборд. Это виртуальный аналог школьной доски, на которой учитель и ученик могут чертить, рисовать, писать формулы, решать задачи любой сложности и т.п.

В каком случае нужно дополнительное онлайн-образование школьникам? Здесь у каждого ученика и его родителей свой ответ: кто-то не доволен школьным педагогом-предметником и нуждается в дополнительных занятиях, ездить на которые нет времени; у кого-то в городе (если небольшой населенный пункт) просто нет опытных репетиторов.

нонна борисенок


Нонна Борисенок, преподавате физики и математики (педагогический стаж — 20 лет), онлайн-репетитор:


Ежедневно я отвечаю на десятки вопросов родителей, которые обращаются за консультацией. Мамы и папы зачастую очень смутно представляют, что такое онлайн-обучение и по каким принципам оно организовано. Иногда родители сразу бросаются в атаку, начинают рассказывать подслушанные где-то истории про репетиторов-шарлатанов, псевдообразовательные проекты, которые “только деньги трясут, а знаний не дают”, но в таких ситуациях я стараюсь сначала выслушать, а затем представлять контраргументы.

Во-первых, важно понимать, что онлайн-обучение – это лишь формат, который не трансформирует содержание учебного материала и не противоречит фундаментальным принципам педагогики. Математика, которую я преподаю по скайпу, – это та же математика, которую объясняю, стоя перед меловой доской в классе. Если мы говорим о базовых предметах, о школьной программе, которая составляет фундамент общего образования, то никакой онлайн-ресурс, проект, сервис, компания, отдельный педагог не могут измыслить альтернативное знание, никто не научит вашего ребенка четвертому закону Ньютона, потому что закона всего три.

Если обобщить мой профессиональный опыт преподавания, как в традиционном формате, та к и в режим онлайн, можно обозначить следующие преимущества и недостатки онлайн-обучения.

Достоинства:

Глобальная экономия. Преимущество, о котором не говорит только ленивый. Однако факт: онлайн-занятия позволяют сэкономить время, силы и деньги. Для жителей больших городов этот фактор может оказаться решающим. Ведь очень часто бывает, что ради занятия с репетитором, которое продлится 45 минут, ученику приходится тратить несколько часов на дорогу. Стоимость виртуальных уроков также значительно ниже, поскольку никаких организационных расходов и прочих неудобств не имеет ни одна из сторон.

Комфорт и безопасность. И родители, и ученики, и педагоги ценят личное пространство, которое хотелось бы оставить неприкосновенным. Когда урок проходит в той обстановке, которая для тебя приятна, привычна и максимально располагает к общению и обучению, — это уже 50 процентов успеха.
Вопрос безопасности, на мой взгляд, ключевой. Только когда ребенок находится дома под присмотром родителей, можно быть пологостью уверенными в его физической и психологической безопасности. К сожалению, для нашего времени это очень серьезная проблема. Поэтому важно понимать, что интернет – не абсолютное зло, которое негативно влияет на психику детей. При правильном использовании информационные технологии помогают обеспечить физическую безопасность ребенка.

Свобода и ответственность. Хотим мы того или нет, но школа, учитель, директор, завуч — эти понятия подсознательно ассоциируются у ребенка с некоей надзирательной, а часто и карательной функцией. С первого по выпускной классы ребенок слышит: “Делай уроки, иначе получишь двойку! Не бегай на переменах, иначе пойдешь к директору! Не прогуливай школу, иначе завуч позвонит родителям!”. Подобных воспитательных моментов в жизни детей может оказаться чересчур много, что порой приводит к негативным последствиям. Ребенок либо слишком привыкает к дисциплине, к системе, где он существует в рамках строгих правил, где все понятно и нет необходимости проявлять волю, решимость и инициативу, либо же он может выбрать путь тотального нонконформизма. То, что мы называем кризисом переходного возраста, иногда обусловлено именно противоречиями между системой общепринятых правил и возрастными особенностями развития личности.
В подобных ситуациях онлайн-обучение (как дополнительный элемент общего образовательного процесса) может стать своеобразным буфером.

     Недавно мы проводили опрос более тысячи школьников с 3 по 11 классы. Респондентам нужно было составить ассоциативный ряд к терминам: школа, учитель, домашний репетитор, онлайн-школа (в лице нашего проекта), онлайн-преподаватель. Результаты показали, что в 80 процентах случаев дети воспринимают онлайн-репетитора как старшего товарища, капитана команды, старшего брата, т.е. это взаимоотношения на равных, где педагог имеет авторитет, но не выполняет дисциплинарной функции.
Обучение в формате онлайн воспринимается детьми как акт их собственной доброй воли (даже если инициаторами были родители).

Онлайн-обучение требует большей ответственности (поскольку выше соблазн “забить” или забыть), большей самостоятельности, усидчивости, волевого характера и высокой степени осознанности. По этим причинам иногда на первых этапах бывает сложно, и родители начинают думать, будто подобные форматы неэффективны и даже вредны для ребенка, однако это всего лишь естественный процесс настройки. Ученик должен либо принять на себя ответственность за собственный результат, либо нет. Но если он решает положительно, то через какое-то время родители сами замечают, насколько разительны перемены в лучшую сторону не только в учебе, но и в поведении, восприятии, характере их ребенка.

Неограниченные возможности. Онлайн-формат исключает из образовательного процесса любые географические барьеры. И даже если у семьи нет финансовой возможности отправить ребенка учиться в Лондон или куда-либо за границу, практически каждый сегодня может себе позволить обучаться иностранному языку с носителем (если не за деньги с профессиональным репетитором, то просто со знакомым по интернету, для которого этот язык родной).

Недостатки

Отсутствие разработанных стандартов качества и контролирующего органа. Это очень серьезная проблема, которая заставляет многих людей отдавать деньги мошенникам или просто впустую тратить время. На сегодняшний день даже с определением понятия “онлайн-обучение” есть серьезные трудности: сюда можно отнести практически все, что имеет отношение к интернет-соединению. Онлайн-обучение — это и ролики на ютуб, и дистанционные репетиторы, и онлайн-школы, и геймифицированные ресурсы, и электронные библиотеки и многое другое.
Пока еще не выработано строгой классификации, нет четких критериев, которые позволили бы отнести тот или иной проект, ту или иную образовательную возможность к определенной категории онлайн-образования. Равно нет и критериев качества (кроме интуитивно-субъективных), которые позволили бы пользователям оценить эффективность используемого ресурса или профессионализм педагога.
Кроме того, далеко не все компании и частные учебные онлайн-курсы/ресурсы предоставляют сертификаты о прохождении той или иной учебной программы. А “корочки” сегодня важны, и многие люди учатся именно ради того, чтобы добавить очередной диплом или сертификат в свое резюме.

Риск потерять «человеческий облик». В данном пункте, возможно, я слегка утрирую, но эта проблема знакома многим взрослым людям, которые, например, работают удаленно. Отсутствие необходимости быть на людях под пристальным вниманием сотен пар глаз расслабляет. Можно полениться или забыть причесаться, проигнорировать необходимость переодеться из пижамы в парадное.
Для школьников, которые посещают уроки, а потом идут за дополнительными знаниями в интернет, это не такая серьезная проблема. В конце концов, родители следят за их расписанием, образом жизни и внешним видом. Но сам формат затягивает, привлекает полным отсутствием фейс-контроля и дресс-кода. И обратной стороной онлайн-образования может стать полное нежелание выходить в социум. Одно дело, если ваш ребенок во взрослой жизни выберет фриланс для того, чтобы чувствовать себя свободным, много путешествовать и больше успевать, но совсем другое, если мотивировать его будет нежелание взаимодействовать с окружающим реальным миром.

Не все предметы можно изучать дистанционно. Я знаю, что сегодня многие репетиторы даже рисовать учат по интернету. Есть онлайн-курсы игры на гитаре (фортепиано и других музыкальных инструментах), вокала, актерского мастерства, вязания, йоги и пр. Практически все сферы теоретического знания и практической деятельности тем или иным образом представлены для изучения в онлайн-формате. Можно долго спорить, хорошо это или плохо, но на мой взгляд, есть навыки, для формирования которых необходим личный контакт, тактильный обмен и живые эмоциональные реакции.

Онлайн-формат подходит не всем. Не стоит полагать, будто всем без исключения детям и взрослым нравится учиться онлайн. Иногда ученики, позанимавшись какое-то время, благодарят меня и уходят. Сначала после таких ситуаций я ужасно переживала, думала, что как педагог не смогла заинтересовать, сделала что-то неправильно. Но когда я спрашивала у учеников и родителей о причинах, мне говорили одно и то же: “Все здорово, но онлайн-обучение – это не наше”. Да, это вполне нормальная причина, чтобы предпочесть реальные занятия виртуальным: душа не лежит, хочется чего-то более сердечного и привычного.
Именно поэтому я всегда советую родителям: давайте детям выбор. Пусть они попробуют различные варианты занятий, а потом решат, как и с кем им учиться более комфортно.

Ольга Губарева, педагог по дошкольной подготовке, логопед:

Заниматься онлайн мы рекомендуем начиная с 3 класса, когда ребенок полностью готов усваивать информацию в формате онлайн. Если речь идет о самых маленьких учениках (дошкольники), то здесь родители должны отталкиваться от индивидуальных особенностей своих детей. Например, если ребенок не очень общителен, плохо привыкает к новым людям, нервничает, например, в общественном транспорте, боится толпы, не очень активен на детской площадке, то вариант онлайн-подготовки к школе может оказаться самым верным решением. За год или даже два года до школы можно протестировать такой формат общения ребенка с педагогом. Вполне вероятно, что именно с онлайн-репетитором ребенок будет чувствовать себя защищенным. Дистанционные занятия помогут малышу расслабиться, научат его правильно реагировать на внешние воздействия и раздражители, дадут необходимый опыт здоровой коммуникации, без чего в школе придется очень трудно.

Однако верно и обратное: есть ситуации, когда ребенку необходим «реальный» специалист. Например, если родители после нескольких занятий увидели, что ребенку некомфортно использовать онлайн-формат, если наблюдаются серьезные проблемы с речью, есть сомнения в эмоциональной стабильности, подозрения на психологическую травму. В подобных ситуациях может понадобится консультация нескольких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога и т.д.), и это уже, конечно, не дистанционная работа.

ольга лукашенок
Ольга Лукашонок, преподаватель физики, ведущий консультант в TutorOnline:


Я верю в потенциал онлайн-обучения, но не считаю, что все пути получения качественного и всестороннего образования должны вести в интернет. Выбирая ресурс, компанию, педагога, ищите реальную информацию, отзывы реальных людей, а не контекстную рекламу или оплаченные статьи и фейковые записи на форумах. Обратитесь к социальным сетям, попытайтесь найти людей, которые уже пользуются услугами этого ресурса или репетитора. Собирайте картинку по частям, ищите информацию в разных источниках и насторожитесь, если ничего, кроме рекламы, найти не удалось.

Из чего складывается цена?

В интернете можно найти бесплатный образовательный контент, бесплатные курсы, вебинары, видеолекции в записи и т.п. Однако чаще всего наиболее качественные программы, предполагающие многоступенчатую подготовку и рассчитанные на продолжительный срок обучения, платные. Но прежде, чем переводить деньги на карту репетитору или на счет компании, выясните, за что именно вы будете платить. В ситуации с репетитором все просто. Педагог устанавливает свою цену за академический час (как правило, услуги онлайн-педагога стоят на 30-40% дешевле), ресурс или онлайн-школа, которая этого педагога вам рекомендует, берет плату за посредничество, гарантии качества, сервис (например, виртуальную классную комнату с интерактивной доской для письма и рисования), техническую поддержку и т.п.

Когда вы покупаете, предположим, целый курс, преподавать который будут несколько педагогов в течение длительного периода времени, понять, из чего складывается цена, может быть сложнее. Поинтересуйтесь у консультантов, за что вы будете платить, какую часть этих средств отдадите конкретно педагогам, что уйдет “в карман” компании. При этом важно понимать, какие гарантии вы получаете, какие существуют способы (и правила) возврата денежных средств, если, например, вас не устроило качество преподавания или просто изменились обстоятельства. Может так случиться, что в договоре, который вы поленитесь прочесть, будет пункт, согласно которому, денежные средства не возвращаются ученику в случае, если он явится инициатором расторжения договора.

Я все чаще наталкиваюсь на объявления типа “Английский язык за 3 месяца!” или “Уникальные авторские методики, которые сделают из гуманитария гуру математики”. Как грибы после дождя появляются сенсеи от педагогики, обещающие блестящие результаты в невероятно короткие сроки.
Не верьте! Нельзя изучить иностранный язык с нуля за 1, 2 или 3 месяца. Нельзя не потому, что ваш ребенок или вы сами недостаточно способные, а потому, что этот навык требует терпения, усердия, трудолюбия и времени. Дети ходя в школу 11 лет не из-за скудного интеллекта, а потому что весь курс биологии, химики, физики, математики и прочих дисциплин невозможно освоить за меньшее количество времени. Даже если ваш ребенок настоящий вундеркинд, психологи настоятельно советуют распределять нагрузку. Любая наука постигается огромным трудом, поэтому не гонитесь за обещаниями интеллектуальных подвигов, для достижения которых не придется даже вспотеть.

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв