воркингмамы 31 марта 2015 
Рейтинг: 0

Ойгуль Мусаханова: «Удаленно руководить невозможно – людям нужна твоя энергия, твой пример»

Мама двоих детей и основатель семейных клубов-ресторанов "Рибамбель" Ойгуль Мусаханова рассказывает о своем космополитичном детстве, о своих детях и о том, как начиналась история одного из самых популярных детских заведений Москвы.

– У Вас было очень космополитичное детство. В каких городах и странах Вам довелось жить и учиться?  

– Я жила в Японии, Италии, училась на Кубе, в Канаде, так как папа ездил в различные университеты и исследовательские институты с лекциями. Он академик в области ядерной физики, к тому же отлично говорит по-английски, поэтому очень востребован. Папа брал меня везде с собой, и это позволило мне пожить во многих интересных городах мира. Мама тоже имеет ученую степень в области биохимии. Какое-то время была главой Фармкомитета, а затем директором Института Химии и Растительных Веществ. У меня не совсем стандартная узбекская семья, – все, включая бабушек, довольно много и успешно трудились.
После учебы в университетах (в Ташкенте и Лондоне, University of Westminster) я вернулась на родину. Сначала работала в ташкентском отделении PriceWaterhouseCoopers, а затем в московском. Занималась сопровождением сделок с капиталом.

– О чем Вы мечтали в детстве: как жить, кем стать? 

– Как жить? Об этом я не мечтала. Только мне казалось, что я всегда буду жить с бабулей и с ней же и состарюсь : ). И мне очень нравились красивые и большие дома из мрамора. У меня такого нет, но я уже о нем не мечтаю – произошел upgrade в мечтах.
А стать я хотела зубным врачом. Мне нравилось маленькое зеркальце: казалось очень классным разглядывать в нем зубы. Затем, когда была постарше, хотела стать адвокатом и защищать людей.

– Как родилась идея открыть семейное заведение, как появился «Рибамбель«?

– После рождения первого ребенка я столкнулась с тем, что нам негде проводить совместный досуг. Кружки, которые мы посещали, были хорош по содержанию, но инфраструктура была не самая приятная. Обычно нас встречали подвальные помещения, или вход с заднего двора через дурацкий подъезд. Меня раздражали игровые пластиковые центры, где невозможно было самой выпить вкусный кофе, про еду вообще молчу. Тогда родилась идея про что-то детское, но качественно другого уровня.

Во время второго отпуска по уходу за ребенком со мной связалась моя бывшая коллега по PriceWaterhouseCoopers — Юля Федоришина. Она только вернулась с MBA INSEAD и тоже грезила идеей своего бизнеса. Список возможных бизнес-направлений у нее был большой, но сошлись мы на детской теме. Встретились 1 сентября, а через год, 6 сентября 2012, уже открыл двери «Рибамбель» во Временах Года. Кстати, это было единственное место, где нам предложили адекватную ставку по аренде. Изначально проект планировался на 400-500 кв.м. и для среднего класса. Но во «Временах Года» нам предложили 800 кв. м., и само место продиктовало смену концепции.

Photo_239

– Какие были трудности при открытии первого клуба, ведь как такового профильного опыта у вас не было?

– Нам казалось, что самое трудное – это сделать ремонт, трубы провести куда надо, согласовать стены в МЧС, но реальные трудности начались после того, как мы открыли двери клуба.

Во-первых, найти персонал было очень тяжело. Мы брали всех, кто откликался на вакансии, и предлагали денег чуть больше, чем на рынке. Причина: кандидаты боялись нового концепта и того факта, что мы не рестораторы.  Весь первый год мы сами нанимали сотрудников – от технического персонала до управляющих.

Во-вторых, сложно было управлять без системы, – мы эту систему сами только искали. Наш бизнес не имел тогда аналогов, и нам не у кого было перенимать практический опыт. Приходилось одновременно руководить всеми направлениями – детский городок, организация творческого досуга, кухня, кондитерский цех. Мы пытались нанимать «специалистов», но в итоге было много слов, а на деле ничего. Пришлось самим вникать во все — от канализации и люков в потолке до миксеров в кондитерку.

А в-третьих, за 3 недели до открытия нас «кинул» шеф, который должен был с командой приступить к работе! Но, как оказалось, к лучшему.

ойгуль7
Первые два года мы с Юлей руководили всем вдвоем. Пробовали нанимать управляющих, но это был ужас-ужас. Особенно сложно нам было приспособиться к низкому качеству кадров после работы в PriceWaterhouseCoopers, где все люди – с образованием и мотивацией. К нам приходили псевдо-управляющие, которые просили денег столько же, сколько получает хорошего уровня специалист в банковской сфере, но при этом реально не понимали, как работает эксель. Вот представьте: человек пришел на работу, хочет 150 тысяч в месяц, но при этом вписывает цифры в эксель, а сумму подбивает на калькуляторе! Представляете, какая эффективность? И таких очень много в ресторанном бизнесе! Самопровозглашенные управленцы.

– Что мотивировало вас двигаться дальше?

– Мы были (и сейчас тоже) влюблены в наш концепт совершенно искренне. Мы даже не представляли, что можно сложить руки и не пахать. Мы хотели его сделать таким, каким задумывали.
Ну, есть еще и практическая сторона. Мы вложили в проект собственные средства, и у нас не было другого варианта, кроме как сделать его самым лучшим. Первые два года мы работали (в прямом смысле) по 14 часов в день и во многом себе отказывали, но сейчас стало легче.

– Как вам удается в течение стольких лет поддерживать в клубах приятную дружелюбную атмосферу, сервис, качество еды?

– Мы знаем наших сотрудников по именам. Наконец-то, на 3 год работы, мы можем не находиться там с утра до вечера. Все решают кадры и ваша установка. Мы сразу же начали внедрять свой опыт работы в большой западной корпорации в наш ресторанный бизнес. Поначалу наши сотрудники были шокированы, но затем приняли это за правило. «Кодекс» у нас такой:

1) Выполнять все обещания (письменные/ устные итд.);

2) Уважать друг друга (вне зависимости от занимаемой должности);

3) Гость всегда прав, и мы это демонстрируем на деле;

4) Создавать комфортный климат для сотрудников (зона переодевалок/ шкафы/ обеденный стол/ еда для персонала (вкусно, своевременно и достаточно).

Все это влияет на настроение наших сотрудников, а соответственно и на ауру в клубе. Кроме того, у нас проходят еженедельные тренинги по сервису; проверка качества блюд – мы модифицируем их в соответствии с пожеланиями гостей.

ойгуль5

– Как Вы мотивируете/поощряете/наказываете сотрудников?

– Сбалансированное поощрение добрым словом + финансово. По отдельности эти два компонента работают намного хуже. Мы не наказываем, а стараемся обучать, объяснять. Если после долгих объяснений и обучения нет результатов и изменений, то мы прощаемся.

– Участвуете ли Вы в рабочих процессах лично или руководите удаленно?  

Участвуем лично. Удаленно руководить невозможно. Людям нужна твоя энергия, твой пример.

– Как Вы подбираете людей в команду? И наш любимый вопрос – как создать команду мечты?

– Людей подбираем методом проб и ошибок. По-моему, нет стандартного рецепта. Но мы уже поняли, что не надо за уши притягивать достоинства, которых нет, только потому, что тебе надо заполнить вакансию. Это только усугубляет проблему.
Создать команду мечты можно только своим примером. Нужно инвестировать свое время в людей, особенно в ключевых. Так они лучше узнают тебя и поймут, кого нанимать в твою команду, какие качества искать в человеке, какую культуру прививать коллективу.

– Что Вам нравится в вашей работе больше всего? 

– Я люблю креатив и реализацию. Юля любит глобальные вопросы — выход на IPO и запуск Ribambelle Worldwide : ). Но, если без шуток, то мы здорово друг-друга дополняем. Я люблю наводить красоту, выдумывать концепты, а Юля очень любит порядок и систему. При этом мы обе очень хорошо разбираемся в цифрах, почти научились прислушиваться к себе при формировании мнения о человеке/сотруднике, быстро принимаем решения, так как друг-друга с полуслова понимаем и доверяем. Нам вместе драйвово делать свое дело. Для нас, помимо работы, есть еще и важная часть – просто поболтать. Кстати, много идей у нас родилось во время расслабленного «просто поболтать». Пока она смотрит за своей малышкой, я прихожу к ней домой и болтаю. Так я заряжаюсь.

риб3
– Расскажите о ваших детях?

– Амина (8 лет) – очень талантливая девочка. Вот бывают такие дети, у которых все получается с первого раза. В ней уживается очень сильный лидер и невероятно трогательная и чувственная девочка. На свой 8-й день рождения она попросила приглашенных на праздник детей принести деньги вместо подарков, чтобы помочь двум девочкам из фонда «Линия Жизни». Я ей просто рассказала, что есть такой вариант, но я не настаивала совершенно. Я думала, что она забыла. Но она так стала сочувствовать девочкам, что расплакалась и попросила организовать эту помощь. Ей 7 лет, и она отказалась от подарков, чтобы помочь кому-то, кого не знает. Прошло уже несколько месяцев, а она до сих пор рада, что сделала это.

Диас (5 лет) – очень добрый и справедливый парень. Он растет чуть более капризным, то ли от того, что сестра с детства прессует, то ли я разбаловала.  Ему очень нравится выступать за справедливость и делать это громко. Он учится в английской школе, быстро учится языкам, произношению. В поездках он и его сестра сами заказывают себе еду, она ему зачитывает меню (пока).  Любит плавать, обожает конструкторы Лего и уже начал собирать те, что предназначены для детей 8 лет.

– Как вы воспитываете своих детей, используете ли какие-то воспитательные «практики» ваших родителей?

– Я очень сильно вовлечена в жизнь своих детей, но при этом я не кричу на каждом углу, что я «сумасшедшая мамаша» и не прессую их делать то, что именно я считаю нужным. У детей довольно суровый график, но обязательно у них есть 1 час в день на «ничего не делать».  Утром готовлю завтрак, и это самое важное для нас троих время, единственная совместная трапеза. Затем провожаю детей в школу. Вечером мы просто болтаем о том, как прошел их день. По мере возможности, стараюсь сопровождать их на занятия и забирать из школы. Мы очень много разговариваем. Я стараюсь быть для них всегда доступной и быть другом. Они даже не верят, что я умею сердиться.
Конечно, мне хочется передать им некоторые свои качества, а также воспитать их добрыми, приветливыми, открытыми, целеустремленными ребятами, но результат своего труда мне еще предстоит увидеть.

Родители мои воспитывали меня намного суровее. Они старались все делать правильно. Но была у меня моя отдушина – это моя бабуля, которая очень мягко и тактично меня «ругала».  Меня, возможно, слишком оберегали. Например, почти до замужества я не могла просто так уйти из дома после 20:00, нужна была существенная причина. Наверное, когда мои дети подрастут, я тоже буду за них бояться. И было бы круто знать, где они, и все ли в порядке, но это может и навредить.

– С тех пор, как вы открывали клуб, детская Москва изменилась. Какие у вас есть с детьми любимые детские места в столице? Музеи, парки, клубы?

Экспериментаниум; Музей Космонавтики; Рибамбель в БотСаду – после прогулки по саду; Парк Горького.

– Как вы любите проводить выходные? 

– На работе и дома. К концу недели у меня не остается сил на клубы и рестораны. На работе мне нравится видеть полный ресторан, улыбки гостей, детский смех. Я представляла себе эту картину, – и вот она. Но сейчас мне приносит это больше удовольствия. Раньше я это делала по необходимости, а теперь –по желанию.

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв