19 августа 2018
Рейтинг: 0

Яхтинг с детьми

Как мы провели отпуск на регате. Опыт одной семьи.

На море мы бываем каждый год. Мы — это я с мужем и наш 8-летний сын Саша. Пляжный отдых у нас обычно “по расписанию”. В этом году на семейном совете по поводу отпуска энтузиазма было ноль. Мы поняли: надоело. Пресытились однообразным малоактивным отдыхом.

Сын говорит: я уже везде был и все видел. Конечно, он преувеличивает, но в том формате, в котором мы всегда проводили отпуск раньше, он действительно видел все. А вот постоянных друзей так и не завел — новая страна — новые “однопляжники”. Мы семьей захотели “сменить пластинку” и провести лето по-другому.

Всё решил репост. В ленте фейсбука выскочил пост знакомой про детский яхтинг с  Академией Юных Мореплавателей– семейное путешествие на парусной яхте. От беглого прочтения отложились в голове слова: яхта, море, дружба, шкипер, регата, для детей, судовые роли, морские узлы, путешествие, Хорватия… Паззл сложился! Будем смотреть на берег со стороны моря, такого еще не было в нашей жизни! Раньше в Хорватии мы отдыхали только на суше.

Сборы были веселые: впервые в жизни не нужно было собирать чемодан. В каюте чемодан не поместится. По заданию организаторов мы приобрели мягкую яхтенную сумку и придумывали способ компактно разместить в ней наши пожитки. Сумочка получилась пухлой, но все вещи удалось компактно разместить в каюте. Забегая вперед скажу, что часть вещей оказалась лишней. Например, мои каблуки и джинсы для всех членов семьи. Трех маек, шортов, одного комплекта из спортивных брюк и кофты хватит на человека. Длинный рукав и брюки нам не пригодились, с погодой повезло, но бывалые яхтсмены рекомендуют брать теплый комплект в любую даже жаркую страну – море изменчиво и погода часто преподносит сюрпризы. Лучше не использовать теплую одежду, чем оказаться в одной футболке под порывами ветра.

За неделю до отъезда на встрече участников мы познакомились с другими родителями и детьми, капитанами, вожатыми. Узнали всех в лицо и ехать было не страшно. Мы договорились о совместном трансфере, выяснили, кто летит одним рейсом, в общем, начали наше «сближение» и решили массу организационных вопросов. В порту мы встретились как старые знакомые, обнялись и заселились на яхты. Их было всего три, и мы с мужем и Сашкой в правильных яхтенных ботинках с нескользящей подошвой и закрытыми носами торжественно ступили на борт нашей «Принцессы».

Нам очень понравилось, как деликатно и ненавязчиво организаторы и основатели «Дружеской регаты» Нина и Сергей Синицыны “просканировали” нас на предмет психологической совместимости с соседями по лодке. Мы встречались сначала при бронировании поездки и на организационной встрече. По-другому я не могу объяснить, как они угадали и поселили нас любимыми и обожаемыми Караваевыми, с которыми мы теперь тесно дружим! С прекрасными Сергеевыми видимся реже, но с не меньшим удовольствием.

Говорят, людей для совместной деятельности надо подбирать по близости их “бзиков”. Наши “бзики” совпадали как нельзя лучше — дети спали в одно время, кока-кола и гаджеты были под запретом, а салаты и макароны по-флотски, которые готовили мы все по очереди в качестве коков, нравились всей лодке. По вечерам играли в настольные игры тремя семьями, хохотали на всю Хорватию.

Как только яхты отчалили от берега, у команды каждой лодки началась своя насыщенная и интересная жизнь. С первого момента мы стали не туристами, а полноправными членами экипажа. Каждый день каждому из нас (и детям, и взрослым) присваивалась одна из судовых ролей: матрос, радист, штурман, боцман и старпом. Сашка (мой сын) деловито пожал шкиперу Володе руку и попросил “порулить”, на что ему сказали, что в день, когда будет старпомом – возьмется за штурвал. Так и случилось. Тем же вечером он уверенно командовал, крутя штурвал: «Приготовиться к повороту оверштаг! Поворот!»

А в это время по левым и правым бортам крутились, поскрипывая, лебедки, настраивая парус по ветру. Хлоп! Парус встал. Насыщенный звуковой ряд этого отдыха запомнится мне на всю жизнь.

Пока мы были в пути (на воде и в движении), командой каждой лодки управлял капитан. Про нашего шкипера можно писать отдельную статью. Наверное, капитаны лодок у Нины и Сергея проходят тесты на совместимость с детьми. При том, что он не сюсюкал и был скрупулезен во всем, что касается управления лодкой и ее обслуживания, он умел сквозь свою собранность и сосредоточенность так пошутить, что мы все смеялись от души. Наши шебутные дети слушали его, открыв рот. Сашка после занятий со шкипером вязал узлы из всего — даже из рукавов моей толстовки.

Дома я много работаю и поэтому зову клинеров на уборку, здесь мне в удовольствие было драить палубу и ухаживать за лодкой — это важная часть жизни и основа комфорта для экипажа. Сашка с друзьями: Машей, Ильей и маленьким Пашкой (ему 5 лет, но он так активно включился, что стал полноправным членом команды) превратились в настоящих морских волков. Ходили друг к другу в гости исключительно по компасу: вожатые научили.

Ночью мы немного нарушали правила и задерживались. Невозможно идти спать в 21.00, когда небо звездное и на нем легко читается, например, большая медведица. Дети научились искать созвездия и практиковались в ясную погоду. Они стали с легкостью находить полярную звезду и узнали, зачем она мореплавателям.

Еще Сашку увлекла профессия судового радиста. Он вызывал соседние лодки и с гордостью посылал в эфир запрос: «Принцесса» вызывает «Дружескую Регату», прием!».

На маршруте команды общались по рации, во время стоянок экипажи всех трех яхт собирались вместе: купались, гуляли, в порту ходили в гости друг к другу на лодки. Лично мне больше всего понравилось болтать ногами в бухте, которую мы прозвали  «Тархун». Вода там подсвечивается изнутри зеленым светом. Мы прекрасно провели вечер со взрослыми, пока дети занимались с вожатыми.

Каждый день у нас был расписан практически под завязку. Яхта была в пути в среднем два-три часа ежедневно. В это время шкипер Володя управлял нами как командой моряков. Он давал указания и распределял роли. Конечно, все дети постояли за штурвалом. Но и драить палубу пришлось тоже всем по очереди. Когда снималась с якоря, учились сообщать “Якорь чист!”. Пополнили словарный запас такими словами как «кранец», «стаксель» и «азимут», научились вязать морские узлы, и это оказалось намного сложнее, чем я думала.

Примерно половину времени с детьми занимались вожатые. Когда мы собирались на суше, они организовывали детей на выполнение интересных заданий: нырнуть за «проявлятором», не разбить яйцо в процессе постройки башни, залезть на мачту, пройти квест с записочками. Мне понравилось, что не было соревнований, обид, кто сильнее или слабее — было командообразование, все вместе решали разные задачи, выстраивали отношения. Очень здорово!

Хитом отдыхательной части нашей программы были разные «пиратские» развлечения. Мы в страховочном оборудовании залезали на мачты, на высоту 10 метров. И родители, и дети. Но наш фаворит – «пиратские качели». В этом же оборудовании нас «привязывали» к гику — поперечной рее мачты и мы раскачивались над водой. А «джакузи» — это когда мы “ныряли” в воду на лету. Освежающий аттракцион.

Самая главная «игра», которую затеяли вожатые,«красной нитью» тянулась через все наше яхтенное путешествие. Называлась она «Тайный друг».

Каждый из нас вытянул бумажку с именем одного из участников регаты (включая вожатых и капитанов) и в течение недели готовил подарки своему тайному другу. Сашка корпел над открыткой, которую украшалракушками, и ему было ооочень любопытно, кто же его тайный друг, от которого он получил в подарок фисташковое мороженое с посыпкой из цветных рыбок.Тайные друзья открылись на прощальном вечере, когда мы втридцатером собрались на одной яхте, делились впечатлениями, ели, пили, обнимались и немножко ревели от счастья.

В общем и целом, отдых наш получился больше, чем просто смена деятельности и море. Вы знаете, мы увидели наших детей в ситуации, когда нужно трудиться, принимать решения, обучаться, взаимодействовать и строить отношения с незнакомыми людьми. Они нас удивили. Я была уверена, что мой Сашка более “тепличный”. А здесь, на яхте, где свобода и ответственность идут рядом, он за неделю, кажется, помудрел и окреп, включился в жизнь лодки и отлично справлялся. Стал более самостоятельным и ответственным. Дома теперь кладет вещи на место, помогает мыть пол и готовить, во время семейных обедов призывает нас использовать принцип “прими посуду”, который был на лодке.

Там мы питались на палубе, а мыли посуду и готовили внизу, в кают-кампании. Для безопасности посуду не относил один человек, а несколько членов экипажа распределялись по маршруту от палубы до кухни (один у стола, второй на лестнице, третий внизу в коридоре и так далее) и передавали друг другу посуду туда и обратно. Теперь мы дома выстраиваемся цепочкой от кухни до гостиной и передаем блюда. Это ритуал, и он сближает и работает на доверие. А еще Саша намного меньше теряется перед новыми задачами и в незнакомой обстановке.
От себя скажу, что у такого отдыха будто другая скорость и вообще другое измерение: большую часть дня ты находишься на воде, лодка покачивается или мчится и ветер в лицо, и брызги, и кругом вода.

После регаты ощущение, что я искупалась в живой воде и сил прибавилось на весь год. Я преодолела два своих страха: высоты и укачивания. Я залезла на мачту! Честно признаюсь, не с первого раза, но я это сделала и это прорыв! И капитан нас научил, что делать, чтобы не укачивало. Принцип на всю жизнь: высыпаться, не быть голодными и проводить время на воздухе, а не в каюте. Спасибо «Дружеской регате» Нине и Сергею за супер-опыт. Яхтинг – это прекрасная альтернатива привычному пляжному отдыху. И мы точно вернемся в регату не один раз. Присоединяйтесь! В октябре на осенних каникулах будет новое путешествие. Записаться можно тут.