здоровье 29 апреля 2019 
Рейтинг: 5

«Накануне 30-летия у меня болело всё, была аллергия на кофе, помаду и котов».

Интервью с мамой и автором книги “Кетодиета. Как жить долго и думать быстро”.

Книга “Кетодиета. Как жить долго и думать быстро” рассказывает о том, как превратить еду в мощный инструмент биохакинга, благодаря которому вы будете жить долго и думать быстро. Её автор – Олена Исламкина, журналистка, руководила отделом спецпроектов в ELLE и была заместительницей главного редактора в Cosmopolitan. В 2015 году Олена создала проект Cilantro.ru о том, как жить долго и думать быстро. Олена живет в разъездах между Киевом, Москвой, Сан-Франциско и Шэньчжэнем. Ее годовалая дочь ни разу ни пробовала кашу.

– Олена, расскажите немного о своем интересе к теме кетодиеты, как Вы пришли к ней? И в чем заключается ее суть?

Накануне 30-летия у меня болело все. Регулярно случалась мигрень. Ныли суставы. Мне поставили диагноз “нервный желудок”: никаких видимых патологий, хеликобактера нет, а переварить пищу не всегда получалось, я чувствовала, как она лежит там кирпичиком. У меня была аллергия на кофе, помаду и котов.

При этом я никогда не была откровенно полной. Скорее – нежной тургеневской девой с косой. Но, когда я решила “взяться за себя”, то в первую очередь села на диету. Рацион я составила сама в соответствии с моими тогдашними представлениями о ЗОЖ, я его называла “белок и овощи”. То есть я исключила все сладкое и жирное. Но довольно скоро начала сама себя обманывать и добавлять жиры, например, в ресторане ела баранью корейку с прослойкой сала на косточке.

 И вдруг случилось что-то странное. Лишние килограммы сгорели в момент. Я ощутила мощный прилив энергии – умудрялась приходить домой в 10-11 вечера после сложнейшего рабочего дня и делать час полноценной йоги. Каждый день. Я перестала простужаться, реагировать на котов, забыла про мигрень.

Все это было похоже на какое-то чудо. А потом я прочитала, что подход к питанию, который я случайно “изобрела”, называется LCHF-рацион (low carb high fat), я следовала самой строгой его версии – кетодиете.

Кетодиета – это рацион, на котором большую часть энергии – 80 процентов дневной калорийности, получают из жиров. При этом углеводы сильно ограничивают – до 25 г в день. Для кетодиеты не нужны никакие специальные продукты, мы едим мясо, рыбу, птицу, сливочное масло, сало, яйца, овощи, зелень, орешки и ягоды. Под запретом – крупы, хлеб, картофель, сахар. Еще мы избегаем растительных масел – подсолнечного, кукурузного, льняного, используем только оливковое, кокосовое, масло авокадо и какао.

Кетодиета – это рацион, на котором большую часть энергии – 80 процентов дневной калорийности, получают из жиров. При этом углеводы сильно ограничивают – до 25 г в день.

 

– На ваш взгляд, какие мифы о правильном питании являются самыми опасными из практикуемых в России?

В конце 19–начале 20 веков индустриализация заставила людей переехать в города, покупать продукты в магазине, а не выращивать в своем хозяйстве. Резко выросло население Земли. Все прошлое столетие планету сотрясали войны. Тут не до правильного питания – важно было выжить. Все это принципиально изменило отношения человечества с едой. При этом пищевая наука часто “подгоняла” результаты исследований под политические или экономические запросы.

Дочь с интересом пробовала желточек, авокадо и сливочное масло, пила бульон от супа фо и борща. А потом бабушка сварила ей холодец, и это была любовь.

Например, когда понадобились женские руки, появились истории о бессмысленности грудного вскармливания после определенного возраста, смесь стала преподноситься как более полезная и сытная альтернатива материнского молока. Есть крутая книга педиатра Карлоса Гонсалеса “Мой ребенок не хочет есть”. В ней приводится интересный факт: до 20 века овощи и фрукты не вводили в рацион малышей довольно долго – лет до 3. Они вовсе не считались полезным питанием, богатым витаминами. Необходимость в них тоже появилась тоже из-за того, что малышей стали раньше отучать от груди.

Если разобрать каждый из постулатов “правильного питания”, выяснится, что ни один из них не верен. Дробное питание – прямой путь к инсулинорезистентности.

В результате, если сейчас разобрать каждый из постулатов “правильного питания”, выяснится, что ни один из них не верен. Дробное питание – прямой путь к инсулинорезистентности. Мозгу не нужен сахар, напротив, при исключении высокоуглеводных продуктов когнитивные функции улучшаются. А формула “меньше есть, больше двигаться”, из-за которой все надрываются в спорзалах и живут на грани голодного обморока, и вовсе изобретение Big Soda (лимонадной отрасли – ред.).

– Были ли лично у Вас проблемы с весом, ошибки в питании? Как выкристаллизовалась ваша фуд-философия — путем проб и ошибок или следования научной теории?

За эти 7 лет на кетодиете я ушла со штатной работы и начала свой проект, вышла замуж, пожила в 4 странах, сменила больше 10 съемных квартир, родила ребенка и написала книгу. И мой вес менялся – не только в беременность. У меня были периоды, когда я заедала стресс, и я знаю, как недосыпание отражается на талии.

Я умиляюсь кетоновичкам, которые уверены, что только отказом от углеводов они изменят свою жизнь к лучшему. Рацион – это очень важно. Но не менее важны, например, социальные связи. Известно, что в “голубых зонах”, где живут долгожители, люди включены в социум до глубокой старости. Сардинские пожилые дамы попивают совершенно порочный, с точки зрения кето, сладкий ликер мирто. Дружба может компенсировать вред сахара.

В группе “правильного питания” смертность оказалась немного выше, чем в той, где женщины не придерживались никакой диеты.

– На какие научные исследования Вы опираетесь в своей системе питания?

В 20 веке ученые пытались доказать вред животных жиров. Сегодня мы имеем возможность проанализировать огромное количество данных о том, как насыщенные жиры влияют на здоровье сердца, сосудов, печени и в целом продолжительность жизни. Ни одно масштабное качественное исследование не подтвердило, что животные жиры опасны для человека. Мало того, так уж сложилось, что большинство исследований проводится на мужчинах. Стоит включить в них женщин, и все притянутые за уши теории рассыпаются в пух и прах. Например, так было с Women’s Health Initiative, длительным исследованием, в котором приняли участие 50 тысяч женщин. В группе “правильного питания” смертность оказалась немного выше, чем в той, где женщины не придерживались никакой диеты.

– Расскажите о вашем опыте материнства: как ваша система питания помогла в беременности и родах?

Одна из кетомантр – ешь, когда голоден, до ощущения сытости. Обычно это означает, что ты ешь пару раз в день без всяких перекусов. Помню, как в первый раз предположила, что беременна. После вкуснейшего привычного завтрака, на котором могла бы прожить до вечера, проголодалась как зверь через пару часов.

Я ни минуты не сомневалась в рационе. Белки и жиры – это строительные материалы организма, что может быть лучше, чем натуральные цельные продукты, богатые микронутриентами? Я продолжила есть по голоду, просто иногда получалось и 4 раза в день, а под конец беременности я и вовсе вышла перекусить посреди ночи, что мне совсем не свойственно. У меня были периоды “беременной спячки”, но в целом на жирном топливе я летала все 39 недель, воды у меня отошли на йоге, после этого я еще успела написать и опубликовать статью.

Моей дочери 15 месяцев, она ни разу в жизни не ела кашу, не сосала сушку и не грызла печенье. Я не готовлю ей отдельно – разве что не перчу ее крылышко или кусочек мяса, как себе.

– Чем Вы кормите вашего ребенка? Планируете ли вы с детства прививать свою философию?

Я вводила Зое прикорм по системе baby led weaning (ребенка кормят едой с семейного стола, и ребенок ест сам — ред.), давала пробовать со своей тарелки. Ничего специально не пюрировала и не протирала, не уговаривала съесть еще ложечку за папу. Дочь с интересом пробовала желточек, авокадо и сливочное масло, пила бульон от супа фо и борща. А потом бабушка сварила ей холодец, и это была любовь. Она рычала как зверь, требовала еще и еще.

Зое 15 месяцев, она ни разу в жизни не ела кашу, не сосала сушку и не грызла печенье. Я не готовлю ей отдельно – разве что не перчу ее крылышко или кусочек мяса, как себе. Я не ограничиваю ее в ягодах – она любит голубику и клубнику. Но и сало любит.

Даже если глютен в моих глазах дьявол, не буду выбивать у мужа из рук хачапури. Ведь чтобы жить долго и счастливо, важно не только что ты ешь, но и с кем.

Знаю, что впереди у нас детские праздники с сахарным безумием. И не тешу себя иллюзиями, что Зоя не попробует всю эту красоту из красителей, консервантов, глютена и трансжиров. Главное, что дома ее ждет холодец, печень, сливочное масло и свежие овощи.

– Вся ваша семья питается по кетодиете?

Низкоуглеводному рациону сейчас следуют практически все в моем окружении: мои мама, папа и младшая сестра. Муж дома с удовольствием придерживается кетодиете, но в ресторанах может заказать и суши, и пиццу. Правда, все реже и реже.
У всех разные компенсаторные возможности, долгое время он не ощущал разницы на углеводном и жирном питании. Но, кажется, это меняется. Я за свободу выбора. Даже если глютен в моих глазах дьявол, не буду выбивать у мужа из рук хачапури. Ведь чтобы жить долго и счастливо, важно не только что ты ешь, но и с кем.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв