карьера 17 июня 2019 
Рейтинг: 0

Хедхантер Алёна Владимирская: «Не заставляйте подростка определиться с профессией»

Карьерный консультант и главный хэдхантер России Алена Владимирская о том, как помочь ребёнку с выбором профессии, а не сделать его несчастным.

Когда мы заставляем подростка определиться с профессией, мы делаем глубочайшую ошибку. Конечно, кроме тех детей, которые сами чётко знают, кем они хотят быть. Это очень избранные истории, от всех детей таких всего процентов 5.

Ребёнок еще совсем не знает мира, жизни, он меняется сам, а мы вынуждаем его решать здесь и сейчас. В результате чего создаём несчастность.

Все остальные дети не знают. А мы, школа и родители, давим: “Давай скорее, определяйся”. И вот наш бедный ребёнок вынужден принять какое-то решение, хотя он не понимает, не знает ещё, кем хочет быть. Ему страшно. И в результате под нашим гнётом он принимает решение – чаще всего неправильное и спонтанное, или вымученное. “Ну, если все в семье юристы, то и я буду юристом”, – думает он. – “Я ненавижу это всё, но не могу подвести маму и папу”.
В этой ситуации мы делаем чудовищные вещи. Ребёнок еще совсем не знает мира, жизни, он меняется сам, а мы вынуждаем его решать здесь и сейчас. В результате чего создаём несчастность. Ведь профессию выбираются во многом на всю жизнь.

А тут получается такая история: мы, взрослые, и сами-то не можем работу выбрать, меняем каждые три года, личную жизнь меняем – по 2-3-4 раза женимся. А от маленького, ещё не сформировавшегося, человека требуем принять решение, которое во многом определит его жизнь. Но у него ещё нет ни опыта, ни понимания, и это глубоко неправильно.

Помните, как в нашем детстве было: “Ты должен закончить музыкальную школу”? Поэтому ненависть к классической музыке у нас в итоге у всей нации.

Что я советую родителям детей от 3 до 12 лет, кроме тех случаев, когда ребёнок сам говорит — “Мама, отдай меня в спорт, или в программирование, я очень хочу”.

Первое – учить ребёнка языкам, это очевидно.

Второе – учить ребёнка чему-то, что даёт структурное мышление. Это либо программирование, либо всё, что связано с конструированием ЛЕГО, с другими подобными вещами.

И самое главное — вы должны показать ребёнку широту мира. Отправляйте детей в разные кружки, секции.

Тут важно не ругать ребёнка, если он бросает занятия. Просто надо различать: или он не хочет идти в секцию, потому что ему лень вставать утром – это плохо, это надо пресекать. Но если ребёнок полгода походил в кружок химии и понял, что это не его, – не надо заставлять его продолжать. Помните, как в нашем детстве было: “Ты должен закончить музыкальную школу”? Поэтому ненависть к классической музыке у нас в итоге у всей нации.

И если на этом этапе ребёнку показать мир, к 14 годам он начинает определяться со сферой: кто я, скорее, — гуманитарий, физик, математик?

Задача родителей лет до 12-14 – просто показывать ребёнку многообразие мира. Благо что сейчас много бесплатных занятий, бесплатного образовательного контента, если сложно с деньгами.

И если на этом этапе ребёнку показать мир, к 14 годам он начинает определяться со сферой: кто я, скорее, — гуманитарий, физик, математик?
А ещё в это время ребёнок вступает в возраст, когда ему нужны авторитетные взрослые – но не родители. Это подростковый возраст, возраст противоречия родителям. И тут очень важно родителям “подсунуть” ребенку этого авторитетного взрослого. Найти какого-то друга семьи, знакомого, руководителя кружка, учителя – именно из той сферы, которая близка вашему ребенку. Дальше ребёнок уже в общении с этим взрослым сможет определиться со специализацией в профессии.
Знаете, бывают такие примеры. Например, вдруг весь класс идет поступать на биологию. Почему, неужели всем действительно так интересна именно биология? Нет, просто был харизматик учитель биологии.

Годам к 15-17, когда ребёнок более-менее определился, родителям надо решить новую задачу – найти лучший вуз, лучшие возможности, где ему учиться. Для этого нам нужно заработать достаточно денег, чтобы обеспечить ребёнка лучшей образовательной возможностью.

И вот тут профориентация уже очень нужна. Если подросток не может определиться сам, то надо не давить на него, а отправить к карьерному консультанту. Зачем?

Говорят обречённо: “Ну, она только модой интересуется”. А ведь в моде есть целый спектр профессий!

Часто ребенок сам не понимает, что у него уже есть интерес к конкретной профессии. И если на вопрос “Что тебе интересно?” он отвечает “Ничего” – это может быть от того, что родители старых профессий просто не знают о новых. А когда начинаешь с ребёнком говорить на человеческом языке: “Компьютерные игры любишь? А видеоблоги любишь?” и переводить разговор в профессии, выясняется, что у него есть свои сферы интересов. Но родители эти сферы не считывают. Говорят обречённо: “Ну, она только модой интересуется”. А ведь в моде есть целый спектр профессий! И вытащить это всё наружу как раз может карьерный консультант.

Я не видела ни одного подростка 14-15 лет, с которым мы бы не нашли интересную для него профессию.

Вообще я не верю, что подростку может быть ничего не интересно. Я верю в то, что либо этот подросток совершенно затюкан родителями, и это у него защитная реакция. Он боится и не хочет говорить родителям, потому что те предъявят. Также его “ничего не интересно” может означать: не интересны привычные для родителей профессии, — например, инженер, врач, маркетолог. А ребёнок мыслит уже в другой парадигме. Или ещё одна причина — у подростка вообще нет контакта с родителями и он не готов говорить с ними, не верит, что его поймут.
Но я за всю свою практику не видела ни одного подростка 14-15 лет, с которым мы бы не нашли интересную для него профессию.

И к концу школы мы должны сделать так, чтобы ребёнок определился. Если не определился, – скорее всего, мы с ним неправильно разговариваем, или у нас нет контакта. То есть это мы что-то сделали не так, а не подростку ничего не интересно.

Как карьерный консультант помогает подростку правильно выбрать профессию и вуз:

— Разговаривает с подростком, определяет зоны его интересов и зоны его талантов;
— Разговаривает с родителями (отдельно), определяет зоны их возможностей: в состоянии ли отправить учиться в другой город; на платное отделение в вуз; есть ли лоббизм в выбранной профессии;
— Даёт подростку набор тестов (включая адаптированную методику профессионального самоопределения Дж. Холланда);
— Анализирует эти три источника данных и намечает решения;
— Разговаривает с подростком, предлагая решения;
— При необходимости дает экспертов из этих отраслей, чтобы было понятнее, чем дальше заниматься;
— Приходим к общему решению и объясняем его вместе с подростком родителям, чтобы не было противостояния.

Если у вас остались вопросы по профориентации подростков, их можно в ёмкой форме задать Алёне Владимирской по почте alena@vladimirskaya.com.
***
Вопросы: Наталья Фридман

 

Комментарии

2

Закончил здесь университет и работает в штабе SAP Walldorf инженером программистом. Работа очень нравится и очень хорошо оплачивается. Постоянно благодарит за то, что я не дала ему возможности перевестись на менеджера по туризму. Почему я тогда взяла решение об образовании на себя? Я помню меня после школы и моих родителей. Я училась хорошо, но вообще не представляла свою профессию, а родители все время говорили, что это должно быть мое решение. Вот я пошла с подружками в хлебопекарный техникум. Это была фатальная ошибка для девочки, которая хорошо учится. Я всю жизнь не понимала как можно так безразлично наблюдать за ошибками ребенка? Мой вывод: родители обязаны думать о будующем ребенка! И если у него нет ярковыраженного талата, то взять ответственность за принятие такого решения на себя. Вот куда реально нельзя идти без огромного желания ребенка, так это медицина. И да, сейчас когда он много летает по командировкам и в отпуска он говорит, что хотел бы быть пилотом. Но эта мысль "прилетела" ему в голову пару лет назад))

…Я не видела ни одного подростка 14-15 лет, с которым мы бы не нашли интересную для него профессию… А мне вот довелось встреть и это мой сын. Мы много и долго говорили в выпускном класс на тему куда пойти учиться, да собственно как и все. Учился парень хорошо, но мыслей какую профессию выбрать никаких. У на в киоске продавалась книжечка со всеми высшими учебными заведениями города. Я купила ее и мы вычеркивали все профессии и университеты по очереди. Когда я вычеркнула последнюю духовную семинарию, я запаниковала. Ему было абсолютно все равно.Узнав от соседки преподавателя, что открывается первый набор на экономический факультет прикладная иформатика в экономику я ЗАСТАВИЛА его пойти туда. После первого курса отчислили половину студентов. Он пищал, что не справиться и рвался перевестись на туризм, но я была не преклонна НЕТ. После получения диплома он сказал мне, что не навидит эту профессию и не будет никогда работать программистом. Я на тот момент жила в Германии. Я забрала его к себе, что бы поучил немецкий и как то понял, что делать дальше. Месяца через три сын сказал, что сделает все, что бы остаться жить в Европе. Он поступает в технический университет на ту же прикладную информатику! И это уже был его выбор!

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв