воспитание 20 сентября 2019 
Рейтинг: 0

Меня так же воспитывали: как семейные традиции неизбежно устаревают в XXI веке

Совместное отмечание праздников, рассказ о том, как прошел день, семейный ужин… Почему эти ритуалы вообще стали нам так важны?

Быть родителем — сложная, порой очень неблагодарная работа! Кажется, что ты из кожи вон лезешь, чтобы позаботиться о ребенке, обеспечить ему достойное светлое будущее, а он все равно хочет все делать по-своему — еще и хлопает дверью в комнату, когда обижается, да так, что с потолка начинает сыпаться побелка.

Казалось бы, все, чего родители просят взамен, — элементарное уважение и соблюдение ряда семейных традиций. Совместное отмечание праздников, рассказ о том, как прошел день, семейный ужин… А казалось бы, почему эти ритуалы вообще стали нам так важны? В вопросе решил разобраться Джордан Шапиро — доктор философии, автор книги «Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать» от издательства БОМБОРА. На примере себя и двух своих сыновей и с историческим контекстом он пишет о влиянии современных технологий на воспитание ребенка в XXI веке — а также доходчиво разъясняет, какие традиции глубоко переоценены социумом и почему так случилось.

Семейный ужин

Сегодня ужин — это краеугольный камень семейных ценностей и культовая часть здорового детства. Но представление о том, что идеальные семьи проводят идеальные ужины, с самого начала было больше связано с социальной обусловленностью индустриального века, чем со здоровьем. В викторианскую эпоху «бедняки ели все, что могли и когда могли, — пишет историк Джон Гиллис. — Даже средний класс, который мог позволить себе соответствующее питание, не имел понятия о “приемах пищи” в том смысле, в каком мы их определяем сегодня». Лишь середине XIX века члены семьи начали видеться друг с другом во время еды. До этого все ели бок о бок, быстро и тихо. Даже тогда общение было второстепенным элементом — если вообще имело место.

Как ритуал семейный ужин начал оформляться как раз в XIX веке — индустриализация всему виной. Совместный прием пищи подчеркивал разделение работы и дома. Дом приобрел новое значение: стал убежищем, в котором семьи были защищены от станков, производительности, прибыли и безнравственности промышленного мира. И он остается им по сей день — даже если «прятаться» уже никто не хочет. Безусловно, семейный ужин отлично подходит для обучения детей тому, как вписаться в общество. Он показывает им, как быть вежливыми и культурными; знакомит их с традиционным словарным запасом и условиями светской беседы. Но сама традиция в целом появилась искусственно — и цепляться за нее в эпоху, когда каждый член семьи живет по своему уникальному графику, довольно проблематично.

Бумажные книги

В интернете можно найти кучу роликов с младенцами, которые с самого детства знакомы с планшетами, но мало контактировали с печатными изданиями. Они неуверенно пытаются «свайпать» по бумажным страницам и «тапать» на фотографию в надежде на смену кадра, а взрослые смеются, умиляются и делятся этими видео со всем миром. В результате мы получаем целую категорию подозрительных взрослых, которые настолько не хотят, чтобы навыки ребенка воспринимать информацию из традиционных источников атрофировались, что готовы полностью оградить его от технологий современности, оставив только бумажные носители.

Правда заключается в том, что сама по себе книга не несет никакой ценности; технически, даже буквы сами по себе лишены смысла. Но составленные в определенной последовательности, эти символы позволяют нам приобрести новую информацию, получить знания и пополнить свою коллекцию фактов, которые не оказались бы в нашей памяти, не умей мы воспринимать слова. Так какая разница, из какого источника брать эти сведения? Современные планшеты и специализированные электронные книги давно уже адаптированы таким образом, чтобы не ухудшать зрение растущего тинейджера; они значительно легче полноформатных версий бумажных книг, к тому же еще и дешевле. Учитывая, что на одну книгу можно загружать целые библиотеки, доступ к знаниям становится фактически бесконечным.

Письмо от руки

Удивительно, какие споры разгораются, если почерк ребенка оставляет желать лучшего — и как учителя усердно пытаются привить детям умение аккуратно выводить слова букву за буквой. Еще более удивительным на этом фоне становится факт, что это стремление ничем не подкреплено.

Все служители и религиозные лидеры Средневековья умели читать, но лишь немногие из них были обучены писательскому ремеслу. Удивительно, но идея о том, что грамотность требует и того и другого, никому не приходила в голову до изобретения печатного станка. Именно с внедрением типографской верстки текст стал неотъемлемой частью торговли — когда квитанции, контракты и счета-фактуры вошли в повседневную экономику. Но даже тогда шрифтами занимались специально обученные люди; большей части населения это знание не было доступно.

Это, разумеется, не значит, что можно совсем не учиться писать — просто не стоит так переживать из-за почерка. Помешательство на чистописании — чувство, искусственно взращенное предпринимателем Остином Норманом Палмером, который в качестве рекламы своих учебников и курсов ввел корреляцию «хороший почерк в сочетании с физической дисциплиной свидетельствует о добродетели». Помните Барта Симпсона, который раз за разом выводит на доске одну и ту же фразу? Спасибо Палмеру. Он был бы рад узнать, что его маркетинговый ход активно окупается и сегодня — благодаря родителям, в чьем сознании прилежный ребенок обязан писать каллиграфично.

Подход к образованию

Нельзя упомянуть прописи и забыть про образование в целом — ведь система также претерпевает значительные преобразования. Там, где еще вчера водили мелом по доске, висят интерактивные панели, учитель получает возможность внедрять цифровые уроки в курс, а ученики в ответ стучат по клавишам макбуков. Электронные журналы, «облачные» рабочие пространства и контрольные работы онлайн: плохо ли это? Конечно, нет. Просто непривычно.

Каждый рассказ перед сном, дошкольная алфавитная песенка и обсуждение книги в детском саду учат детей, что слова, напечатанные на бумаге, достойны вдумчивой интерпретации. Когда дело касается экрана, возникает культурный провал. Мы активно учим детей тому, что экранный текст и изображения поверхностны и легкомысленны. Как следствие, отсутствие у людей цифровой грамотности ведет к политическим волнениям во всем мире. Почему? Кажется, мы до сих пор верим, что интернет — это лишь глупые шутки, мемы и контент 18+, в то время как это, на самом деле, бесконечная энциклопедия с неисчерпаемым ресурсом. Необходимо поощрять вовлеченность детей в виртуальную реальность, творческие онлайн-мероприятия и выполненные с помощью компьютеров проекты. Это лучший способ решить проблему фейковых новостей. Благодаря практическому опыту работы с цифровой риторикой дети научатся распознавать в том числе и то, как СМИ могут воздействовать на них принудительно.

За какие еще традиции не стоит так уж сильно бороться? Что будет происходить с образованием в будущем и что родители могут сделать для своего ребенка в этот период трансформации? Читайте в книге Джордана Шапиро «Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать»!

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв