воркингмамы 13 октября 2020 
Рейтинг: 0

«Я из тех мам, кто и в роддоме отвечает на звонки и мэйлы».

О буднях издательства поговорили с шеф-редактором издательства «КомпасГид» и мамой двух сыновей Мариной Кадетовой.

Марина Кадетова помогает открывать новые имена в детской литературе, как российские, так и зарубежные. Будучи шеф-редактором, она строит уникальное рабочее пространство, где талантливые иллюстраторы, переводчики и редакторы вместе создают книги, о которых захочется говорить.

Это огромная ответственность — решать, что и в каком виде будут читать дети и подростки.

— Расскажите о вашей работе? Чем конкретно занимается шеф-редактор издательства? Как бы вы рассказали о сути своей работы ребёнку, например? 

Тут важно для начала рассказать, где именно я работаю. Издательство «КомпасГид» уже почти 12 лет выпускает книги для детей и подростков. Наши книги ― это прежде всего приглашение к диалогу, возможность открыть для себя мир, не бояться размышлять.

За эти годы мы открыли русскоязычному читателю много российских и зарубежных имен: Викторию Ледерман, Евгения Рудашевского, Ольгу Громову, Кристель Дабо, Русе Лагекранц издал именно «КомпасГид». Наши книги, авторы, редакторы, переводчики, иллюстраторы отмечены премиями, благодаря нам имена современных русских авторов узнают за рубежом. В чемто мы являемся первопроходцами, это сложнее всего, но мы верим, что наши усилия шаг за шагом ведут нас к тому, чтобы мир стал немножечко лучше.

Я пришла в «КомпасГид» в тот момент, когда из изданных книг у него был ровно 0. Мы встретились с (будущим) издателем Виталием Зюсько, он поделился редакционным планом, тогда состоявшим из 3 книг, и идеями о том, какие книги он хочет выпускать. И я поняла, что мне это близко, я хочу и буду тут работать.

Сейчас я как шефредактор управляю издательством, делаю так, чтобы книги появились на свет. Меня касается всё — от выбора зарубежной книги для перевода или чтения русскоязычной рукописи до появления в журнале статьи о вышедшей книге. Но это не значит, что я все делаю самаВыбрать текст, договориться с автором, подготовить к изданию, найти типографию, проверить качество, отправить в магазины, рассказать читателям — всем этим я занимаюсь. Это невероятно интересно, но и сложно. Вообще, это огромная ответственность — решать, что и в каком виде будут читать дети и подростки

Я из тех редких людей, которые работают по специальности.

— Участвуют ли ваши дети в вашей работе / тестируют ли новые идеи, книжки? 

Когда идет работа над книгой, мы в «КомпасГиде» предпочитаем отдать это дело в руки лучших профессионалов (причем это могут быть и молодые таланты), которые умеют грамотно подготовить книгу — с точки зрения содержания, норм языка, соблюдения законодательства в области гигиены и информации, оформления и, не поверите, даже эргономики!
Но это не значит, что детей в рабочем процессе нет. Наоборот, мы всегда внимательно наблюдаем, как на результат нашей работы реагируют читатели — на что обращают внимание, к чему тянутся, что откладывают. У нас есть такая возможность — ведь мы почти всегда сами работаем на ярмарках, ездим по городам страны, проводим встречи в школах и библиотеках. Мы общаемся и наблюдаем — чтобы в будущем издательская интуиция подсказала верный путь.

— Чем вы занимались до работы в издательстве? 

До работы в «КомпасГиде» я трудилась в другом детском издательстве, а до того — училась. Хотя учеба в моем деле идет постоянно — за последние десять лет я получила степень МВА и много раз была участником издательских курсов и семинаров. Я окончила Московский государственный университет печати — ныне Московский политехнический университет — по специальности «издательский менеджмент». Я из тех редких людей, которые работают по специальности — наверное, благодаря тому, что решилась спустя два года на педагогическом факультете сменить профиль. Но, видимо, желание работать с детьми меня все равно настигло: в виде издательства детской литературы!

И даже рождение детей будто вписалось в рабочую неделюодин родился до начала рабочего дня в понедельниквторой — вечером в пятницу

— Меняло ли появление детей ваш график работы, ваши мечты, карьерные планы? 


Несомненно
, дети «внесли поправки в план», но в целом он остался тем же: «сделать так, чтобы в любимом издательстве выходили классные книги». И, кажется, пока я на верном пути.
Я из тех мам, которые фактически не уходили в декрет и в роддоме продолжали отвечать на рабочие звонки и мэйлы. И даже рождение детей будто вписалось в рабочую неделю: один родился до начала рабочего дня в понедельник, второй — вечером в пятницу!

Мне повезло: оба раза я могла работать из дома со сниженной нагрузкой, передавая часть дел коллегам. Мне пошел навстречу издатель, понимая, что возвращаться после декрета непросто, принимая мой график и с пониманием относясь к накладкам (которые, естественно, случались). И это было самым ценным — иметь возможность не выпадать из жизни издательства насовсем. Отношение к сотрудникам — еще один важный фактор того, что в «КомпасГиде» я уже много лет.

— Расскажите о ваших детях? 

Я мама двух сыновей — очень разных и по характеру, и по внешности. Один кареглазый шатен, другой сероглазый кудрявый блондин. Артёму почти пять, он эмоциональный и активный. Даниилу три, он спокойнее и мягче брата, но при этом зачастую упрямее добивается своего. Даниил любит петь, Артем склонен к спорту, но при этом ужасно не любит проигрывать. Оба ходят в детский сад, много болтают, задают море вопросов

Не насиловать детей занятиями«вдалбливанием» знаний. Не делать жизнь слишком легкой, не подстилать соломку на каждый шаг. 

— Есть ли у вас система воспитания или все решения о детях принимаете интуитивно?

Системы как таковой нет, но есть некие правила, которые для себя нашла и которым стараюсь следовать:

1.
Дать детям уверенность, что я их люблю, несмотря ни на что, хотя и могу быть недовольна поведением, сердиться и даже наказать.

2. Отвечать на все вопросы — по возрасту, так, чтобы ребенок понял.

3. Давать возможность приобретать опыт и принимать решения (тоже по возрасту).

4. Не насиловать детей занятиями, «вдалбливанием» знаний: я считаю, что основа знаний — естественный познавательный интерес, и насильным обучением он легко убивается.

Важная семейная традиция: каждый вечер я читаю детям на ночь. И пока угроза лишения сказки на ночь — самый действенный регулятор поведения.

Меня саму никогда не заставляли учиться, не проверяли за мной задания. У нас есть даже семейная шутка про то, как пришедшую на родительское собрание мою маму классный руководитель не поднимая глаз отметила отсутствующей и не приняла возражений — со словами: «Кадетовой нет! Она никогда не ходит!».  Дети мои, конечно, еще до школы не доросли, но я рассчитываю на их самостоятельность и интерес.

5. Не делать жизнь слишком легкой, не подстилать соломку на каждый шаг. Да, дети для меня невероятно важны, именно поэтому я хочу, чтобы они умели преодолевать трудности, добиваться, понимали ценность усилий и людей. Сюда же входит умеренность, хотя тут бороться сложно. Сейчас много говорят о том, что дети к началу школы уже оказываются пресыщены и ничем не интересуются. Мне бы очень не хотелось такое увидеть в своих сыновьях.

6. Обниматься, если ребенок просит.

— Есть ли в вашей семье какие-то правила поведения, семейные традиции? Вы строгая мама или либеральная?

Главное правило — уважение к окружающим. Оно во многом непростое, но очень важное. Соблюдение границ и забота. Каждый имеет право иметь и высказывать мнение, но должен и уметь его объяснить и обосновать.

Я, скорее, либеральная мама. Стараюсь сделать так, чтобы дети пришли к нужному поведению через осознание, не через страх.

Важная семейная традиция: каждый вечер я читаю детям на ночь — если я дома, всегда делаю это. И пока угроза лишения сказки на ночь — самый действенный регулятор поведения. Но к исполнению угрозы я прибегала всего пару раз, кажется.

— Как вы любите вместе отдыхать?

Гуляем, ходим на выставки или музеи, путешествуем. В плохую погоду находим, чем заняться дома. У детей сейчас основное — игра, и в этом мы пока подстраиваемся под них. Мы с мужем решили, что раз оба много работаем, то любой совместный отдых, когда можем общаться, — это уже хорошо.

Дети пока не доросли до большей части книг «КомпасГида», – мы в основном ориентированы на подростков. Сейчас в любимчиках – притворно страшная «Лавка кошмаров» и смелая и смешная «Лу Всехнаверх». Но я очень надеюсь, что чтение и обсуждение прочитанного, в том числе сложных и нужных подростковых текстов вроде «Сахарного ребенка» или «С горячим приветом от Фёклы» (которые, вполне вероятно, станут классикой), всегда будет для нас вариантом совместного отдыха. Мне кажется, книги — это возможность узнать человека лучше и в том числе поделиться опытом, и это мне очень нравится.

— Расскажите о семейных путешествиях: где вы любите бывать, как проводить летние каникулы? 

Дети еще не ходят в школу, так что длинных летних каникул нет. Пока у нас получается только выезжать на 10-14 дней кудато из города: юг или север России, зарубежье — как получится. Если есть возможность, стараемся не повторяться, в мире полно мест, где мы еще не бывали.
Но есть у нас одна традиция, которая мне очень нравится и которую мы стараемся поддерживать: это путешествия выходного дня, когда мы едем одним днем или на субботу и воскресенье всей семьей в точку на карте в радиусе условных 400 километров от Москвы: это может быть старинный город, усадьба, парк — все что угодно. Мы наблюдаем, узнаваем чтото новое — и общаемся друг с другом, ведь в современном ритме на это остается так мало времени. Это всегда здорово: незнакомые места, много прогулок, впечатления. Мы были в Звенигороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Сергиевом Посаде, Мелихове и других городах

Мечтаю как-нибудь провести выходные дома, со своими планами, абсолютно одна. Такого уикенда у меня не было 5 лет. 

— Что вас вдохновляет, дает силы, позволяет перезагрузиться? 

Встречи с друзьями, прогулки в одиночестве, хорошие книги и фильмы и даже иногда уборка.

— Бываете ли вы наедине с собой, как считаете, важно ли маме и жене иметь личное время? На что вы тратите свое? 

— Я даже скажу, что такое время жизненно необходимо! Я не представляю, что бы было со мной, не имей я возможности выдохнуть. Пока основное мое личное время — это путь на работу и с работы. Я читаю, слушаю любимые песни, строю планы, ищу нужную мне информацию. Но мечтаю всё же какнибудь провести выходные дома, со своими планами, абсолютно одна. Такого уикенда у меня не было 5 лет. Вероятно, если такая возможность мне представится, я растеряюсь и проведу эти два дня совершенно бездарно — кто знает?! Но помечтать ведь я могу

— Как вы всё успеваете, кто вам помогает? Есть ли у вас воя система тайм-менеджмента?

Нам очень помогает мама мужа, иногда детей подхватывают мои родители. Помощь в таком крупном городе, как Москва, очень нужна — с такими расстояниями сложно все успевать. С детьми, для которых время — это еще очень растяжимое понятие, таймменеджмент весьма условен. В целом, пока дети целый день в саду, все вполне реализуемо, сложнее станет, когда они пойдут в школу — и это будет всего полдня. Но поживемувидим, как говорится.

Мы очень хотим полететь в Перу — потому что там живут родственникикоторые еще ни разу не видели Тему и Данюну и показать детям одну из необычных и прекрасных стран

Вообще, я любитель планирования, но живу с его противниками, поэтому приходится както с этим мириться, искать баланс. Я понимаю, что в мире очень много факторов, которые могут на мои планы повлиять, но в то же время я уверена, что если не пытаться идти в нужном направлении, то никуда и не придешь. Полностью плыть по течению — это не мое.

— Расскажите о ваших мечтах и планах?

Я мечтаю о доме и путешествиях. Дом — мечта, которая вотвот должна осуществиться: мы, к сожалению, влипли в долгострой, ждем уже 4 года, обещают сдать в ближайшие шесть месяцев. Но срок столько раз переносился, что мы просто ждем. И я понимаю что это кардинально поменяет нашу жизнь. Придется перестраивать графики и привычки, но как всё будет устроено — сложно прогнозировать. Мир меняется постоянно, ведь даже наши представления четырехлетней давности мало соотносятся с сегодняшним днем.

Путешествия всегда были моим приоритетом — за последние 15 лет я посетила не меньше 20 стран, плюс поездила по стране: от Архангельска до Астрахани, от Калининграда до Красноярска и Норильска — пока это самые удаленные точки моих путешествий. И я не собираюсь останавливаться: смена привычной обстановки и маршрутов — пусть даже это поездка в соседний город, — позволяет мозгу развиваться, развивает умение планировать и гибкость, делает мировоззрение более открытым. Уметь видеть — ценнейший навык.

Мы очень хотим полететь в Перу — потому что там живут родственники, которые еще ни разу не видели Тему и Даню, ну и показать детям одну из необычных и прекрасных стран

Важная семейная традиция: каждый вечер я читаю детям на ночь. И пока угроза лишения сказки на ночь — самый действенный регулятор поведения.

Проехать по России на машине всей семьей, останавливаясь в самых необычных уголках — тоже идея, которая ждет реализации.

— Насколько жестко вы живете в режиме достижений? 

Я ставлю цели и иду к ним. Я понимаю, что гдето путь может быть длиннее, чем я рассчитывала, какието задачи со временем теряют актуальность. Нужно уметь быть гибкой, от чегото приходится отказываться. Но вовсе без целей жить сложно

Для меня важны не достижения сами по себе, а качество жизни, на которое они влияют. И тут I do my best, как говорится.

А про детей и планы на их будущее: для меня важно вырастить хороших людей, а остальное приложится.

***

/Фото: Дарья Согомонян

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв