воркингмамы 7 мая 2020 
Рейтинг: 5

Ляля Кандаурова: «Я не делаю ничего сложнее детской каши»

Интервью с музыкальным журналистом, автором лекций и курсов о музыке и мамой сына – о музыке в работе и жизни.

Ляля  Кандаурова как никто умеет просто рассказать о сложном. заинтересовать музыкой, влюбить в музыку.  Её подкасты способны в корне изменить ваше представление о классической музыке, а её новая книга «Как слушать музыку» (издательство «Альпина.Дети») — это  великолепный путеводитель по миру музыки практически всех эпох.  А ещё Ляля – финалист премии «Просветитель». 

—  В вашем доме всегда звучит музыка?  Какая?

Мой муж – один из самых известных русскоязычных музыкальных журналистов (Денис Бояринов — прим. ред.); он меломан и собирает винил, поэтому да – думаю, музыка звучит у нас дома чаще, чем в какой-то другой семье. Она разнится в зависимости от настроения и момента – от ренессансных мадригалов до израильского даба, от Эдиты Пьехи до техно.

Из-за того, что мы с мужем – представители двух взаимодополняющих миров, мы, скорее, всё время друг другу показываем свои находки и кайфуем от того, что можем слушать очень разную музыку «друг друга» с интересом.

Музыка – это большая радость и способ понять что-то о себе и мире. Здорово, если это любовь с детства. Ужасно, если это казёнщина и насилие.

— Вы учите людей слушать музыку.  Когда не рано начинать? И когда не поздно?

Я тут как будто должна сказать, что никогда не рано и никогда не поздно – да? Вроде бы это правда, но с другой стороны, мне безумно сложно представить себе сложившегося, тонкого, умного человека, в течение десятилетий не слушавшего никакой музыки, просто исключившего эту сферу человеческой культуры из своей картины мира, который на девятом десятке возьмёт вдруг и заделается опероманом. Зачем ему это? Он уже знает о себе всё. Мне почему-то кажется, что привычка к потреблению музыки всё-таки растёт из детства, из семейной культуры.

— Считается, что людей, получивших классическое музыкальное образование, видно издалека. Согласны с этим?

Никогда не встречалась с таким мнением. А как именно их видно – имеется в виду, что они несут музыкальный инструмент? А если человек композитор или пианист?

Любой день, когда я вообще не занималась ерундой, – идеальный.

— Вы скрипачка, а значит, у вас абсолютный слух. Это помогает или мешает по жизни?

На самом деле, нет никакой связи между тем, что я (бывшая) скрипачка, и абсолютным слухом. У большинства исполнителей на струнных, действительно, развивается хороший слух – но его вполне может и не быть. Я распознаю и могу называть ноты, сыгранные на любом музыкальном инструменте и спетые, а также бытовые звуки, обладающие тоном – типа свистка чайника или звона бокалов. Мне не приходило в голову, что в этом есть какой-то практический аспект, который может чему-то помочь или мешать.

— Какие 5 произведений, на ваш взгляд, должен послушать каждый человек в своей жизни?

Нет таких, слава богу. Никто никому ничего не должен: все люди разные, и выбирают для себя разное. Это как попросить меня выбрать 5 людей, которых каждый в своей жизни должен полюбить.
Самое главное – чтобы произошла твоя встреча с той музыкой или любым другим художественным текстом, который будет для тебя что-то значить; а для этого надо уметь воспринимать, быть любопытным и дисциплинированным, а ещё учиться ориентироваться.

— Помните свое самое яркое музыкальное потрясение?

Помню, но не хотела бы рассказывать.

Сын растёт буквально под музыку, играя под двумя большими стеллажами с пластинками.

— Вы получили классическое музыкальное образование, консерватория, аспирантура…  А для своего ребенка планируете музыкальную школу? 

Мы пока об этом не разговаривали. Мне сложно представить себе, что он вырастет равнодушным к музыке человеком – надеюсь, это невозможно в наших домашних условиях, сейчас сыну полтора года, и он растёт буквально под музыку, играя под двумя большими стеллажами с пластинками. А что будет дальше – решится как-то на месте, наверное.

— Вообще музыкальная школа для общего развития нужна всем? Или только одаренным стоит идти учиться слушать и играть?

Сложно сказать; я была бы осторожна с понятием «одарённые дети», – до тех пор, пока нельзя поставить на входе в музыкальную школу датчик, который будет показывать, кто из детей, пересекающих порог, одарённый, а кто нет. Мне кажется, что музыка – это большая радость и дополнительный способ пытаться понять что-то о себе и мире. Здорово, если это любовь с детства. Ужасно, если это казёнщина и насилие.

Привычка к потреблению музыки растёт из детства, из семейной культуры.

— Ваша новая книга «Как слушать музыку» это своеобразный учебник по истории музыки. Хотели бы, чтобы его включили в обязательную программу музыкальных школ?  Или, может быть, согласились бы написать подобный по просьбе Минобразования? Те, что есть сейчас, просто ужасны. Ваша книга куда лучше.

Спасибо, мне очень приятно. Я не имею права писать официальные учебники по истории музыки, поскольку не являюсь музыковедом, учёным; я могу только преподавать игру на инструменте. Этим мне заниматься совсем не хочется, потому что у меня нет к этому таланта, а музыкальная журналистика меня устраивает полностью. Мне очень приятно говорить про музыку с людьми, которым она интересна и важна.

Я была на вечеринке, где музыканты играли эмбиентные сеты. Люди плавали, а динамики были под водой в бассейне – это было дико круто.

— Слушать музыку, писать о ней – это очень энергоёмкое занятие. Как вы отдыхаете? Посоветуете пару-тройку композиций для релаксации?

Тут я полный адепт академика Павлова; лучший отдых – это смена вида работы. Мне очень нравится работать, это ужасно интересно и только даёт силы, а не забирает их. Композиций для релаксации никак не могу посоветовать; правда, один раз я была на вечеринке, где музыканты играли эмбиентные сеты, люди плавали, а динамики были под водой в бассейне – это было дико круто.

— Расскажите о своей семье, о сыне?

Мы самые обычные; фрилансеры-журналисты, я в классической музыке, муж – в неклассической. И с нами – полуторагодовалый Яша.

— Как удается совмещать столь активную профессиональную деятельность, лекции, книги, выступления и работу мамы? Поделитесь лайфхаками?

Мне просто очень этого хочется, а муж мне очень помогает.

— Как вы делите обязанности с мужем?

Пополам. Ещё он великодушно отпускает меня в разъезды, оставаясь с младенцем. Он изумительно готовит (я не делаю ничего сложнее детской каши, никогда), зато я убираю что-то по мелочи. Для настоящей уборки у нас есть помощь квалифицированного человека, конечно.

— А есть какие-то волшебные мелодии, которые помогают успокоить малыша?

У нас есть ужасно смешное видео из роддома – по-моему, первое, на котором заснят Яша – где он в возрасте нескольких часов дрыхнет под Стива Райха, льющегося из моего ноутбука. Я решила очень рано приступить к его музыкальному образованию, понимаете.
Ладно, если серьёзно – то, конечно, их успокаивает только белый шум, все же это знают. В случае с Яшей – ещё вода, с сильным напором льющаяся из крана.

— Каких методов воспитания вы придерживаетесь или собираетесь придерживаться в своей семье?

Пока что Яша очень маленький. В дальнейшем, наверное, придётся задумываться про какие-то методы; я предчувствую, что я буду сторонником старомодной дисциплины и требовательности, а муж – деликатности и либерализма.

Если серьёзно – то, конечно, детей успокаивает только белый шум, все же это знают.

— Расскажите про ваш тайм-менеджмент. Есть ли в семье помощники?

В докарантинные времена у нас была одна постоянная девушка-бебиситтер на один раз в неделю – буквально ангел, с каким-то даром находить общую волну с младенцем; мы тоскуем по ней каждодневно. Ещё было какое-то количество девчонок, помогавших от случая к случаю, плюс моя бабуля – ей за 80, но это мой лучший друг и моя главная семейная опора. Физически ей не всегда было легко с малышом, но она помогала нам постоянно. Сейчас уже больше месяца мы обходимся сами – сначала казалось, что это невозможно, ведь профессиональных задач стало больше, а не меньше – а потом выяснилось, что возможно, вполне.

Мы обязательно ищем магазин с пластинками, где бы мы ни оказались – от какого-нибудь Петрозаводска до Веллингтона в Новой Зеландии.

— Какие у вас в семье есть традиции?

Связанные с музыкой, да. Я бы сказала, что они появились с подачи моего мужа: у самой меня как-то не было склонности к созданию традиций. Мы обязательно ищем магазин с пластинками, где бы мы ни оказались – от какого-нибудь Петрозаводска до Веллингтона в Новой Зеландии. Если он физически имеется – то мы отыскиваем его и привозим домой что-нибудь, обнаруженное и купленное там.

Мы обязательно слушаем музыку по выходным – не фоном, а с каким-то значением; иногда задаём сами себе тему.
Ещё мы очень много путешествуем (видимо, надо сейчас говорить про это в прошедшем времени, но не хочется) – и привыкли оказываться в путешествии в определённые моменты года: это осень, когда в нашей семье сезон дней рождения, и март-апрель, когда в Москве хочется повеситься.

— Часто берете в руки скрипку?

Нет, ни разу с 2015, когда мой квинтет сыграл последний концерт в Малом зале Консерватории. Потому как я чувствую: этим надо или заниматься серьёзно, на высоком уровне, или не заниматься совсем.

— Ваш идеальный день с семьей?

Любой день, когда все здоровы и веселы.

— А ваш лично идеальный день. 

Когда я не занималась ерундой.

— Можете назвать 3 главных правила слушания музыки?

Помнить, что музыка не обязана делать вам приятно. Быть любопытным. Помнить, что на самом деле вы ничего не знаете.

— Поделитесь творческими и личными планами?

Творческие – это и есть личные. Мне страшно интересно развивать наш youtube-канал:  тут я еженедельно рассказываю в подробностях про одно сочинение или группу работ одного композитора, а лучшие молодые музыканты сначала показывают вместе со мной всякие важные мелочи, ускользающие от поверхностного слуха, а затем играют опус целиком.

Из какой-то текучки – мы заканчиваем серию из трёх лекций об австрийских композиторах, заказанную мне русско-австрийским форумом «Сочинский диалог».

Думаем про серию подкастов сразу с несколькими медиа – в диапазоне от аудиоучебника для взрослых слушателей до блога, где я буду без всякой претензии на системность рассказывать про одно классное сочинение еженедельно. У меня много идей для новых лекций, и они появятся в ближайшее время – лекторий Level One, с которым я сотрудничаю, в новой реальности превратился в онлайн-проект, и мы проводим почти ежедневные вебинары о музыке.

Появился запрос на ещё одну книжку, и я думаю пока, какой именно она могла бы стать.

***

/Вопросы: Людмила Чиркова
Фото: Екатерина Кожевникова

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв