воркингмамы 30 июня 2022
Рейтинг: 0

Куратор Архстояния Детского: «Москве нужны места, где с детьми говорят на взрослом языке»

Почему так важна связь детей с природой и чем плоха профориентация, – беседуем с Ксенией Будиной, куратором фестиваля «Архстояние Детское» и основательницей «Зеленой школы» в Парке Горького.

С 24 по 26 июня 2022 в арт-парке Никола-Ленивец прошёл главный фестиваль для детей — «Архстояние Детское». Каждый год этого события ждут несколько тысяч детей, потому что здесь можно всё! В этом году фестиваль посвятили связи виртуального мира и реального. О том, почему так важна связь детей с природой, чем плоха профориентация и как можно сделать фестиваль, где гости развлекают сами себя, мы узнали у куратора фестиваля Ксении Будиной. 

— Вы не только куратор «Архстояния Детского», но и директор, основатель «Зеленой школы» в Парке Горького. Как вы пришли в эту сферу?

— Все очень просто! У меня были дети, и я искала для себя и для них какие-то места, где не пришлось бы идти на компромисс: либо мои интересы, либо их. Мне хотелось все совместить. В то время Парк Горького только начинал меняться, и им нужно было запустить место для детей и родителей. Я предложила концепцию, так появилась «Зеленая школа» — настоящий детский оазис в центре города, одновременно клуб юных натуралистов и городская дача. Чуть позже я примкнула к команде «Архстояния Детского». Этот фестиваль всегда был для меня эталоном того, как можно городским людям взаимодействовать с природой за пределом мегаполиса.

— Как вы совмещаете работу и детей?

— Сейчас уже не приходится это делать — мои дети выросли, они полностью самостоятельные люди. Дочери — 19 лет, а сыну — 17. Когда они были маленькими, каждый год проводили в «Зеленой школе». Можно сказать, что они выросли в Парке Горького. Они мне даже помогали, были моей «лакмусовой бумажкой», чтобы понять, какие занятия и идеи классные, а какие нет. 

Москве все-таки нужно больше детских пространств, где с детьми не заигрывают, а разговаривают на взрослом языке.

— Можно ли назвать Москву — удобным для детей и семей с детьми городом? Чего не хватает?

— На самом деле, я в лагере тех людей, которым всего в Москве хватает. Это очень удобный город для жизни с детьми. Возможно, я просто нашла свое место в мегаполисе, нахожусь в гуще событий, но при этом на природе, с детьми. Тем не менее, скажу, что Москве все-таки нужно больше детских пространств, где с детьми не заигрывают, а разговаривают на взрослом языке.

— На «Архстоянии Детском» большой упор делается на связь детей с окружающим миром. Насколько эта связь важна?

— Конечно, она важна. Ребенку нужно общение с природой — и чем чаще, тем лучше. Я сама была ребенком, у которого этой связи было по минимуму. У моих родителей не было дачи, меня возили отдыхать, но в основном все детство я провела в городе. Каждая встреча с природой была для меня яркой вспышкой. Я до сих пор помню траву на футбольном поле во дворе, где жила моя бабушка. Став взрослой, я узнала, что это была пастушья сумка — растение с маленькими листочками, похожими на плоские сердечки. Помню, как папа однажды показал как растут шампиньоны… Для детей встречи с природой, с одной стороны, могут быть неприятными — некоторые дети не любят всяких жучков, козявок и щекочущую траву. Но это те моменты, что не забываются.

Участники фестиваля собираются в группы и открывают свои палаточные городки в кемпинге. Внутри этих городков проходят культурные события — от театральных мастер-классов до школы кино. А посетители могут прийти в гости и поучаствовать.

— Это уже третий фестиваль под вашим кураторством, что изменилось за это время в программе, организации?

— Мы унаследовали  и сохранили все то хорошее, что было до нас. Это ощущение полной свободы, которое мы дарим детям, пусть и на три дня, а также якорные события, которые все так любят: карнавальное шествие или тотальная мастерская с разными музеями. Появилось много нового — более выраженная музыкальная программа. В прошлом году был феерический концерт СБПЧ, в этом – удивительный фолк-коллектив Hodila Izba и группы с фестиваля «Песочница». Его придумал и реализовал подросток Платон Спектр для таких же ребят, как он.

А еще кемпы, чего не существовало еще три года назад. Сначала мы готовили организованные кемпы от разных культурных институций, а в этом году их делали сами участники фестиваля. Они собираются в группы и открывают свои палаточные городки в кемпинге. Но главное то, что внутри этих городков проходят культурные события — от театральных мастер-классов до школы кино. А все посетители фестиваля могут прийти в гости и поучаствовать.

 

— Изменился ли состав посетителей, кто чаще всего приезжает на «Архстояние Детское»?

—  Да, я заметила, что в прошлом году помимо тех, кто ездит регулярно и кого мы знаем даже в лицо, приехало много новых людей. С такой аудиторией не всегда просто работать — у них есть городские ожидания от фестиваля в лесу. Но если они приехали в Никола-Ленивец, преодолели этот путь, значит ищут уникальный детский опыт — и только мы можем его дать.

— Какие сложности возникают при подготовке «Архстояния Детского» и как вы их решаете?

— Самая большая сложность — это время. Когда делаешь фестиваль, у тебя всегда ощущение, что еще год впереди, можно все успеть, но в самом конце ты понимаешь, что это не так. Конечно, есть и много непредвиденного, например, ковид. Из-за ограничительных мер нам пришлось перенести фестиваль в 2020 году. 

На Архстоянии есть Дом мод Министра глупых идей, где можно попробовать «Насос радости» от Детского центра Музея Москвы; а ещё бердвотчинг-экскурсии от Парка Горького.

— Почему в России так мало фестивалей для детей и подростков?

— Я вижу несколько причин. Во-первых, отсутствие финансирования таких событий. Далеко не всем спонсорам и партнерам интересна детская аудитория. Во-вторых, взрослые, организуя фестиваль для детей, часто скатываются в заигрывание. Дети —  непростая аудитория, много ответственности и риска, не все готовы браться за это. Удачный пример детского фестиваля — это «Песочница», о котором я уже говорила. В этой инициативе нет ни фальши, ни желания заработать денег или славы. Потому этот фантастический эксперимент удался. 

— Концепция «Архстояния Детского» — это развлечения без ограничения. Почему важно давать детям неограниченную свободу? 

— Свобода, беспечность, отсутствие рамок — это то, что дает ребенку возможность понять, кто он и чего хочет. Вот почему профориентация не работает так, как нам хотелось бы — мы ставим детям рамки и просим их подстраиваться под чужое мнение. Но, в поисках своего места в мире, нужно иметь свободу, чтобы попробовать разное.

Это не просто фестиваль про веселье, но и про современное искусство. Такой ребенок не вырастет взрослым, который будет говорить: «Не понимаю я это современное искусство». 

— Как будет развиваться «Архстояние Детское» в будущем, планируется ли его масштабировать?

— Да, нам так нравится идея кемпов, что хочется ее развивать и дальше, сделать фестиваль максимально самоорганизованным живым организмом. Хочется собрать вместе людей, которых не нужно развлекать — они могут сами развлечь себя и окружающих — а мы предоставим для этого все условия. Кроме того, нельзя забывать, что это не просто фестиваль про веселье, но и про современное искусство. Здесь дети могут почувствовать себя творцами, найти связь с современным искусством, войти с ним в диалог. Такой ребенок не вырастет взрослым, который будет говорить: «Не понимаю я это современное искусство», наоборот, он станет тем, кто будет создавать его. 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв