Воспитание по-израильски: «Никаких таблиц умножения в 4 года!»
О том, как в Израиле устроен институт детства, рассказывает Наталья Сандлер, представитель Женской лиги Российского еврейского конгресса и мама троих детей.
О том, как в Израиле устроен институт детства, рассказывает Наталья Сандлер, представитель Женской лиги Российского еврейского конгресса и мама троих детей.
Наталья прожила в Израиле почти 10 лет.
Израиль, безусловно, является страной, культивирующей и пропагандирующей семейные ценности. И это не пустые слова. Государство с большой заботой относится к вопросам детства и образования, заботе о стариках, здравоохранению и социальной защите населения. Семьи в Израиле – довольно большие и очень дружные. В среднем в семье – трое детей, а в религиозных – до десяти и более.
С самого раннего возраста детям предоставляют полную свободу выбора, впрочем, как и ответственность в принятии решений. Эта особенность воспитания формирует уверенных, независимых и очень самостоятельных личностей. Детям дают полную свободу, но с младенчества прививают семейные ценности и заботу о близких, внимание и любовь к родителям. С детьми разговаривают на равных, объясняют, а не запрещают. Со строгой дисциплиной человек сталкивается только в армии, уже будучи достаточно сформировавшимся для осознания необходимости запретов и безоговорочного подчинения приказам.
Дети в Израиле – не по годам взрослые. Для них является обычным делом взять на себя ответственность за младших братьев и сестер: забрать их из сада, покормить, помочь одеться, выполнить поручения родителей. Если сравнивать британскую и израильскую образовательные системы, то складывается ощущение, что в Израиле нет порядка, нет структурированного формального образования. На самом деле это большое заблуждение! Израильтяне ставят первостепенной задачей дать детям возможность прожить этап детства, больше уделяя время игре, творчеству, креативности и социальной адаптации. Никаких таблиц умножения в 4 года, никаких прописей! Дети большую часть времени постигают мир визуально, на уровне всех рецепторов, все трогают, ломают и снова собирают, изучают и созерцают мир вокруг себя.
Воспитатели и учителя заботятся не об объёмах выученных правил и формул, а о том, чтобы ребёнку понравился сам процесс обучения, познания нового.
Детей искренне любят не только родители, но и преподаватели, и воспитатели – поэтому дети растут в атмосфере поддержки и уважения их личности.
В Израиле, как и в любой стране, есть семьи с нянями, но особенность и уникальность состоит в том, что даже при наличии няни, детьми все равно стараются занимаются родители. Няни выполняют в основном очень утилитарную функцию – накормить, погулять… Все свободное от работы время родители проводят с детьми сами.
В израильской семье совершенно отсутствуют разделение обязанностей: папы наравне с мамами выполняют домашнюю работу и проводят очень много времени с детьми: отвозят в школу, гуляют на площадке, водят на дополнительные занятия, кормят. В Израиле довольно поздно выходят на пенсию поэтому зачастую бабушки и дедушки работают и могут помочь лишь в субботу. В выходные дни, в праздники все едут в гости к родственникам и стараются проводить вместе как можно больше времени. Не удивительно, что для израильтян родственные узы имеют огромное значение.
Раньше декретный отпуск в Израиле длился 3 месяца. Сегодня женщинам предоставили возможность оставаться дома до полугода. Многие с недоумением подумают, как это можно доверить трёхмесячного ребёнка посторонним?! Всё очень просто. В Израиле отличные ясли для малышей. Забота о детях предоставлена профессионалам. В таких яслях кормят малышей, играют с ними, нередко можно увидеть в парках большие манежи с малышами на прогулке.
Государственные бесплатные детские садики работают до 12-13 часов, и в таком случае мама либо работает полдня, либо находит няню. Частные сады открыты до 18:00, есть и такие, которые открыты до 20:00 (например, сад для детей сотрудников компании Intel). Их стоимость варьируется, как и на любом открытом конкурентном рынке.
В любом детском садике, государственном или частном – непринуждённая и тёплая обстановка, много места для игр и творчества, дети постоянно вовлечены в проекты, подготовку к концертам и праздникам.
Начальная школа является логическим продолжением дошкольного воспитания и уделяет много времени игре, социализации и познанию мира. Все отличие состоит лишь в том, что появляется системность: расписание занятий (чтение, письмо, математика, физическая подготовка, иностранные языки и еврейская традиция), домашнее задание и различные творческие проекты. В жизни ребенка появляется авторитетное лицо в лице преподавателя-наставника.
Основной акцент на формальное образование ставят уже в средней и старшей школах.
Главная задача старшей школы — подготовка к выпускным экзаменам (т.н. «багрут»), результаты которого очень влияют на поступление в университеты и колледжи. Количество и сложность материала стремительно растут и требуют большой сосредоточенности и серьезной работы со стороны учащихся. Иногда родители даже вынуждены взять репетитора.
Это похоже на американскую систему, где экзамены в старшей школе (IB Diploma) сопоставимы по своей сложности с университетскими.
Поэтому тем, кто успешно сдаёт выпускные экзамены, поступить в ВУЗ несложно, необходимо досдать только «психометрический» экзамен — математику, логику, английский и иврит – сумма «багрута» и «психометрии» и составляет проходной балл.
Кроме обязательной программы в любой школе есть множество дополнительных занятий, спортивных секций, кружков, студий, языковых программ. Общественные музеи, выставки и лектории с удовольствием приглашают детей. В каникулярное летнее время открываются лагеря: один из самых популярных при Тель-Авивском Университете, где можно найти любое занятие по душе – от робототехники до археологии.
Израильтяне очень серьезно относятся к образованию. Подобный эффективный опыт давно вышел за пределы еврейского государства – на тех же принципах работают образовательные проекты еврейских организаций по всему миру, в том числе и в России. Вот, например, один из поддерживаемые Российским еврейским конгрессом проектов – Jewish AdSchool на базе Московского музея современного искусства. Проект ставит своей задачей с помощью самых современных медиа и IT-технологий рассказать подросткам 12-14 лет о еврейской культуре, истории и традициях, создаёт уникальное творческое пространство для знакомства с реалиями еврейского мира, традициями и ценностями еврейского народа.
Комментариев нет