психология 20 сентября 2016 
Рейтинг: 0

Как говорить с детьми о сексе

Рассказывает Ольга Георгинова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук и преподаватель биологии.

Ольга Георгинова читает лекции по половому воспитанию в Детском лектории Политехнического музея. Воркингмаме Ольга рассказала о том, когда и как говорить с детьми о сексе.

Сегодня большинство родителей понимает, что замалчивать тему секса и надеяться, что ребенок узнает всё самостоятельно – далеко не лучшая стратегия. Такой подход чреват серьезными негативными последствиями.

ольга георгинова

Вопросы, связанные с половым воспитанием, возникают задолго до первого сексуального опыта. Если окажется, что подросток не знает, что такое менструация или поллюция, в тот момент, когда он лично столкнется с этими изменениями в своем организме, он может испытать страх, смущение или стыд. Иногда незнание и связанные с ним страхи могут привести к серьезной депрессии. Истории о том, что при первой менструации девочки пугаются и думают, что умирают или тяжело заболели, но стесняются об этом кому-то рассказать, – увы, не сказки, а реальность.

Именно поэтому нужно обсуждать с подростками тему полового воспитания не тогда, когда они знакомят вас со своей первой любовью, и даже не тогда, когда у них начинается первая менструация, а раньше: чтобы они были готовы к наступающим изменениям. Определить однозначно возраст, когда это нужно делать, невозможно. В том, что касается физиологии, с девочками немного проще: если начинает расти грудь, это значит, что через несколько месяцев начнется и менструация. И это как раз самое подходящее время, чтобы подготовить ее к этому моменту.

У многих детей возникают вопросы и в совсем раннем возрасте. Им часто бывает интересна разница между мальчиками и девочками, или откуда они появились. В таких ситуациях вместо историй про аиста лучше честно ответить на вопрос – разумеется, на доступном для понимания ребенка уровне.

Пожалуй, самое важное – видеть своего ребенка, общаться с ним и быть честным. Важно не табуировать тему: например, вы смотрите вместе фильм, а в нем встречается постельная сцена. Вместо того, чтобы переключить канал, стоит задать подростку вопрос: «Тебе интересно, что происходит?». Ответы на такие вопросы, во-первых, помогут понять, пора ли обсуждать эту тему, во-вторых, покажут подростку, что вы готовы к вопросам с его стороны.

Ещё один важный момент, касающийся возраста. Мы привыкли думать, что подростки и так все сами знают: выяснили у друзей, прочитали в интернете или услышали в школе. Иногда так и случается, но, во-первых, это может произойти слишком поздно, во-вторых – они могут получить неверную и даже травмирующую информацию. Кроме того, сегодня многие подростки загружены не меньше взрослых. Когда они круглосуточно заняты уроками, дополнительными занятиями, кружками и секциями, им просто не до того. Если подросток так занят, что не проявляет интереса, но вы видите происходящие с ним физиологические изменения, стоит выделить время, чтобы обсудить с ним хотя бы самые основные моменты.

В разговоре о сексе подростку так же трудно, как и родителю, и неизвестно еще, кому труднее. Прежде чем устроить этот важный разговор, родителю нужно решить: о чем сказать, о чем умолчать, какие использовать формулировки и тон. Часто родителям бывает трудно определиться, как и о чем говорить, потому что секс имеет отношение не только к физиологии, но и к социальным нормам, этическим принципам, личному опыту родителей. Однако с медицинской точки зрения разговор о сексе начинается с разговора о теле. Иными словами, подросток должен понимать, что с ним происходит, почему и зачем это нужно с биологической точки зрения.

откудаЗдесь работают общеизвестные правила: открытый разговор, адекватная терминология, достаточная информация. Предварительно стоит полистать какой-нибудь авторитетный источник, чтобы набраться уверенности и заодно проверить и свои знания. Не меньше поможет и собственный опыт: вы тоже когда-то находились в похожей ситуации. Книги по половому воспитанию, написанные для подростков, могут быть хорошим помощником в разговоре. Их можно читать вместе, или дать в качестве источника дополнительной информации, предложив обсудить непонятные моменты после прочтения.
Среди неплохих книг — классическая «Энциклопедия сексуальной жизни» Кристиан Верду для разных возрастов, «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5–8 лет» Виржини Дюмон и «Как я появился на свет» Катерины Януш.

Но важно понимать, что сама по себе книга все равно не заменит разговора, в котором подросток сможет задать вопросы и получить вашу поддержку. Если родители сомневаются, что смогут корректно обсудить эту тему, или в их отношениях с подростком есть дистанция, лучше не ограничиваться выдачей какой-нибудь книги, а обратиться за помощью. Поговорить с подростком может другой член семьи, психолог, хороший учитель биологии. Наши занятия в Политехническом музее сделаны для того же: мы хотим создать пространство для обсуждения темы полового воспитания в живом разговоре, и готовы общаться с подростками лично в перерывах между лекциями.

В целом, важно понимать следующее:
Говорить о физиологических изменениях важно и нужно. Не менее важно делать это вовремя. Подросток должен понять, что с ним происходит, и понять, что эти изменения – нормальны и происходят со всеми.
К физиологическому относится все, что касается его непосредственно: гормональные изменения, менструации/поллюции, возможность беременности и венерических заболеваний при половом акте.

Никто и никогда вам не скажет однозначно, каким образом и в какой момент стоит и стоит ли рассказывать вообще детям о том: когда должен быть первый секс; с кем им можно заниматься, а с кем нельзя; какие бывают сексуальные практики; что нужно говорить о порнографии, проституции и прочем. Всё это — этические моменты, и они зависят исключительно от семьи и решения родителей.
Самое важное — это доверительное общение с подростком и внимание к тому, что с ним происходит. Будете внимательны к своему ребенку — поймете, что и когда говорить.

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв