детская психология 23 декабря 2020 
Рейтинг: 0

Как воспитать ребёнка добрым и эмпатичным

Про эмпатию и воспитание – с научной точки зрения.

Многие взрослые верят в то, что успех и счастье невозможны без весомых результатов и высокой самооценки. Эта тенденция демонстрирует, что доброту мы ставим ниже оценок и наград. Книга «Чуткие дети» от издательства «МИФ» рассказывает, как развить в ребенке такие важные качества, как доброта и чуткость. 

Правило двух добрых дел: «Говори или делай как минимум две добрые вещи каждый день».

Как накачать мышцы доброты

Доброта не заложена генетически, ее правильнее сравнивать с мышцами, которые можно накачивать упражнениями. Накачать мышцы доброты не сложно, но здесь, как и в любой тренировке, важна регулярность.

В этом поможет правило двух добрых дел: «Говори или делай как минимум две добрые вещи каждый день». Для развития эмпатии порыв доброты должен быть искренним (не приносить выгоду дающему), а результат — очевидным (по крайней мере, на первых порах). Поначалу поощряйте детей делать что-нибудь простое, чтобы у них развилась привычка. Далее правило можно изменить: «одно большое дело в неделю» или «три дела по средам». 

Почему доброта важна

Проявляя доброту, ребенок настраивается на чувства и нужды окружающих, доверяет им, старается их понять. «Мы» становится для него важнее «я». Каждый добрый поступок вынуждает обратить внимание на другого человека («Я вижу, что ты чувствуешь»), посочувствовать («Я беспокоюсь о тебе»), помочь и успокоить («Позволь мне облегчить твою боль»).

Доброту часто принимают за мягкотелость, но ученые доказали, что она улучшает здоровье, снижает тревожность, повышает самооценку.

Всякий раз заполняется разрыв эмпатии, растет социальное сознание. Помогать ребенку развивать эмпатию проще, чем кажется. Напоминайте ему улыбаться, кивать, здороваться, придерживать дверь — все это стимулирует его задумываться о чужих чувствах. Никакое проявление доброты, каким бы оно ни было малым, не пропадает зря. Наша задача — донести эти слова до ребенка.

Между добротой и счастьем

Доброту часто принимают за мягкотелость, но ученые доказали, что она улучшает здоровье, снижает тревожность, повышает самооценку, вызывает чувство благодарности и делает нас счастливее. Чем чаще ребенок проявляет доброту — не ожидая за это награды, — тем скорее он приобретет навыки, необходимые для успеха в профессиональной и личной жизни, и получит эмпатическое преимущество.

Хороший поступок распространяется сначала среди троих, потом среди девятерых, с которыми контактировали эти трое, а потом — еще шире.

Передай другому

Давно говорят, что доброта заразительна, но теперь этому есть доказательства. Джеймс Фаулер из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Николас Кристакис из Гарварда представили первое лабораторное подтверждение того, что просоциальное поведение распространяется от человека к человеку. Так происходит потому, что, когда с людьми поступают хорошо, они «передают добро дальше», помогая кому-то другому.

Так хороший поступок распространяется сначала среди троих, потом среди девятерых, с которыми контактировали эти трое, а потом — еще шире. В результате «один человек может повлиять на десятки и даже сотни людей, с большинством из которых незнаком лично». Это настоящий каскад доброты.

Если ребенок считает себя добрым, то с большей вероятностью так и будет себя вести.

Из чего складывается счастье

Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными в жизни, но, кроме того, желаем им счастья. Запрос «вырастить счастливого ребенка» в Google насчитывает почти 46 миллионов кликов. Так вот добрые дела повышают уровень не только эмпатии, но и счастья, и это научно доказано.

Психолог из Калифорнийского университета Соня Любомирски провела ряд исследований. Школьники в двух группах совершали по пять добрых дел по своему выбору в неделю, в течение шести недель. Масштаб не имел значения: можно было купить бездомному биг-мак, помочь младшим детям в семье сделать уроки, написать благодарственное письмо учителю, сходить в дом престарелых или поработать в приюте.

Одна группа совершала добрые дела в любой день недели, а другая — в один назначенный (скажем, по вторникам). Раз в неделю группы собирались и отчитывались о своих поступках. Результаты удивили саму Любомирски. У тех, кто делал все дела в один день, к концу шестинедельного периода уровень счастья был выше. Причина в том, что они поняли, насколько людям приятны их поступки. Они видели, как им благодарны.

Но главное открытие не имело отношения к счастью: оказалось, что у детей изменилось восприятие себя и поведение. Сделав доброе дело, начинаешь считать себя человеком, способным к бескорыстию и сочувствию. Если ребенок считает себя добрым, то с большей вероятностью так и будет себя вести. Доброта приносит плоды не только берущему, но и дающему.

Как привнести доброту в жизнь ребенка: 7 важных дел

— Действуйте личным примером. Ищите повод показать ребенку, как совершать добрые поступки. Каждый день дает много возможностей: уступите пожилому человеку место в транспорте, позвоните другу с поддержкой в трудную минуту, справьтесь о чьем-нибудь самочувствии. Обязательно скажите ребенку, что так делать очень приятно. Чем чаще ребенок видит, как здорово быть хорошим, тем больше вероятность, что он таким и станет.

— Ожидайте доброты от окружающих. Исследования доказывают: если родители осуждают плохие поступки и объясняют, почему так поступать не годится, дети перенимают их точку зрения. Повторяйте: «Быть злым плохо, и я этого не потерплю!» Так вы задаете стандарт поведения и четко демонстрируете ребенку свои убеждения.

Вместо обычного «Что сегодня учили?» спрашивайте ребёнка: «Что ты сделал сегодня, о чём приятно вспомнить?»

— Цените доброту. Очень легко втянуться в гонку за достижениями. Периодически берите паузу и прислушивайтесь к себе. Какой пример вы чаще подаете ребенку — стремления к достижениям или доброты? Если есть дисбаланс, постарайтесь склонить чашу весов в сторону человеколюбия.

— Обсуждайте доброту. Гарвардский проект Making Caring Common рекомендует задавать детям больше вопросов о мыслях, чувствах и переживаниях. Вместо обычного «Что сегодня учили?» спрашивайте: «Что ты сделал сегодня, о чем приятно вспомнить?», «Что доброго сегодня сделали тебе? А что доброго сделал ты?». Ребенок начнет искать поводы делать добро и задумается об этом качестве.

— Придумайте еженедельный семейный ритуал добра. Хорошие дела не зазорно немного разбавить весельем. Одна мама со своими детьми пишет поздравления с праздником и вместе с карамельными тростями оставляет у соседских дверей. (Она рассказывала, как дети любят подглядывать из кустов за радостным удивлением соседей.) Еще можно объявить вторник «Днем печенья» и вручить детям кулек с самодельной или магазинной выпечкой, чтобы они подарили его кому-нибудь.

— Заведите дома «коробку доброты» — например, из-под обуви. В крышке сделайте отверстие. Пусть все записывают добрые дела, свидетелями которых стали, и опускают в коробку. Читайте записки за семейным ужином. Это стимулирует всех искать доброту друг в друге

— Считайте добрые дела с помощью камушков. Сложите стопку небольших гладких камней или других мелких предметов рядом с корзиной или контейнером. Все члены семьи «ловят» друг друга на добрых делах, пишут инициалы доброго человека на камне черным маркером и кладут в «корзину добра». В конце месяца — или по истечении большего промежутка времени — все вместе празднуют общие достижения.

Доброта развивается с практикой, но не занимает много времени и не требует особых способностей: придержать дверь, помочь однокласснику с уроками, позвать одинокого приятеля поиграть. Самое главное — добрые поступки помогают ребенку поставить себя на место другого, завести друзей, развивать сострадание, открыть двери к эмпатии и сократить разрывы в ней. Дети следуют своим эмпатическим порывам без стеснения.

***
По материалам книги «Чуткие дети».

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв