искусство детям 1 марта 2021 
Рейтинг: 0

Голые люди: Как показывать детям античное искусство

5 советов родителям от историка искусства.

Рассказывает Аида Джагитян, историк искусства (РГГУ, НИУ ВШЭ), лектор курса для детей по истории и искусству Древнего Рима, культурная платформа  «Мост».

Родители в XXI веке оказываются перед уникальной по сравнению с предыдущими эпохами проблемой – необходимо отвлечь ребенка (а порой и себя) от всепоглощающих технологий, которые глубоко проникли во все аспекты современной жизни. Один из методов вытащить ребенка из виртуальной вселенной и дать ему общекультурные знания – предложить альтернативную реальность, мир прошлого. 

Совет 1читать или пересказывать античные мифы и трагедии.
Привычные сказки постепенно меняются на древнегреческий эпос, и происходит знакомство с троянскими героями. Чтобы переход от виртуального мира в исторические реалии не был для ребенка болезненным и нудным, можно разбавлять чтение или рассказ мультиками и видео. В этом случае Youtube оказывается незаменимым помощником: покажите, например, мультики по древнегреческим мифам от Союзмультфильма.
Здесь необходимо проявить осторожность – например, не начинать рассказ об античных мифах с Youtube, а оставить его «на десерт», в качестве бонусов
.

Нарисуйте карту сокровищ, выделите залы, в которые вам нужно попасть. Они будут выступать в качестве островов, где зарыт клад.

Совет 2ходить в музеи.
В Москве античность можно найти в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Санкт-Петербурге задача еще проще – здесь превосходная коллекция греческого и римского искусства в собрании Государственного Эрмитажа.
С походами в музей есть два пути: спланированный или спонтанный визит. Спланированный визит может стать крайне утомительным и нудным для ребенка. Избежать этого удастся с помощью игрового подхода.

Например, нарисуйте карту сокровищ (самостоятельно или совместно с ребенком), выделите залы, в которые вам нужно попасть. Они будут выступать в качестве островов, где зарыт клад. Схематично нарисуйте, где какая скульптура или ваза расположены. Выберите основные памятники, которые ребенок должен увидеть, или которые вызывают у него наибольший отклик, и устраивайте охоту за сокровищами.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть слепки знаменитых греческих и римских скульптур в 14-15 залах или посмотреть подлинную античность в 3-4 залах (покажите ребенку похожий на роскошную ванную мраморный саркофаг из 4 зала). В Эрмитаже особенно поразительны древнегреческие белофонные сосуды, расписанные мифологическими сюжетами (зал 111) – они наверняка запомнятся ребенку.

Спонтанный визит – отличный вариант для похода в музей с детьми. Если в беготне по городу у вас окажется немного свободного времени, предложите ребенку провести его в музее. Не нужно стараться охватить за раз всю коллекцию, выберите один-два зала и проведите в них час-полтора.

На десерт – музейные магазинчики, где можно взять открытки, книжки, раскраски и прочие атрибуты с изображениями понравившихся экспонатов.

Целый день, проведенный в музее в рассказах о прекрасном, станет утомительным для ребенка. Искусство будет ассоциироваться с чем-то крайне нудным. Лучше «дозировать» культурное просвещение – необязательно рассказывать ребенку о каждом экспонате. Дайте ему самостоятельно осмотреть залы, понаблюдайте со стороны за его реакцией, задавайте вопросы:
— Тебе нравится это скульптура? Почему?
— Как думаешь, что здесь изображено?
— О чем этот предмет рассказывает?.
Если ребенок уже знаком с античными мифами, можно устроить небольшую угадайку по сюжетам античной скульптуры и вазописи.

В греческих и римских залах может возникнуть вопрос об обнаженных фигурах – вопросов стоит ожидать, но не стоит бояться. В 5-7 лет дети, как правило, не чувствуют неловкость при виде изображения обнаженной натуры – и эту неловкость не стоит прививать. Если вопросы все же возникнут – можно сказать, что статуи мраморные, они не испытывают холода. Ребенка постарше вряд ли удовлетворит такой ответ – тут необходимо рассказать о божественной природе античных героев, пояснить, что это они скорее воплощают идеи и эталоны, чем относятся к реальным людям. В качестве помощника может выступить небольшая книжка Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей?», которая грамотно и доступно отвечает на многие детские вопросы.

Главное помнить об ограниченном времени и ограниченной информации, чтобы не перегружать ребенка. На десерт – музейные магазинчики, где можно взять открытки, книжки, раскраски и прочие атрибуты с изображениями понравившихся экспонатов.

Совет 3 – делать античность актуальной.
Ребенку будет интересно узнать, как связан современный мир с миром прошлого. Например, в русском языке можно обнаружить бесчисленные заимствования из греческого и латинского языков. Так греки подарили нам названия наук (биология, геометрия, философия, география, история и пр.), животных (крокодил, дельфин, страус) и растений (кипарис, огурец) и многих других предметов и явлений, которые являются частью современной жизни (например, такие слова, как театр, стих, сандалии, скелет). Расскажите об этом детям.

Латинский язык также оказал огромное влияние на русский язык – слова, связанные с учебой (школа, аудитория, директор, диктант, каникулы), слова из нашего обихода – автомобиль (в Древнем Риме это понятие означало «самостоятельно движущийся»), балкон, фрукт и пр.

Главное – заинтересовать ребенка, предложить ему найти в окружающем мире что-то, что могло быть создано в древности, но делать это ненавязчиво, в игровой форме.

Крайне интересно обнаружить античные изобретения в современном мире – так, римляне изобретают невероятно техничную систему водопровода, которая функционирует до сих пор (сохранились акведуки, которые и сейчас поставляют воду в города).

Греки создают театр – именно греческий театр становится основой для современного театра и внешне (круглая сцена и полукругом расположенные места для зрителей – типичный интерьер театра), и внутренне (на сценах все также ставят трагедии и комедии). Главное – заинтересовать ребенка, предложить ему найти в окружающем мире что-то, что могло быть создано в древности, но делать это ненавязчиво, в игровой форме.

Совет 4 – устроить тематический праздник.
Дети подхватят идею стилизованной вечеринки с большим энтузиазмом. На первый взгляд, она может показаться затратной и финансово, и энергетически, но все не так страшно. Если устроить день рождения ребенка или просто выходной с друзьями в стиле Античности, то понадобится не так много сил и времени, при этом дети будут добровольно и активно принимать участие в подготовке праздника.

Прежде всего нужно провести небольшое исследование для реконструкции эпохи – полистать книжки, посмотреть документальные и художественные фильмы, сходить в музей. Например, издательство «Пешком в историю» выпускает серию книг по истории и культуре Древнего Рима (внутри симпатичные иллюстрации). Ребенку можно показать программу «Мой музей» на канале Карусель, где дети рассказывают о своих любимых экспонатах в музее им. А.С. Пушкина. Arzamas выпускает отличные научно-популярные фильмы для детей («Древняя Греция за 18 минут», «Древний Рим за 20 минут»).

Костюм для праздника можно создать из старой простыни, скрепив ее булавкой. Из фанеры или плотного картона легко вырезать мечи для гладиаторских боев. Также можно сделать приглашения с надписями римским шрифтом («с засечками»).

На праздник подготовить античное меню – пироги, тыкву, сыр, на десерт – виноград, яблоки, бисквит с медом.
Во время подготовки мероприятия доверяйте ребенку процесс создания костюма и написания приглашений, пусть он почувствует себя организатором и идейным вдохновителем. Старайтесь прислушиваться к пожеланиям и инициативам ребенка, даже если они кажутся Вам не самыми удачными.

Совет 5 – помнить об игре.
Игровая форма подачи материала не даст ребенку заскучать. Вооружайтесь книжками, раскрасками, паззлами и присоединяйтесь к ребенку – вас этот процесс тоже может увлечь. Не настаивайте на его участии, не принуждайте, просто продолжайте собирать паззлы с Колизеем. В определенный момент ребенок найдет среди всего добра, что вы принесли, что-то по вкусу и присоединится к вам.
Давайте задания типа соотнести, сравнить, найти отличия, заполнить пропуски и пр. – пусть все сопровождается картинками, играми, увлекательными историями.

Старайтесь сами получать удовольствие от обучения и игр, не затрачивайте на всё много сил и времени. Пусть знакомство с историей и искусством будет ненавязчивым, но интересным и для вас, и для ребенка.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв