искусство детям 3 ноября 2017 
Рейтинг: 0

Каждая мама – немного архитектор: как и зачем говорить с детьми об архитектуре

Архитектор и мама двоих детей – о том, как и зачем рассказывать детям об архитектуре.

Рассказывает Катерина Блиновская – архитектор, автор и преподаватель курса «Музей будущего» в Институте русского реалистического искусства:

Каждая мама – немного архитектор. Мы устраиваем уютное гнездышко, ищем кроватки, пеленальные столики, кормительные стульчики, организуя пространство, в которое должен прийти новый человек.

Это заложено природой, и диплом архитектора тут совсем не обязателен. Архитектура – это прежде всего пространство, и оно влияет на наше физическое состояние, ощущения и поведение. Зачем мы хотим говорить с детьми об архитектуре? Цели могут быть совершенно разные. Архитектурная практика учит тому, что мы должны решать конкретные проблемы. Расскажу о самых распространенных.

Например, порядок в детской комнате можно организовать вместе с ребенком, устраивая места для игр и хранения игрушек: парковку для машин, домик для кукол, ферму или зоопарк для зверей. Увлекательное занятие одновременно является развитием навыков организации пространства. Мой выбор профессии – родом из детства: я любила устраивать города из подручных материалов, где бубен мог оказаться фонтаном на главной площади, а кубики образовывали целые архитектурные ансамбли.

Сделать нескучными и запоминающимися прогулки с детьми и поездки по городу по маминым делам также можно с помощью архитектуры. Когда моей дочке было два с половиной года, мы были в Таллине. Малышка из своей коляски услышала, что я сказала слово «готика», и переспросила: «Мам, а покажи мне котика?». Так я поняла, как говорить об архитектуре с малышами. Во время прогулок по городу можно искать знакомых и сказочных животных на фасадах зданий. Это занимает ребенка на долгих переходах и тренирует внимательность взрослых, ведь с возрастом мы все чаще смотрим под ноги и не замечаем прекрасное.

Малышка из своей коляски услышала, что я сказала слово «готика», и переспросила: «Мам, а покажи мне котика?». Так я поняла, как говорить об архитектуре с малышами.

Необязательно уезжать далеко, например, в центре Москвы можно увидеть единорога и горгулью. Иногда элементы зданий образуют лица, например, в конструктивистских общежитиях Тимирязевской академии круглые окошки – это глаза, а прямоугольные – нос и рот. С ребятами постарше можно искать буквы, образованные элементами зданий, а потом составлять из них ваши имена. Поиск и фотографирование интересных объектов может стать целым семейным проектом на много выходных вперед.

Доходный дом в неоготическом стиле в Нащокинском переулке

Следующая цель разговоров об архитектуре – образовательная. Тут лучшие друзья мамы – музеи и книги. Когда ребенок начинает интересоваться всем вокруг и способен к диалогам, можно пойти в музей. Хотя мы ходили и раньше, но это было больше развлечение для мамы. Любой поход можно использовать как повод для бесед, причем тему для диалога надо выбирать соответственно возрасту. Можно подумать о том, что отличает музей, например, от поликлиники, подвести к мысли о том, как вид здания настраивает на особый, торжественный лад, если речь идет о здании с колоннами в классическом стиле. А после прогулки – обязательно зарисовать или слепить свой собственный музей.

Точно так же можно рассматривать и обсуждать книги или картинки в сети, ориентируясь на то, чем увлекается ребенок на данный момент. Интересуется рыцарями и принцессами – смотрим средневековые замки, фантастикой и космосом – футуристическую архитектуру Захи Хадид. И обязательно создаем свои версии из имеющихся под рукой конструкторов, природных материалов и даже бытового мусора.
Не спешите выкидывать втулки от туалетной бумаги, из них получаются отличные башни, а обычные картонные коробки можно превратить во дворцы или ракеты в зависимости от фантазии автора. Задача этого периода – построение связей в голове у взрослеющего малыша, помощь в освоении картины мира и осознания себя творцом в нем.

Подготовка к школе и первый класс – непростой период, поэтому чувство уверенности в себе, когда ты можешь построить что-то по своему проекту, очень ценно в этом возрасте и придает сил. Архитектура в этот период – отдых и игра, специальными знаниями нагружать не стоит. Хорошо научить первоклассника находить для себя место в школе, где он может отдохнуть, или поискать его вместе перед началом учебного года. Многие проекты школ учитывают потребности детей в уединенном отдыхе и визуальном разнообразии, но если такого пространства нет, можно о нем помечтать, сделать проект, Мы сделали такой с моими учениками в Европейской гимназии. Для тех, кто уже начинает знакомиться с компьютерными играми, место для отдыха может быть виртуальным, например, спроектированным в игре Minecraft.

А со второго класса уже можно думать об архитектурных занятиях. В этом возрасте ребята готовы воспринимать теоретический материал и понимают правила техники безопасности при работе с макетным ножом и другими специальными инструментами. Главное здесь – не читать скучных лекций, перегруженных терминами, а вовлекать в живую дискуссию, игру, учить думать и анализировать увиденное.

Хорошо, когда есть возможность изучать архитектуру в окружении этой самой архитектуры, когда можно обойти вокруг здания, потрогать старые стены, понять, как оно устроено внутри. Поэтому мне так нравится преподавать в Институте русского реалистического искусства, грамотно спроектированном современном музее, расположенном на территории бывшей ситценабивной фабрики. Параллельно с архитектурными знаниями, развитием чувства гармонии и композиции участники курса «Музей будущего» получают опыт представления и реализации своих идей, работы в команде, планирования времени, умения размышлять о своей работе и искать оригинальное решение творческих задач.

Например, мы исследуем существующий музей и территорию вокруг него, берем интервью у посетителей и сотрудников, выясняем, что им нравится в музее и чего не хватает, а затем создаем свои предложения для музея.

Это очень похоже на реальный процесс проектирования, возможно потому, что все архитекторы – немного дети.

Архитектура – язык пространства, очень важно научить ребенка понимать его и разговаривать на нём. Это позволит не только адаптироваться к быстро меняющемуся миру, но и преображать реальность. И пригодится в любом случае, независимо от того, выберет ли ребенок в более позднем возрасте архитектуру своей профессией.

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв