истории мам 16 июня 2021 
Рейтинг: 0

Дочь Катици: «Жизнь цыган слишком романтизируют»

В Москве проходит выставка «Странствия Катици по Швеции» о цыганской девочке Катици и ее взрослении в середине прошлого века в Швеции. Уже много лет истории об этой веселой и храброй девочке пользуются любовью шведских детей и подростков. Книжки растут вместе с читателем: в первой книге Катици 7 лет, а в последней она взрослая девушка. Писательница Катарина Тайкон – автор 13 книг […]

В Москве проходит выставка «Странствия Катици по Швеции» о цыганской девочке Катици и ее взрослении в середине прошлого века в Швеции. Уже много лет истории об этой веселой и храброй девочке пользуются любовью шведских детей и подростков. Книжки растут вместе с читателем: в первой книге Катици 7 лет, а в последней она взрослая девушка. Писательница Катарина Тайкон – автор 13 книг о Катици.

Её семье не позволено задерживаться на одном месте более трех недель, детям не разрешают ходить в обычную школу, а во время войны им приходится выживать без продуктовых карточек.

Катарина Тайкон посвятила жизнь борьбе за права цыганского народа. Она верила, что создание лучшего, более справедливого мира начинается с воспитания детей. Катици — цыганка, и только этот факт определяет предвзятое отношение к ней и её родственникам со стороны других людей. Её семье не позволено задерживаться на одном месте более трех недель, детям не разрешают ходить в обычную школу, а во время войны им приходится выживать без продуктовых карточек. 

Публикуем историю Катарины Тайкон, которую нам рассказала её дочь Ангелика Стрём.

Моя мать, Катарина, родилась в цыганском таборе, это было 29 июля 1932 года. Она была 4-м ребенком отца-цыгана и матери, родившейся в Швеции. Мать умерла от туберкулеза, когда Катарине было 11 месяцев. Для цыган в Швеции времена тогда были тяжелыми, и моему дедушке было трудно заботиться о четырех детях. Поэтому в возрасте 3 лет Катарину отдали на воспитание в семью, которая, как и мой дед, владела парком развлечений.

Эта семья была не цыганской, у них был огромный парк развлечений, а еще – постоянный дом. Став приемным ребенком, Катарина получила и совсем другую жизнь. У нее была своя комната и много игрушек. Всё могло сложиться для нее по-другому. Но дедушка не позволил приемной семье удочерить Катарину, и тогда они оставили ее в приюте. Именно время жизни в приюте и легло в основу первой книги о Катици.

Моя мать, Катарина, родилась в цыганском таборе. Она была 4-м ребенком отца-цыгана и матери, родившейся в Швеции.

В приюте Катици впервые обратила внимание на свое цыганское происхождение. Когда ее отец узнал, что она в приюте, он вернул ее домой – в табор. К тому времени Катарина уже слышала много плохого о цыганах, а потому была напугана.

В таборе она встретила своих братьев и сестер и остальных членов семьи. Отец женился во второй раз на женщине шведского происхождения, которая болезненно переживала, что с ней обращались как с цыганкой, хотя она была шведкой. Эта женщина, описанная в книге как Сив, плохо относилась к детям моего деда. Она избивала мою мать и ее сестру Паулину, которая была на 2 года старше. Моя мать описывает это в своей первой книге «Цыганка». С этой книги и началась дискуссия о положении цыган в Швеции. Большая часть книг о Катици автобиографична.

Моя тетя описывала мою мать как любознательного и вопрошающего ребенка, – та всегда хотела знать, почему дела обстоят именно так. Мама воспитывалась по всем правилам, которые существовали в среде цыган: уважение к пожилым людям, правила чистоты и т. д. Она передала большую часть этих правил своим детям.

Многие предубеждения в отношении цыган живы и по сей день, и большинство людей романтизирует жизнь цыган.

Многие замечали красоту Катарины. В 16-летнем возрасте она снялась в короткометражном фильме Арне Саксдорфа. В этом фильме показали романтизированную жизнь в таборе. Брат моей матери Пол раскритиковал фильм – ему не нравилось, что его сестры помогали продвигать образ цыган как чего-то экзотического. Как чего-то, что нужно сохранять и выставлять как в зоопарке. Сестры и их брат – Пол, Роза и Катарина – жили по соседству и вместе работали в парке развлечений, принадлежащем Полу, до 1954 года.

В 1959 году Катарина, Роза и их мужья, оба шведского происхождения, начали учиться в народной школе в Стокгольме. Там Катарина, которая в детстве проучилась в школе всего 3 семестра, смогла научиться читать и писать. Вскоре после окончания школы она стала управляющей кафе-мороженого в Стокгольме. Ее сестра Роза пошла в художественную школу Konstfack в Стокгольме, где изучала ювелирное дело.

Каждый день по дороге на работу они проезжали цыганский лагерь, где жили их родственники. Они часто навещали их и видели их тяжелое положение. Именно тогда моя мать начала свою борьбу за права цыган – она написала свою первую книгу «Цыганка».

Катарина непрерывно работала над тем, чтобы обратить внимание властей на необходимость доступа цыган к образованию и жилью. Она путешествовала по Швеции и читала лекции о положении цыган. В своей работе и встречах с людьми она встречала так много предрассудков, что решила обратиться к детям. Она решила, что менять взгляд и расширять горизонты нужно с самого детства. Так родилась первая книга о Катици.

Катарина и ее единомышленники в работе по изменению положения «шведских» цыган добились того, чтобы все цыгане получили постоянное место жительства и учились в школе.

Книга популярна в школах, – она позволяет пролить свет на истинное положение цыган и помогает детям воспитываться в условиях свободы. Книга о Катици также имеет большое значение для детей других наций, которые по-разному подвергаются угнетению. Сегодня проблема цыган снова актуальна: к нам в Швецию приезжают многие цыгане из других стран ЕС, которые просят поддержки для выживания.

Катарина и ее единомышленники в работе по изменению положения «шведских» цыган добились того, чтобы все цыгане получили постоянное место жительства и учились в школе. Несмотря на это, многие предубеждения в отношении цыган остаются живы и по сей день, и большинство людей романтизирует жизнь цыган. Можно даже говорить о структурном расизме. Но борьба продолжается, и сегодня много молодых цыган продолжают бороться за лучшее будущее. 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв