детский возраст 2 октября 2012 
Рейтинг: 0

Детский возраст

Психологическое развитие ребенка – процесс индивидуальный, но существуют и нормы развития детей дошкольного возраста (от рождения до 6 лет). О них Ворикнгмаме рассказала Ирина Петрова, психолог Центра Системной Семейной Терапии в Москве.

Ребенок до года (Младенчество)
Первый год жизни – период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. В конце 1 месяца ребенок начинает улыбаться взрослому, с 4 месяцев – рассматривает низко висящие игрушки, а с 5 месяцев любой новый предмет способен привлечь внимание малыша. В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок начинает ползать, может манипулировать предметами, а к концу 1 года пытается ставить кубик на кубик, нанизывать колечки на стержень пирамидки. К концу первого года наблюдается начало ходьбы, ребенок уже реагирует на свое имя, знает своих и отличает их от чужих. Кстати, к посторонним взрослым малыш в этот период может испытывать недоверие и страх. Также к концу года у нормально развивающегося ребенка складываются любознательность и первоначальные представления  об окружающем мире. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

Но к концу года малыш неожиданно для родителей превращается из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это кризис первого года жизни. Для ребенка характерно упрямство, непослушание, требование повышенного внимания, попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения привычных процедур. В этот период малыш может обижаться на взрослых.

Ребенок 1 год-3 года (Ранний возраст)
Ребенок от 1 года до 2 лет овладевает прямой походкой, к 2 годам бегает, самостоятельно приседает, встает, а в 2 года 6 мес. уже умеет ездить на трехколесном велосипеде. Кроме этого к концу 2 лет ребенок уже может есть и пить самостоятельно. Еще из приобретенных навыков этого периода: рисует каракули, разрывает бумагу, переворачивает страницы, строит простые сооружения из кубиков, играет с мячом, с песком, водой; любит катать, перетаскивать игрушки.

Ребенок 2 лет до 3 лет научается сам проситься на горшок в дневное время, моет и вытирает руки, застегивает и расстегивает молнию, делает куличики, ест ложкой и вилкой, надевает простые предметы одежды. В это же время формируется предпочтение руки и появляются элементы игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину)

Обычно от 1 года до 2 лет ребенок говорит около 5 слов (1 год), около 10 слов (1 год 6 мес.), а к концу 2 лет может составить предложение из 2 слов и назвать объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук. В это время у ребенка появляется сопереживание, утешение, он уже использует «нет», «да».

От 2 до 3 лет малыш понимает содержательную речь, несложные рассказы, может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке и составляет предложения из 3-4 слов (2 года), задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?», легко повторяет фразы.
К концу 2 лет может  различает понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В это же время ребенок может узнавать знакомые предметы  по ТВ и способен выполнить поручения из 2-3 действий (подойди…, возьми…, принеси…). А самое интересное начинается к концу 3 года, когда дети уже могут сочинять свои первые сказки и рассказы.

К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе 3 – х лет. Тут появляется негативизм – нежелание выполнять указания взрослого, стремление делать все наоборот и даже бунт против окружающих  – ребенок постоянно ссорится с родителями, ведет себя агрессивно и даже может начать ругаться на родителей, замахиваться на игрушки.

Ребенок от 3 до 7 лет  (Дошкольный возраст)
У дошкольников основной деятельностью становится игра. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок от 3 до 4 лет уже способен убрать мелкие игрушки со стола в коробку и сам расстегнуть пуговицы, а также знает названия 3-4 цветов. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы и может заниматься, не отрываясь, увлекательной деятельностью в течение хотя бы 5 минут. До 4 лет ребенок уже знает свой пол, ориентируется на просьбы и требования взрослого и проявляет интерес к действиям других  детей, может им подражать.

В возрасте от 4 до 5 лет дети уже умеют застегивать пуговицы, кнопки, молнию и одеваться без посторонней помощи. А если нужна помощь – способны вежливо об этом попросить. И уже умеют составить рассказ по сюжетной картинке, используют будущее время и читают стихи. В этот период ребенок начинает проявлять социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.) и уже способен оценить поступок с точки зрения социальной нормы.

С 5 до 6 лет ребенок учится завязывать шнурки (продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком). В этом возрасте дети различают не только цвета, но и 2-3 оттенка какого–либо цвета, а также могут действовать в соответствии с заданным правилом: отобрать нужные картинки, заштриховать фигурки и т.д. В этом возрасте ребенок уже может описать свои чувства и понимает, что такое «дружба», «счастье», «любовь», «ложь», «радость». В этот период ко взрослым дети начинают обращаться на «Вы» и регулируют свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, помогает друзьям и т.п.).

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв