наши мамы за границей 10 апреля 2018 
Рейтинг: 0

Как воспитывают в Нидерландах: «Свобода выбора, и никакого сюсюканья»

Про детские сады, школы и социализацию детей в Амстердаме мы пообщались с Аней Абросимовой, которая уже 20 лет живёт в Голландии.

Анна Абросимова живёт в Голландии с 1991 года, уехала с родителями после окончания средней школы. Аня воспитывает дочь Нику 4,5 лет, которая родилась в Амстердаме.

Детей в Голландии вовлекают в образовательную систему максимально рано.

Ранняя социализация – это практично

Нидерланды – страна, постоянно полемизирующая с одной из наиболее переменчивых стихий – водой. Половина страны находится ниже уровня моря, так что вода для местных жителей – и помощник, и угроза. Именно этой полемикой здесь любят объяснять характер взаимоотношений в обществе. Для проживания в такой географии и с таким капризным соседом полезно быть прагматиком, идти на компромиссы, сотрудничать и вовлекать окружающих в решение любого вопроса. Такое вовлечение в систему предполагает, в первую очередь, и раннюю социализацию детей.

 

Ещё одна причина ранней социализации – многообразие общества Амстердама, где проживают люди 180 национальностей. Чтобы никто не чувствовал, что знает язык хуже других, и чтобы все дети были примерно одинаково подготовлены к будущей самостоятельной жизни в Голландии, их вовлекают в образовательную систему максимально рано.

Среди домашних правил для детей: «быть добрыми и милыми внутри семьи», «не врать» и «не сквернословить».

В провинции ситуация несколько отличается, но в целом система общая для всей страны. Ребёнок считается учебнообязанным с 5 до 16 лет. В Амстердаме с 2,5 лет ребёнок должен ходить в детский сад или хотя бы четыре раза в неделю примерно по 2,5-3 часа в день проводить в так называемой «дошколе».
В начальную школу дети идут с 4 лет, сразу на следующий день после дня рождения. Примерно за неделю до перехода в начальную школу ребенок приходит в свой будущий класс на полдня, чтобы осмотреться, познакомиться с учителем и одноклассниками.

 

Как воспитывают детей 

Если раньше дети встраивались в жизнь взрослых, то теперь дети диктуют родителям свои правила. Полагаю, что это усиливающийся глобальный тренд. В остальном же к детям в Голландии относятся почти как к взрослым. Их не кутают, им не вытирают сопли, с ними не сюсюкают, практически ничего не заставляют, их не пичкают едой.
Детям позволяют самостоятельно выбирать одежду. Отпускают гулять в разных носках и ботинках, в любом наряде, который они изобретательно подобрали из своего гардероба, и даже в пижаме. С детьми разговаривают, договариваются и устанавливают несколько простых, но незыблемых правил. Среди самых важных домашних правил: «быть добрыми и милыми внутри семьи», «не врать» и «не сквернословить».

Обязанности по уходу и воспитанию детей разделены между родителями практически поровну. И пап с коляской в зоопарке, на детской площадке, в бассейне, в театре или пап, везущих на велосипеде детей, встречаешь не реже, чем мам.

Детские сады – только частные

К выбору школы родители подходят крайне ответственно, посещая в дни открытых дверей как минимум три-пять школ. В Амстердаме каждый пятый житель посещает учебное заведение, и большинство из них – начальную школу. Здесь действует принцип шаговой доступности школ, где дети обучаются с 4 до 12 лет. То есть, начальная школа должна находиться на расстоянии примерно одного километра от дома ребенка.

На специальном муниципальном сайте по почтовому индексу легко определить перечень школ, куда можно поступить на условиях преимущественного права. Дополнительное преимущество дают посещение соответствующей дошколы или наличие старшего брата или сестры, которые уже учатся в начальной школе. Младшие дети автоматически поступают в школы, где обучаются старшие.

Младшие дети автоматически поступают в школы, где обучаются старшие. Государственные детские садики и ясли в стране отсутствуют.

Школы есть частные (платные) и государственные. А вот государственные детские садики и ясли в стране отсутствуют. Есть множество частных, и уровень оплаты зависит от дохода родителей. Родители с низкими доходами или родители-одиночки получают разнообразные субсидии. Декретный отпуск для мам – 3 месяца.

Бабушки и дедушки принимают участие в жизни внуков, но помогают не чаще 1-2 дней в неделю. Часы работы начальной школы – с 8:15 до 15:00 в рабочие дни, за исключением среды, когда школа заканчивает работать в 13:00. Как решают вопрос голландские мамы? Зачастую переходят на полставки или работают по 4 дня в неделю. Кроме того, родители прибегают к услугам платной продленки, нянь или — реже и не регулярно — к помощи родителей одноклассников.

Если ребенок хочет зимой отправиться в школу в шортах и шлепках, то его, частенько, так и отпускают.


Как учатся в саду и начальной школе

Интерес ребенка к начальной школе и его счастливое в ней пребывание поддерживается бурной социальной жизнью за её пределами. Дети рано начинают договариваться о походах друг к другу в гости. И забирающие их родители частенько возвращаются домой не с одним, а с двумя детьми.

В первых классах начальной школы нет жесткой единой программы. Несколько подробнее расскажу о первой и второй группе начальной школы. Там обучаются дети с 4 до 6 лет. Количество детей в группе в начале учебного года может составлять 15-17 детей и к концу года дорасти до 26-29. Дети вливаются в школу на следующий день после дня рождения. Как правило, один учитель «ведет» детей в течение двух лет.

На уроках дети разных возрастов и разных способностей получают разные задания.

Преподают школьный материал не в рамках предметов, а по темам. Город, космос, Пасха, «весенняя лихорадка». На уроках дети разных возрастов и разных способностей получают разные задания и занимаются каждый на своем уровне. Много времени уделяется обучению в игре. Детям дается время на поиск решений, право на неудачу, разрешается допускать ошибки, выбирать себе занятия, игрушки и игры.

Раз в неделю, обычно по средам, – день игрушек, т.е. каждый ребенок может принести в школу свою игрушку, прийти в костюме супермена, пасхального зайца, дракона и т.п. Дети обязательно практически в любую погоду выходят на прогулку. Если пятилетний ребенок утверждает, что ему жарко, и хочет зимой отправиться в школу в шортах и шлепках, то его, частенько, так и отпускают. Замёрзнет – оденется. Проголодается – поест.

В Голландии считается безрассудным расточительством покупать детям дорогую или даже новую одежду, ведь они так быстро растут.  Поэтому популярны магазины и интернет-платформы, продающие б/у одежду и обувь. Ребенок в свитере тремя размерами больше, рваных носках и куртке с плеча старшего брата – обычная картина на школьном дворе. Дети сидят и лежат на полу, на земле, на камнях. Малышей учат надевать куртки, которые они кидают перед собой на пол или на землю, а затем надевают одним движением, продевая обе руки в рукава.

В начальной школе должно быть комфортно, безопасно и весело, так считают в Голландии.

К еде в школе тоже относятся легко. Завтрак и обед – бутерброды. С повидлом, джемом, арахисовой пастой, мягким сыром. Горячие завтраки и обеды – роскошь выходных.

Учительница может привести раз в неделю в класс на весь день свою собаку, с которой дети активно и по-своему общаются.
Не везде, но во многих школах есть «классная мягкая игрушка». Мишка, зайка или ослик, который каждые выходные проводит с очередным ребенком из класса. Игрушка отправляется гостить на выходные с дневником, где текст, фотографии и картинки, сделанные совместно ребенком и родителями, отражают совместное времяпровождение. В начальной школе должно быть комфортно, безопасно и весело, так считают в Голландии.
***
Наталья Фридман

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв