Алисия Моравска Рубчак: с 6 месяцев детей можно вести в театр
Интервью с польским режиссером и исследователем бэби-театра.
Интервью с польским режиссером и исследователем бэби-театра.
О театре для самых маленьких нам рассказала Алисия Моравска Рубчак (Польша) – режиссер, исследователь и большой энтузиаст театра для детей, современных пьес для детей и молодежи, а также кукольного театра. Алисия – автор книг о театре для детей. Первой в Польше начала изучать театр для самых маленьких, поставила для них спектакли «Сон» в Варшавском театре Baj, «brzUCHO» (Живот) во Вроцлавском театре, а в 2016 Алисия будет ставить спектакль в Красноярском театре кукол.
А еще с 1 по 3 апреля Алисия проведет в московском Центре им.Мейерхольда с BabyLab мастер-класс «Dance and Baby», где профессионалам театра и просто интересующимся родителям расскажут все тайны работы с юной аудиторией.
– С какого возраста Вы советуете начинать водить детей в театр? И какой театр/спектакль лучше выбрать для первого опыта: кукольный, интерактивное действие, что-то пластическое без слов или другое?
– Это зависит от родителей. На моей памяти был случай, когда на спектакль «LAByrinth» привели двухнедельную девочку. Она осваивала пространство с двумя старшими детьми и активной, открытой для всего нового мамой. Самое главное – чтобы вся семья была готова принять участие в походе в театр, вместе пережить это событие и связанные с ним эмоции.
С шести месяцев дети уже полностью готовы наблюдать, слушать, чувствовать, видеть цвета и фигуры. Это прекрасное время для первого похода в театр – конечно, при условии, что спектакль поставлен с учетом особенностей такого маленького зрителя. Настоящих актеров, работающих с такой юной аудиторией, не пугает плач, замена подгузников или агуканье. Поэтому родители могут без опасений приводить совсем маленьких детей в театр – искусство готово их принять.
– В чем главная особенность театральных постановок для малышей?
– Восприимчивость, открытость и ответственность. Артисты, которые хотят ставить для детей, должны предлагать детям свой взгляд на мир и быть открытыми к детскому типу восприятия. Артисты и маленькие дети обладают сходной восприимчивостью. Более того, артистам, которые хотят работать в этой сфере, необходимо помнить, что детский театр – единственный театральный жанр, где можно нанести зрителю вред. Почему? Театр интерактивен, наполнен эмоциями, действие проходит в непосредственной близости от зрителя, и если спектакль не предназначен для конкретной возрастной группы, он может принести вред.
– В каких странах, на Ваш взгляд, делают особенно интересные проекты в сфере детского театра?
– Конечно, в Польше (смеется). С моей точки зрения, больше всего нового предлагает голландский театр, он наиболее открыт и креативен. Мне нравится, как голландцы вводят детей в мир искусства. Но есть и много других прекрасных театров, которые ставят для малышей – «Гелиос» из г. Хамм (Германия), «Атофри» из Познани (Польша), Aabendans из Роскилле (Дания). И этот список можно долго продолжать. Тяжело сказать, кто в Европе лидирует в сфере театра для самых маленьких, потому что театр каждой страны имеет свои творческие особенности, свой язык искусства.
– Что скажете про Россию? У нас совсем недавно началось развитие театра для малышей. Видите ли вы особенности, которые отличают нашу страну от других в этой сфере?
– Наши страны схожи в том, что в обеих хорошо развит кукольный театр. Польский бэби-театр вырос из кукольного театра. Именно кукольники первыми заинтересовались этим жанром и достигли в нем успехов. По моему мнению, бэби-театр помогает открыть сцены кукольных театров новому языку искусства – инсталляциям, боди-арту, современному танцу. И тогда этот временами устаревший жанр открывается с новой стороны – как для артистов (включая режиссеров и актеров), так и для зрителя. И я очень счастлива, что после показа моего спектакля «Сон» на фестивале «Большая перемена» в 2012 году и последующего обсуждения с артистами о зарождении бэби-театра в вашей стране я снова возвращаюсь и могу поделиться своим опытом.
Я видела мало российских спектаклей в этом жанре – насколько я могу вспомнить, всего два. И они мне нравятся: Красноярский театр кукол «Мой волшебный носок» и «Что случилось с крокодилом?» Театра для детей и молодежи Кемерово.
Я считаю, в постановках для такого маленького зрителя главный принцип – «чем меньше, чем лучше», и мы, представители славянских стран, должны помнить, что изобилие элементов, нагромождение инструментов и эстетики – не лучшее решение.
– Расскажите вашем предстоящем мастер-классе в Москве. Чем он будет полезен обычным родителям, не профессионалам сферы театра?
– Помимо своих идей и опыта я особенно хочу поделиться своей энергетикой. Я считаю, что детский театр – такое место, где может создаваться хорошая энергия, именно поэтому я хочу показать участникам, как нужно работать и играть в этой сфере, чтобы создавать место для обмена энергией. Но если вы хотите более точный ответ – могу сказать, что я видела более 500 постановок для самых маленьких зрителей со всего мира, работала на многих тренингах самых крупных артистов Европы – таких, как Роберто Фрабетти, Барбара Келлинг, Dalija Aćin Thelander и других. Я поставила пять спектаклей для самых маленьких детей и даже для родителей, ожидающих ребенка. Я не только режиссер, но и театральный педагог и исследователь, и это влияет на мой подход к постановкам. Но прежде всего я просто очень люблю детский театр. Так что давайте встречаться и делиться друг с другом этой радостью.
Перевод интервью — Вера Федорук
***
Комментариев нет