дислексия 4 ноября 2020 
Рейтинг: 0

«Завуч уверена, что дислексии у Саши нет, а он просто ленится»

Как ребёнку с дислексией учиться в российской школе, где получить поддержку и что делать родителям.

19 октября началась Вторая неделя осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении в России, официальным организатором которой является Ассоциация родителей и детей с дислексией. Вместе с Ассоциацией мы записали историю Елены, мамы мальчика Саши с дислексией:

То, что у Саши может быть дислексия, я узнала от учительницы, которая готовила его к первому классу. До этого я ничего о ней не слышала, хотя у меня есть еще двое старших детей. Я почитала о дислексии в интернете, но не придала ей большого значения: решила, что это просто плохой почерк, что Саша это перерастет. Сашин папа вспомнил, что у него тоже были трудности с письмом. Тогда я не могла предположить, что меня ждёт. 

Когда я делала с Сашей домашнее задание, мне казалось, что он надо мной издевается.

Справка
Дислексия – специфические расстройства чтения, письма и счета, которые влияют на восприятие информации. Люди с дислексией могут видеть текст в виде наложенных друг на друга букв или переставлять буквы местами, не замечая разницы. Такая особенность часто сочетается с образным мышлением, высоким уровнем интеллекта и способностью к нестандартным решениям.

В России таких детей более 3 миллионов – это 20% от общего числа школьников. При этом, согласно данным социологического опроса, проведенного по заказу Ассоциации, 61% жителей России вообще не знакомы с термином «дислексия». 

Проблемы с учебой у Саши начались уже в первом классе. Он не мог написать простейшие слова, его главная беда – почерк, которому в школе уделяют большое внимание. Когда я делала с Сашей домашнее задание, мне казалось, что он надо мной издевается. Писать прописные буквы и соединять их в слова он начал только к середине второго класса. Сейчас он в четвёртом, но до сих пор не видит строчки, буквы скачут, он делает много орфографических ошибок. Он может пропустить несколько страниц или начать писать не с первой строчки, а с пятой. Также Саше очень тяжело читать. 

Его оценивают так же, как и других детей, а ребят с дислексией просто нельзя оценивать наравне со всеми.

А еще у Саши есть трудности с математикой, но не столько со счетом, сколько с пониманием и оформлением задач. Если задачу читают ему вслух, ему все понятно, а если читает он сам, смысл от него ускользает. Причём он может сразу сказать ответ, даже если это задача из двух или трёх действий, но совершенно не понимает, как и зачем делать оформление. 

Школа для Саши была и остаётся большим стрессом. К счастью, ему повезло с учительницей, она ему помогала с первого класса. Когда он сильно уставал на уроках, она разрешала ему рисовать, и он успокаивался, справлялся со стрессом, выплескивал на бумагу то, что накопилось внутри. Также в первом классе учительница разрешала ему выходить в коридор пройтись, если он уставал от сидения на месте.

Саша — весёлый и коммуникабельный мальчик, поэтому проблем в общении с одноклассниками у него нет. Конечно, его самооценка страдает, когда он смотрит на своих друзей и видит, что он сильно от них отстает. У него может пропасть мотивация из-за того, что он старается и вкладывает все силы в учебу, но получает тройки. Его оценивают так же, как и других детей, а ребят с дислексией просто нельзя оценивать наравне со всеми. 

Школа, в которой учится Саша, считается одной из лучших в нашем Одинцово. Возможно, поэтому там не очень любят таких вот «проблемных» детей.

Очень жаль, но единственный человек, с которым мы не нашли общий язык, — это завуч начальной школы. Наш классный руководитель сказала ей, что у Саши дислексия, у нас есть справка от логопеда и от невролога, но она до сих пор уверена, что дислексии у ребёнка нет, что он просто ленится и не старается. В прошлом году она вызывала Сашу к себе по поводу оформления его тетрадей, говорила, что так нельзя писать, что так пишут дети в первом классе.
А в этом году она вызвала меня. Я спросила ее, много ли она видела детей с дислексией, на что она ответила, что была одна девочка-первоклассница, но она посоветовала её родителям перевести её в другую школу. Школа, в которой учится Саша, считается одной из лучших в нашем Одинцово. Возможно, поэтому там не очень любят таких вот «проблемных» детей.

Я спросила: как вы считаете, как можно помочь Саше? Мы ещё не прошли медицинско-педагогическую комиссию (МПК) и нам ещё не определили образовательный маршрут, но некоторые школы идут навстречу ученикам с дислексией и сами облегчают какие-то моменты в учёбе. Но завуч проигнорировала мой вопрос и продолжила говорить о том, что Саша неправильно оформляет задания. Видимо, красиво оформленная тетрадь важнее, чем помощь ребёнку с подтвержденной дислексией.

Я поняла, что я такая не одна, и что нужно вместе с ребёнком искать, как справиться с этой особенностью.

В поисках информации о Сашиной особенности я вышла на Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Ее специалисты дали мне много важных советов – например, пройти МПК для определения образовательного маршрута (сейчас мы в процессе). Я поняла, что я такая не одна, и что нужно вместе с ребёнком искать, как справиться с этой особенностью. Еще я собираюсь обратиться в Центр помощи детям с трудностями в обучении, который недавно Ассоциация открыла в Сети. Специалисты центра – логопеды и нейропсихологи – дают индивидуальные консультация детям и их родителям и помогают точнее определить их личную проблему и пути ее решения, подбирают пособия для занятий дома, и все это бесплатно. Думаю, нам это будет полезно.

Сейчас Саша занимается с логопедом, берет дополнительные уроки у своей учительницы. Делать домашние задания ему помогает репетитор, которая имеет опыт работы с детьми с дислексией. Еще он ходит к остеопату, так у него СДВГ и плохая координация движений.

Благодаря всем этим усилиям мы видим прогресс. Сейчас мы стараемся подключить к этому делу школу, пока что это даётся с большим трудом, но мы не сдаёмся. 

Ассоциация родителей и детей с дислексией – инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, созданная в 2016 году в целях разработки системных решений проблем детей и подростков, испытывающих трудности обучения (дислексию, дисграфию, дискалькулию и другие). В результате работы Ассоциации был создан дистанционный Центр помощи детям с трудностями в обучении. Наличие интернета и гражданство России – единственные условия для посещения Центра. 

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв