воркингмамы 14 октября 2020 
Рейтинг: 0

Писательница Юлия Симбирская: «Я не парю где-то, а живу обычной жизнью».

Интервью с детской писательницей – о воспитании дочерей, литературных премиях и комплексе самозванца.

Юлия Симбирская – удивительная писательница. Живет в Ярославле, работает библиотекарем, воспитывает взрослую дочь и вот уже год не может воссоединиться с мужем из-за закрытия границ. Но времени даром не теряет и подтягивает английский, чтобы говорить с ним на одном языке. Ее книги полны легкости и счастья, в них детские колготки превращаются в котов по ночам, а шапки спасают друг друга. 

 – У вас столько стихов о вкусной еде. Вы любите готовить?

Я люблю есть. И люблю, когда в доме есть вкусная, здоровая еда. Хотя, ни в коем случае не отношусь к людям, который не отступают от ЗОЖ ни на миллиметр. Я отступаю, но далеко не ухожу. Очень люблю смотреть кулинарные передачи с Джейми Оливером. И если вернуться к сути вопроса, то наши взаимоотношения с приготовлением пищи любовью не назовёшь, но уважением точно. Готовлю. Стараюсь, чтобы всегда была домашняя еда. Радуюсь, если получается так, как задумано, но на конкурс поваров точно бы не пошла.

Из книг человек берёт то, что пригодится ему в большой жизни в качестве опоры: веру в чудо, в самого себя, понимание, что мир многообразен и несовершенен, но в нём есть место и для тебя.

— На страницах ваших книг оживает всё и вся. Откуда вы черпаете вдохновение?

Черпаю везде, где черпается. Ключевое слово – везде.

— Кем бы вы стали, если бы не стали писателем?

Думаю, вполне могла бы заниматься ещё тысячей разных дел, в зависимости от обстоятельств. Но я рада, что нашлось местечко для меня и в пространстве литературы. Если вспомнить опыт больших писателей, то они успешно совмещали литературу с разными профессиями. Чехов, например, спокойно вёл врачебную практику, и это не помешало ему оставить потомкам тридцать томов. Я не пытаюсь сравнивать себя с Антоном Павловичем, просто люблю его и с радостью вспоминаю к случаю.

— С чего начался ваш путь как автора детских стихов и прозы?

Рождение ребёнка и работа с детьми сподвигли.

— Можете составить топ-5 детских книг, которые обязательно стоит прочесть детям? Или возможно своих любимых детских книг.

Я избегаю книжных списков, потому что это очень личное, и каждый нуждается в своих важных книжках, которые находятся путём проб и ошибок. Но если говорить о моих любимых, то это любые книжки Туве Янссон, Ян Экхольм «Людвиг Четырнадцатый», Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги», «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, сказки Дональда Биссета. Конечно, это верхушка айсберга, и большинство иностранных авторов в этом списке совершенно не подтверждает мою нелюбовь к отечественным. Люблю и читаю.

Пытаюсь быть тем взрослым, рядом с которым мой ребёнок не будет чувствовать себя несчастным.

— У вас уже взрослая дочь. Поделитесь секретами воспитания девочек?

Сама периодически хочу обратиться с таким вопросом к мамам девочек, потому что рабочих секретов всегда не хватает. Вообще, это долгая и сложная тема, коротко о принципах воспитания не расскажешь. Но я, пожалуй, в первую очередь сама пытаюсь быть тем взрослым, рядом с которым мой ребёнок не будет чувствовать себя несчастным. Очень дорожу доверием, и мне на самом деле важно и интересно то, чем ребёнок живёт.

—  Работа писателя – это не просто ремесло, но и творчество. Как удавалось находить время, когда дочь была маленькой?

Это очень печально, когда литературный труд становится только ремеслом. Время всегда трудно найти, если отвечаешь ещё за кого-то. И каждый раз непостижимым образом оно находится.

— Какие у вас есть семейные традиции? Может быть, необычные ритуалы?

Стала думать о ритуалах и ничего интересного не вспомнила. Сплошные рутины. Но, кстати, в них скрыт особый смысл – они придают жизни устойчивость и надёжность. Например, быт у нас распределяется на всех. Мы всегда стараемся выбирать подарки друг другу так, чтобы одаряемый получал именно то, что хочет. Кстати, дарим подарки без повода. И на Новый Год уже несколько сезонов подряд едим суши. Вот! Нашла один ритуал.

Всегда покупаю себе красивую тетрадку, чтобы начать новую историю, и в итоге всё пишу на компьютере.

— А есть какие- то ритуалы, связанные с работой?

Я всегда покупаю себе красивую тетрадку, чтобы начать новую историю, и в итоге всё пишу на компьютере. А ещё в качестве рабочего ритуала пересказываю мужу краткое содержание будущей рукописи. Поскольку приходится говорить с мужем на английском, получается довольно коряво, но он всегда горячо хвалит, что придаёт уверенности.

— Используете ли вы какие-то системы тайм-менеджмента? Планирования?

Я терпеть не могу хаос, вечно с ним борюсь, но за 43 года не достигла успехов в планировании. Чем больше планирую, тем активнее планы начинают меняться сами собой под воздействием внешних обстоятельств. Но я точно знаю своё самое продуктивное время – раннее утро – и стараюсь максимально использовать его, как рабочее. И ещё я поклонник маленьких шагов. Каждое сделанное дело я в уме отмечаю галочкой, хвалю себя и радуюсь, даже если это — вытащить бельё из стиральной машины. Очень воодушевляет.

— Какой системы или методов воспитания придерживались, пока дочь была маленькой?

Не заработаю ни одного очка для покорения вершины «лучшая мама», но признаюсь, что никакого. Просто хотелось быть полезной своему ребёнку.

— Материнство – это?

Безусловная любовь.

Детство – это время, когда можно быть безусловно счастливым и всемогущим.

— Сейчас стало появляться очень много хороших детских российских авторов. Назовете любимых?

Галина Дядина, Анна Анисимова, Кристина Стрельникова, Наталия Волкова, Нина Дашевская, Наталья Евдокимова, Игорь Шевчук, Анна Игнатова, Алёна Кашура, Елена Ярышевская. Из мэтров: Михаил Яснов, Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Артур Гиваргизов, Андрей Усачёв.

— Ваши книги  – о детстве, счастье, они легкие, простые. Чему самому главному вы бы хотели научить своих юных читателей? А их родителей?

Научить у меня вряд ли получится, но я буду рада, если кому-то в созданном мной пространстве будет хорошо, потому что из книг, мне кажется, человек берёт то, что пригодится ему в большой жизни в качестве опоры: веру в чудо, веру в самого себя, веру в счастье, понимание, что мир многообразен и несовершенен, но в нём есть место и для тебя, и всегда есть шанс сделать его немного лучше и светлее.

— Расскажите о своих творческих планах и личных тоже.

С планами у меня странные отношения – планы сами по себе, я сама по себе. Забавно. Но я пытаюсь сориентироваться, конечно. Сейчас пишется гораздо больше прозы, чем стихов, но зато у стихов точно совсем новый период – получаются больше вневозрастные. Думаю, в следующем году в издательстве «Росмэн» выйдет сборник стихов, которые редко где-то печатались, а некоторые и совсем нигде. Хочу попробовать перевести ещё хотя бы одну детскую книжку. Хочу, чтобы сказочная повесть «Чемодан» попала в добрые руки. Надеюсь, что допишу историю про морскую свинку по имени Морис.

Про личные планы вообще боюсь говорить. Просто загадаю, чтобы мы уже преодолели все препятствия и воссоединились в одной стране.

— Что ваша работа привнесла в вашу личную жизнь? И наоборот, какое отражение находит ваш  родительский опыт в вашем творчестве?

Моя работа, если считать литературный процесс работой, буквально впаяна в мою реальность, потому что ей я посвящаю очень много времени, сил, но при этом не парю где-то, отрешённая от действительности, а живу обычной жизнью. Я наблюдаю, накапливаю опыт, впечатления, которые потом пригождаются для книжек. Мой родительский опыт, пожалуй, влияет на то, что я пишу, потому что я гораздо тоньше чувствую своего лирического героя. А он – ребёнок.

— У вас уже большой стаж материнства, наверняка обзавелись рядом лайфхаков по воспитанию детей. Поделитесь?

Ужасно боюсь вопросов про воспитание, потому что с научной точки зрения не особо подкована, а просто как родитель полагаюсь на интуицию, опыт тех, кому доверяю и на самого ребёнка. Мой главный принцип – не навреди, поэтому я очень стараюсь быть осторожной в действиях, в суждениях, в декларациях. Я совершенно точно занимаю позицию взрослого и не пытаюсь сойти своей дочери за подружку, но и не считаю нужным давить авторитетом изо всех сил. Уповаю на личный пример.

— У вас масса литературных премий.  Что это для вас значит?

Я очень благодарна людям, которые меня поддержали и, конечно, слукавлю, если скажу, что не обращаю на премии никакого внимания, а творчество превыше всего. Обращаю. Мне приятно и волнительно, потому что я прекрасно понимаю, что многие премии даются авансом, т.е. в человека верят.

Комплекс самозванца воспринимается как естественный атрибут.

— За последние десять-пятнадцать лет детская литература сильно изменилась. И все же…  чего, по-вашему ей по-прежнему не хватает?

Пожалуй, скажу, что детская литература развивается и будет развиваться по своему естественному сценарию. Тут уж мы все просто наблюдатели, и будем радоваться, что она есть и многообразна.

— С какими трудностями вы сталкивались как начинающий автор? А сейчас?

Мне повезло, и я в самом начале попала в среду единомышленников и под крыло к мэтрам, поэтому и десять лет назад, и сейчас я чувствую себя счастливой и нужной. А комплекс самозванца воспринимается как естественный атрибут. Пусть будет.

— Расскажите о своей дочери?

Моей дочери пятнадцать. И я благодарна ей за каждую секунду своего материнства. Вот так пафосно звучит, но это чистая правда. Она не очень любит, когда я что-то рассказываю о ней на публику, поэтому из уважения к её личному пространству стараюсь не делать этого на широкую ногу. Но в то же время хочется сказать о своём ребёнке хорошее, и я скажу, что у неё потрясающее чувство юмора, много разных интересов, которые часто меняются, но так и должно быть, наверное. Она очень организованный человек и всегда может чётко сформулировать, что хочет. Надеюсь, она разберётся, что станет для неё делом жизни.

— И о себе. Чем увлекаетесь. Как любите отдыхать?

Сейчас круг моих интересов замкнулся на литературе, путешествиях и быте. Ещё я бы с удовольствием занялась садом, но пока это только в мечтах. Отдыхаю я чаще всего с книжкой или хорошим фильмом, но очень люблю ходить пешком, поэтому долгие прогулки по красивым местам – прекрасная альтернатива дивану. Только бы красивых мест было побольше вокруг.

— Представьте свой идеальный день.

Идеальный день – это день, когда, за что бы я ни бралась, оно делает меня счастливой.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв