адаптация к школе 2 сентября 2019
Рейтинг: 0

«Вы не сможете проконтролировать происходящее с ребенком в школе, где вас нет рядом»

Психолог о том, как важно рассказывать детям о своем детстве, не волноваться по пустякам и уметь отпускать ситуацию и ребенка в свободное плавание.

Первый класс — испытание не только для ребенка, но и для родителей. Особенно для тех, у кого этот первый класс случается в первый раз. Как справиться со своими страхами, не навредить ребенку и не сойти с ума от тревоги, нам рассказала психолог Ксения Герчикова. 

Родителям бывает очень полезно вспомнить себя в детстве, чтобы снизить свою тревогу о детях. 

— Первое, что должны сделать родители первоклассников, когда закроется дверь школы за их ребенком?

К.Г.:  Вспомнить себя. Я вспоминаю свое детство. Я вылезала из-под одеяла в холодные сумерки, очень тихо, чтобы не разбудить маму, варила себе манную кашу с комками, умывалась, собирала портфель, одевалась, шла по ледяной корке до остановки, вбегала в троллейбус, иногда двери так и не могли закрыться, и до следующей остановки я висела, зажатая между также застрявшими соседями, иногда с лыжами наперевес.. Потом я возвращалась из школы, делала уроки, пока мама была на работе. А если она была в короткой командировке, я сама ложилась спать… Это не сделало мое детство более счастливым, и я не выступаю за крайнюю степень свободы детей от взрослого контроля, нет. Хотя многие люди, проведшие детство примерно в такой же «свободе», вспоминают его как счастливое. А как было у вас?

Детям всегда интересно послушать истории из детства родителей, потому что так они чувствуют себя с родителями ближе, сравнивают, рефлексируют, и в процессе — начинают больше осознавать себя.

Если назвать причину тревоги — уже становится легче и понятнее, как подготовиться к походу в школу.

— А вообще волноваться-то стоит? 

К.Г.:  Все родители волнуются, когда дети идут в школу. Готов ли ребенок к школе? А не будут ли его там обижать дети или учитель? Будет ли он достаточно внимательным? Справится ли с заданиями, и будет ли ему это интересно? Важно разобраться, что именно вызывает тревогу у родителей:

особенности характера и поведения ребенка, которые, как им кажется, могут помешать ему адаптироваться в школе;

—  свои неприятные воспоминания о жизни в школе;

—  родительские ожидания и опасения, что ребенок не сможет их реализовать.

Если назвать причину тревоги — уже становится легче и понятнее, как подготовиться к походу в школу. А еще важно бывает точно почувствовать, о чьих тревогах идет речь, отделить свои чувства от переживаний других заинтересованных людей и самого ребенка, — тогда тревога перестает быть безграничной. Нужно иметь в виду, отпуская ребенка в школу, что есть несколько моментов, которые останутся, как бы сильно мы ни тревожились. С поступлением в школу резко меняется нагрузка, обстановка, требования к ребенку, — это кризис, который требует адаптации, и все не может пройти совсем гладко. Вы не сможете проконтролировать происходящее с ребенком в школе, где вас нет рядом. Сможете поговорить с ним, если захочет, поддержать, когда нужно, но оградить от возможных неприятностей или заставить вести себя определенным образом, — нет.

Вы не сможете проконтролировать происходящее с ребенком в школе, где вас нет рядом.

И еще: школа, даже хорошая, — это система, в которой есть такие явления как оценка и ответственность. Когда вы как родитель начинаете выстраивать отношения со школой, система в лице директора, учителя, и просто сама обстановка навязывает определенный угол восприятия. Родители должны сделать так, чтобы дети слушались педагогов — это невыполнимо. Давайте сделаем так, чтобы неугодный ученик ушел из класса — это может потом произойти с вами. Давайте уволим этого некомпетентного учителя — педагоги несовершенны, как все люди, и учатся вместе с детьми. Важно, насколько адаптивна позиция, которую вы занимаете в этом общении: готовы ли вы доверить обучение и воспитание ребенка педагогам, и допускаете ли вы для ребенка возможность свободно выбирать друзей в классе, — дети почти всегда считывают и неосознанно копируют позицию родителей. Если родители беспокоятся о том, насколько ребенок готов к школе,  имеет смысл разобраться, что именно может помешать ему благополучно адаптироваться в классе.

Образ жизни большинства современных детей устроен таким образом, что у них мало возможности и необходимости тренироваться быть самостоятельным.

— И что же мешает чаще всего? 

К.Г.:  Много чего, но на первое место, на самом деле выходит, самостоятельность. Образ жизни большинства современных детей устроен таким образом, что у них мало возможности и необходимости тренироваться быть самостоятельным

А современная школа предлагает значительно возросшую нагрузку. В связи с этим большинству детей до 7 лет не стоит торопиться в школу. Так или иначе, если ребенку трудно, например, поставить перед собой задачу и быть достаточно внимательным и настойчивым, чтобы ее выполнить, мне хочется разобраться, в чем причина его трудностей, чтобы помочь подготовиться к первому классу.

Для родителей вопрос о самостоятельности ребенка всегда связан с уровнем их родительского контроля. В школе становится больше не только ответственности, но и свободы. Семья может быть не готова к изменениям, и тогда может быть важно наметить путь: как родителям отпустить ответственность за то, за что ребенку нужно ее принять. Самое важное, на мой взгляд, когда семья отпускает ребенка в мир новых отношений, это теплый и живой контакт со взрослыми в семье. С чем бы он ни встретился в школе, доверие и позитивные эмоции в общении с родителями дадут ему поддержку, уверенность, помогут сделать выбор и разобраться в сложных ситуациях. Если родители чувствуют, что контакт не достаточно прочный, над этим можно работать.

Советы для родителей, как им адаптироваться к школе.

Когда общаетесь с учителем и родителями одноклассников, помните, что это ваши новые друзья, с которыми интересно.

Если вам не нравится учитель ребёнка, дружелюбно поговорите с ним о жизни и найдите общие интересы.

Если вам не нравятся слова или действия, которые ваш ребёнок повторяет за одноклассниками, обсуждайте это с ним, а не пытайтесь переделать одноклассников или их родителей.

Если ребёнок не доделал уроки, а пора спать, пусть ложится спать. Поберегите его здоровье и свои нервы.

Если ребёнка обижает кто-то из класса, помогите ему придумать смешную, но не оскорбительную дразнилку.

Если что-то случилось, а особенно, — пока оно не случилось, — займитесь с ребёнком вместе чем-то интересным и веселым.

Тревоги никуда не исчезнут, и с каждым днем их будет появляться все больше. И здесь для родителя главное оставаться взрослым, и не вспоминать и не транслировать ребенку свой негативный опыт. Вы уже прошли Школу. Теперь его очередь, и в ваших силах сделать так, чтобы для него это было просто.

***

Людмила Чиркова

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв