психология 4 апреля 2017
Рейтинг: 0

Почему дети лгут и что с этим делать

Разбираемся вместе с экспертами из Международной Академии исследования лжи.

Взрослые боятся, что ложь – это плохая черта характера, а из милого маленького обманщика вырастет бессовестный взрослый лжец. Большинство родителей теряются, когда встречаются с этим феноменом и не могут понять: почему дети начинают лгать? Всегда ли это плохо? Рассказывают руководитель Международной Академии исследования лжи (МАИЛ) Евгений Спирица и руководитель факультета профайлинга МАИЛ Алексей Филатов.

спирица

Почему дети лгут?

Человек начинает проявлять свою склонность к обману фактически с самого момента рождения. Так, например, девятимесячный малыш ни с того, ни с сего начинает кричать, так как знает, что именно таким образом можно привлечь внимание мамы. Однако он пользуется обманом лишь для того, чтобы привлечь внимание взрослого родителя.

В возрасте 2-3 лет дети начинают говорить неправду целенаправленно, но изначально – ради исследовательского интереса. Они экспериментируют, стремятся изучить реакцию родителей на свою ложь, угадать, удастся или не удастся им «провести» родителей. Те способы, которыми это получается сделать, довольно быстро закрепляются в памяти и применяются в дальнейшем, однако такая ложь бессистемна, спонтанна и не всегда уместна. Если ложь обнаруживается, дети практически сразу сознаются и испытывают чувство вины.

В 4-5 лет дети начинают понимать, что им удается обманывать потому, что окружающие люди думают не так, как они: у них свои мысли, свои чувства, отличные от других. Если же ваши мысли различаются, смекает ребенок, то вас можно ввести в заблуждение относительно своих мыслей — так возникает возможность целенаправленной лжи. Дети начинают врать с большим энтузиазмом и становятся гораздо более опытными в этом плане. «Расколоть» их становится гораздо сложнее.

Позже, в течение первых школьных лет, когда дети ежедневно сталкиваются с тем, что психологи называет «социальным откликом», число обманов, как правило, снижается. В классе или на игровой площадке они начинают понимать, что, несмотря на все свои преимущества, ложь дается довольно большой ценой, ведь если врать часто, то можно потерять доверие со стороны учителей или друзей, или, что еще страшнее, стать непопулярным.

Всегда ли ложь — это плохо?

С точки зрения развития детского интеллекта – отнюдь нет. Обман – это сложная система. И дети, осваивающие этот феномен, во-первых, должны ясно представлять себе то, что произошло на самом деле, и какие последствия такая ситуация будет иметь. Во-вторых, придумать ту версию, которая покажется родителям достаточно правдивой. В-третьих, мысленно сравнить обе версии и принять решение. При этом дети должны заранее просчитать возможную реакцию со стороны слушателей на обе эти версии. Поразительно то, что уже четырехлетние дети очень неплохо с этим справляются. В процессе обмана ребенок совмещает живость ума и быстроту реакции с физическим и эмоциональным самоконтролем.

Ребенок, пытающийся придумать правдивую альтернативную версию событий, демонстрирует такое важное качество, как креативность. Он придумывает альтернативные версии события, а даже для самой простой лжи необходимо воображение. Также ребенку нужно отслеживать реакцию родителей на свою ложь, поэтому превосходные обманщики умеют очень хорошо чувствовать характер человека, демонстрируя еще одно важное качество – эмпатию.

филатов


Что делать?

Начнем с разделения понятий лжи и склонности детей к фантазированию. Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда он имеет цель получить от этого какую-то выгоду.

Как можно отреагировать взрослым в случае излишнего фантазирования? Правильным будет не ругать ребенка за «вранье», а учить предугадывать последствия неуместных выдумок, где другие люди могут «пострадать» от его чрезмерных фантазий. Если ребенок — фантазер, отнеситесь к этому, как к его способности, не ломайте ребенка, раз и навсегда запрещая ему «выдумывать» в принципе. Предложите ему безопасный для окружающих и подходящий лично ему способ творческого применения своей особенности. Например, можно придумывать вместе с ним сказки, рисовать и ставить сценки, играть в кукольный театр и т.п. Таким образом, вы направите фантазии ребенка в нужное русло.

Если же ребенок вам солгал, то помните, что практически никто из детей дошкольного возраста и старше не использует ложь ради самой лжи. Чаще всего дети используют ее по двум причинам: скрывают поступок, за который боятся получить наказание, либо привлекают внимание.

Что можно предпринять в этом случае? Во-первых, в семье должны были люди, которым врать нельзя. Никогда, ни о чем и ни при каких обстоятельствах. Например, отец. Тогда как маме можно «приврать» в непринципиальных вещах: ребенок говорит, что съел суп, а на самом деле не съел, сказал, что прибрался в комнате, а по факту — нет. Такая возможность соврать оставляет за ребенком право на личную территорию, куда он может не пускать других людей, если сам этого не захочет.

Во-вторых, недопустима ложь в принципиальных моментах. Например, ребёнок уже ходит в школу и обманывает, что он сделал домашнее задание – в таком случае должны быть санкции. Не так важно, съел ли он суп, надел ли он шапку, важны принципиальные вещи, которые каждая семья должна определять самостоятельно. Если для вашей семьи — это школа, то следует контролировать и исключать любое вранье по этому поводу.

В-третьих, наказание за сам факт лжи должно быть сильнее, чем за поступок, который ею стараются исправить. В 2009 г. зарубежными психологами был проведен эксперимент, в котором исследовались влияние способов наказания на детей из двух разных школ. В первой из них в качестве наказания за совершенный проступок и плохие оценки ребенку объявлялся выговор или он лишался каких-либо привилегий, а во второй применялись телесные наказания. Причем, самым серьезным «преступлением» в обоих школах было именно уличение во лжи.

Дети из школы № 1 предпочитали говорили правду, лишь изредка прибегая к обману, так как понимали, что уличение во лжи может доставить гораздо больше неприятностей, чем сам проступок. Учащиеся второй школы наоборот, ложь использовали как основную систему защиты, поскольку у них не было сомнения в том, что правда зачастую приводит к наказанию. Впоследствии дети из второй школы стали лгать не только чаще, но и качественнее, изощреннее.

Честность как пример для подражания

В заключение хочется рассказать одну интересную историю. Известный канадский психолог Виктория Талвар провела один интересный эксперимент, где зачитывала детям две истории: в первой мальчика за ложь съедал волк, а во второй юный Вашингтон признается отцу в том, что срубил вишню. Можно подумать, что должный эффект произведет рассказ о мальчике, съеденном волком – вот она, расплата за ложь. Однако, именно рассказ о честности Джорджа Вашингтона впечатлил и вдохновил детей на искренность. По словам экспериментатора – вторая история учит детей наслаждаться честностью, а не бояться быть пойманными на лжи.

Результаты исследований Талвар и других ученых указывают на то, что лучший способ воспитать честность в ребенке — это всего-навсего доверять ему; полагаться и развивать исключительно его хорошие качества, вместо того чтобы пытаться искоренить плохие. Другими словами, задача родителей — создать атмосферу, в которой ребенок будет считать честность наилучшей политикой.

***

Подготовила Анастасия Мужева

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв