школы 7 августа 2019 
Рейтинг: 2.5

«Обязательные шахматы в школе — это слишком!»

С 1 сентября шахматы станут обязательным предметом в школах.

В наступающем учебном году школьников ждет новый предмет – шахматы. Программы преподавания и учебники уже разработаны, а в регионах повсеместно готовятся шахматные педагоги,  сообщает «Московский комсомолец».
Первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. В переводе на школьное расписание – один урок в неделю.

Мы собрали мнения мам и учителей по этому поводу. Главные опасения: что уйдет из расписания из-за нововведения и как детям справиться с возросшей нагрузкой.

Екатерина, 33 года, Москва:

Мой ребёнок с 1 класса занимается шахматами в школе 1273. Это отличный досуг для детей, на мой взгляд. Игра в шахматы учит мыслить наперёд и просчитывать свои действия, а также «додумывать» за оппонента и просчитывать его ходы. Это отличный навык, который пригодится в жизни и который легче всего развить именно через шахматы.

Логику в школе изучать надо непременно. И шахматы — это один из оптимальных вариантов.

Одного раза в неделю вполне достаточно. Но! Не на обязательной основе! Куда их вместить, если и так по 4-5 уроков в день обязательных. И у многих детей после школы ещё и своя программа по спорту/музыке/ рисованию. Обязательные шахматы в школьной программе — это слишком! Тогда надо сокращать какие-то основные предметы или учиться в субботу. А это все неприемлемые варианты.

 

Где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию?

Анна, 36 лет, Москва:

Школьное время – не резиновое. Чтобы сделать шахматы, нужно будет забрать одну физкультуру. Именно так, по-моему, собирались это сделать.
Детям в современной школе нужно больше движения. Никто их не выводит на прогулки, на переменах не разрешают бегать. Одну физкультуру забрали, дали шахматы. Нехорошо. Если дети ходят в кружок по шахматам, то, скорее всего, дети сами настроены на получение этих знаний. И учителя там, как правило, хорошие. Когда же дети в количестве 30 человек в классе должны будут сидеть и слушать предмет, который им навязали, ничего хорошего из этого не выйдет.

И потом, главный вопрос: где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию? Пока я не могу найти ничего хорошего в этой истории: мне кажется, это будет еще один предмет, к которому будут относиться спустя рукава. Но кто знает… Возможно, идея была в том, что дети научатся просчитывать свои ходы наперед. Инициатива хороша, на реализация может пострадать.

Учителя в целом разделяют позицию родителей.
Вот как прокомментировала нововведение учитель начальных классов московской гимназии №1514:

Сама идея очень хорошая, но есть ряд НО:

— Нужны педагоги.

— Нужен час в неделю, то есть его надо или забрать от какого-то предмета, или добавлять в учебный план. Под это нужно финансирование.

— Классы целесообразно делить на подгруппы, а значит, финансировать в удвоенном количестве этот час.

Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.

Есть у обязательных шахмат и еще один минус, на который нам указала психолог-педагог Ася Бурштейн:

Само то, что это будет обязательно – уже не очень хорошо. Несомненно, шахматы полезны. Но все дети разные и интересы у них тоже разные. Кроме того, шахматы – это действительно сложная игра, она требует невероятно большой умственной работы, что не всем свойственно Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.

Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки.

Антон Кузин, основатель Русской шахматной школы : 

О шахматах в школе говорили много лет. Всегда были и те, кто за и те, кто против. Сегодня закон уже принят. И к нам, шахматным организаторам, постоянно обращаются общеобразовательные школы. С просьбами: помочь выстроить процесс обучения, подготовить кадры, подобрать методику, организовать турнирную сетку. Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки. Например, наша школа взаимодействует уже более, чем с 45 школами Москвы. Обо всем этом буду рассказывать на форуме «Город образования».

Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок  шахматы любит. Когда он получает от них удовольствие.  Когда это твое.

Давид Маркосян, Международный гроссмейстер, тренер по шахматам, основатель школы — студии «Победи Великана»:

Конечно же, я могу только приветствовать инициативу популяризировать шахматы, более того, я отлично понимаю основной замысел тех, кто шахматы хочет ввести как обязательный предмет. Шахматы замечательно корректируют учебу, успеваемость, поведение, самооценку, успешность, формируют способность принимать решения. Есть статистика, что среди шахматистов совершенно нет наркоманов.

Но слово «обязаловка» мне не нравилось с детства, и эту позицию разделяют практически все шахматисты.  Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок  шахматы любит. Когда он получает от них удовольствие.  Когда это твое.

А как предмет в школе… Там могут быть оценки.  И могут не считаться с темпераментом, возможностями и склонностями ребенка. Все равно ему надо это будет изучать. Не знаю, как этот момент можно обойти, исправить.

Было бы лучше, например, организовать систему бонусов. Если ты посещаешь занятия шахматами и добиваешься определенных успехов,  то  получаешь какие-то привилегии при поступлении в ВУЗ, как вариант.

И конечно необходимо,  чтобы было больше по-настоящему профессиональных преподавателей. Сейчас шахматы надо объяснять современным детям иначе, чем еще лет 5-10 назад. И это принципиальный момент.  Преподаватель должен не только знать теорию, он сам должен быть в процессе, играть, участвовать в турнирах и при этом уметь общаться и находить подход к детям.

Людмила Чиркова

Комментарии

4

Очередная дурь. Преподаю шахматы в детском саду. Кружок по интересам. НО мой собственный ребенок — не шахматист. Занимается танцами, верховой ездой, сольфеджио, плаванием. Естественно, благодаря маминым стараниям, знает, как ходят фигуры в шахматах, но может поиграть исключительно, как в любую другую настольную игру. Через полчаса устает элементарно. Шахматы, как факультатив — замечательно! Как обязательный предмет — это слишком! Лучше бы преподавание иностранного, ИЗО и музыки было на должном уровне. Кто после уроков музыки хотя бы нотную грамоту знает, отзовитесь!

Очередная глупость министра! Шахматы — это хорошо, но по желанию. Это то же понятно.

Третье. У меня правило: никогда не оценивать умение играть ребенка. У всех разные способности. А вот за решение задачи на доске индивидуально или на доске пред всем классом с опорой на мою помочь или записи шахматных правил в тетради и ставится оценка.Четвертое. Комбинировая оценка. Дети очень мотивированный зная, что оценка в триместре по физкультуре складывается из занятий в зале и на шахматах. Кто-то у меня на уроках закрывает двойки за зал и наоборот.Следует отметить, что этот третий час в пятых классах родился спонтанно: руководитель корпуса узнала, что я умею играть в шахматы и предложила, закончив курсы, попробовать взять часы. Родители и дети были в начале не очень довольны, но спустя год при приемке в пятые классы, благодаря сарафанному радио, родителям было важно знать будут ли шахматы в пятых классах.P.S. Девочкам уроки шахмат нависая порою даже больше чем мальчикам — им нравится отвечать на вопросы, выходить к доске — проявлять познавательную активность, а мальчикам в большинстве своём просто нравится играть. P.P.S. Да, двойки я иногда ставлю. Но только тем, кто ничего не делает: не пишет / не носит тетрадь, не учит шахматные правила. Всегда даю возможность после двойки принести тетрадь / ответить / переписать тест, дабы потом закрыть "неуд" нормальной оценкой.

Добрый день!Позвольте представиться, меня зовут Николай. Я учитель в одной из школ Зеленограда. Начинал со ставки психолога (ее сохранил и поныне), помимо этого уже третий год буду преподавать шахматы, как третий час физкультуры, правда в пятых классах. Поэтому говорить именно о нюансах преподавания шахмат в начальной школе не смогу, но поделюсь свовоим опытом работы в этой сфере с точки зрения своей психологической и педагогической практики. Первое и самое главное — мы не готовим чемпионов. Это делают в профессиональных шахматных клубах и только.Задача у шахмат в школе другая — расширение кругозора ребенка и стимулирование мыслитеттной активности. Второе. Лично для меня главное на уроке шахмат в пятых классах — это активность детей и их заинтересованность. Для этого я строю свои занятия и программу таким образом чтобы основную долю материала в первой половине года были задачи на "соображалку", которые строятся на логике пройденных шахматных правил. Например, после двух первых уроков, на которых проходили линии на шахматной доске, задаю классу вопрос: сколько всего диагоналей на шахматной доске? Все, дети думают. И именно за решение подобных вопросов ставится оценка.

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв