психология 12 сентября 2016 
Рейтинг: 0

Как избежать психологических травм в школе

Советы психотерапевта родителям первоклассников в начале учебного года.

наркевичРассказывает психотерапевт сети клиник «Будь Здоров», кандидат медицинских наук Екатерина Наркевич:

Начался учебный год, и многие первоклассники с радостью пошли в школу. Однако через пару недель интерес к новому месту начнет угасать и может наступить разочарование, особенно, если родители создали ажиотаж вокруг этого события и настраивали ребенка на вечный праздник. Ребенок и сам в скором времени поймет, что на уроках надо не играть, а постоянно учиться, дома делать домашние задания, и вообще школа – это постоянная работа. Далеко не всем детям это понравится.

Поэтому мой совет родителям – будьте очень внимательны к первым месяцам учебы ребенка, обязательно разговаривайте с ним о пережитом, создавайте доверительные отношения, спрашивайте не только про отметки и новые знания, но и про то, что происходит внутри коллектива. Обращайте внимание, когда забираете первоклассника из школы, как он прощается с ребятами, с каким настроением он идет утром в школу, что он думает о ней. Если ребенок начинает говорить, как там тяжело и грустно, развенчайте эту идею, чтобы она не пустила корни. Делайте акцент на неэмоциональных моментах, не усиливайте своими причитаниями и так неприятные переживания.

Большой проблемой для детей могут стать взаимоотношения с одноклассниками, если вовремя родители не заметят начавшиеся сложности. Что происходит обычно: ребенок из семьи, где его очень любят, приходит в новый коллектив. Эта среда впервые для него будет конкурентной и может быть воспринята им как агрессивная, хотя это и не так. Ведь первоклассник сравнивает свои отношения с ребятами с отношениями в семье, где он был обожаем всеми. Например, дома ребенок рассказывал стихи, и все родственники были в восторге, аплодировали ему. И вот он приходит в класс, где ему дают задание выучить стихотворение наизусть. Он учит, выходит к доске, рассказывает и ищет обожающие восторженные взгляды, потому что он к ним привык, а в классе такой реакции не будет, потому что здесь он такой же, как и другие.

Реальный случай: на приеме у психотерапевта был первоклассник с жалобами родителей на то, что ребенок стал замкнутым, раздражительным, пугливым, стал плакать перед школой. Он заявил, что его ненавидит весь класс. При разборе ситуации выяснилось, что так он решил потому, что дети ему не хлопали, когда он читал стихи, были не достаточно внимательны к нему. В результате это может послужить началом серьезного невроза, социальной дезадаптацией, что помешает ребенку свободно взаимодействовать с окружающими.

Совет родителям – готовьте ребенка к тому, что в классе все дети разные, и относиться они могут к нему только тремя способами: со знаком «плюс», «ноль» и «минус», т.е. кому-то ты будешь нравиться, кто-то к тебе будет относиться ровно, а другому – чем-то не угодишь. Пусть ребенок не ждет восхищения и восторга от одноклассников, поскольку этого, скорее всего, не будет. Избавьте его от ожидания повышенных одобрительных и негативно осуждающих эмоций. Настройте его на нейтральные ровные отношения, которые, как в описанном случае, сначала могут ему показаться недостаточными, но это только поначалу.

Если первоклассник говорит родителям, что его в классе не любят, очень важно акцентировать на этом внимание и дезактуализировать эту идею. Объяснить, что «все дети не могут тебя не любить, они могут просто не обращать на тебя внимания, поскольку заняты своими делами».
Важно, чтобы значимые события в жизни ребенка проходили мягко, без фиксации на негативном опыте, который может заложить в детстве причины дальнейших страхов и неврозов. Ведь часто дети из-за какой-нибудь не очень значительной или даже вымышленной ими причины начинают формировать вокруг себя ауру негативизма и вражды. И здесь родителям надо успеть заметить, пока ребенок не «загрузился» этими переживаниями и не выстроил у себя в голове целую систему вражеского лагеря одноклассников. Беседуйте с ребенком, чтобы не пропустить такой момент.

Знания особенностей своего ребенка (кто-то заводит знакомства легко, другим это очень сложно) нужно учитывать и ни в коем случае не заставлять сына или дочь участвовать в каких-то школьных мероприятиях без их воли. Ровный ноль в отношениях детей гораздо лучше, чем какие-то сильные эмоциональные переживания. Некоторым достаточно постоять в сторонке, понаблюдать за шумными одноклассниками, чем почувствовать усталость и вовлеченность в коллектив.

Еще один важный момент – это волнение детей при ответах на уроках. Объясните первокласснику, что совершенно не стыдно волноваться, это свойственно всем, включая родителей и даже опытных актеров, каждый раз выходящих на сцену с волнением. Пусть он говорит в своем темпе – медленно или быстро, а если сильно волнуется, то можно говорить потише.

Напомню, что многие социальные проблемы и зависимости от психоактивных веществ, в том числе алкоголя, – это последствия ранних психологических травм, полученных на фоне сниженного внимания или, напротив, на фоне гиперопеки. Поэтому слушайте своих детей, наблюдайте за их вхождением в школьную жизнь и помогайте формировать из школьников здоровые, умные и гибкие личности.

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв