мои дети учатся онлайн 8 декабря 2020 
Рейтинг: 5

«Я — мама, а не учитель. Как «корона» перевернула обучение в нашей семье»

Основатель онлайн-школы Bilingval.com делится своей историей хоумскулинга и онлайн-обучения своих детей (5 и 7 лет), оказавшись в период пандемии в деревне в пустыне.

Аня Стогова – полиглот, ведущая детских онлайн-программ Coursera и ВШЭ, основатель онлайн-школы Bilingval.com и Антишколы с носителями языка. 

Я всегда была идеальной мамой, а потом у меня родились дети. Мне казалось, что я могу точно спланировать, как, когда и чему будут учиться мои дети. Муж всегда называл меня «человек — план».  Перед «короной» мы были похожи на обыкновенную семью с двумя маленькими детьми: работали в офисе и дома, младшая дочь ходила в садик, старший сын — в 1 класс. Но что-то пошло не так, как и у миллиардов людей в 2020.

Даже если мои дети 24 часа в сутки будут играть в телефоны и смотреть телевизор во время карантина — никто не умрет. А если я продолжу курировать их занятия и учить их сама — то очень даже возможно.

На фоне мировой турбулентности уже в начале года офлайн-бизнес в Москве пугающе начал сбавлять обороты. В поисках новых возможностей мы решили поехать пожить в Израиль. Тогда еще никто не знал, что все мы окажемся узниками своих домов на недели, а в случае Израиля — на месяцы. Мы-то рассчитывали, что дети пойдут учиться в местные школы и сады, но как бы не так! Мы со своими “планами по новым рабочим проектам” и дети без школы оказались лицом к лицу в четырех стенах в 200 километрах от Тель-Авива в деревне в пустыне.

Первый провальный опыт онлайн-обучения во время карантина

Первые 3 недели я была полна решимости организовать  хоумскулинг, подключив старшего к общеобразовательной онлайн-школе и сделав расписание занятий, которые я веду для них сама или слежу за тем, чтобы они сидят у мониторов и за книжками.  “Я же знаю, чему они должны учиться, и знаю лучшие программы”, — думала я.

Итак, у нас в расписании на неделю были:
– Общеобразовательная частная школа «Алмаз» (временно онлайн в пандемию);
– Математика по книжкам Петерсон, Жени Кац;
– Уроки рисования на английском по Art For Kids Hub YouTube;
– Английский в Khan Academy;
– Логика и математика в Pelican.study, курсы от Новой Школы;
– Чтение по приложению «Читайка».

К сожалению, моих внутренних ресурсов не хватило на то, чтобы построить эту систему, потому что я бизнес-мама. Большую часть дня я занята в своих проектах, а такая система требовала колоссального вложения моего времени и усилий.

За эти 3 недели я сделала такие выводы:

Сначала наденьте кислородную маску на себя, затем на ребенка. Если у меня нервы не в порядке, то рушатся основы — отношения с детьми , и в таких условиях уже бесполезно говорить про обучение.

Мама — это мама, а учитель — это человек с терпением и любовью к детям значительно выше среднего.

Даже если мои дети 24 часа в сутки будут играть в телефоны и смотреть телевизор во время карантина — никто не умрет. А если я продолжу курировать их занятия и учить их сама — то очень даже возможно. 

Дети должны сами быть в состоянии принять решение, учиться им сейчас или отдыхать, идти гулять, поспать или почитать.

Принципы нашего онлайн-обучения сейчас

В итоге моя стратегия кардинально поменялась. Я решила, что строить систему я буду на следующих принципах:

 

  • Без принуждения. Нужно, чтобы дети сами хотели этим заниматься.
  • Без моего присутствия на уроках. Учитель должен уметь держать внимание и интерес, никак иначе.
  • Без домашних заданий. Только если сами решили, что что-то нужно доделать или подготовить. Но я не буду стоять цербером или тем более ловить “сделал/не сделал”.
  • Тренируем только базовые и практичные навыки, либо то, что им нравится и они просят сами.
  • Каждый учится в своем темпе, без привязки к возрасту, полу, классу и тем более уровню других детей.
  • Больше свободы выбора. Дети должны сами быть в состоянии принять решение, учиться им сейчас или отдыхать, идти гулять, поспать или почитать.

3 главных навыка: IT, коммуникация, учимся учиться

Я сделала ставку на 3 основных навыка, которые нужно развивать у детей. Их вы найдете во всех мировых рейтингах навыков будущего, которыми должны обладать наши дети, чтобы не быть аутсайдерами. 

У меня ушло много времени, чтобы найти учителей, которые способны вовлечь в то, чему учат на таком уровне, чтобы детям не нужен был дополнительный контроль. Но в итоге это и есть основа обучения.
А также на то, чтобы придумать дополнительные стимулы в занятиях, где нет учителей. В нашем случае сработали такие “оплаты”: чаще любимые занятия, валюта в приложениях и играх, сладкое, игрушки, дольше массаж от мамы на ночь.

Ребенок должен уметь пользоваться компьютером, базовыми программами редактирования и презентации, распечатать документы, подключиться к wi-fi, уметь устанавливать и сносить программы

IT

Ребенок должен уметь пользоваться компьютером, базовыми программами редактирования и презентации, распечатать документы, подключиться к wi-fi, уметь устанавливать и сносить программы, уметь создавать что-то с другими людьми в тандеме или в команде и многое другое. Мы перепробовали несколько школ и учителей и в итоге остановились на:

1. Школе IT World где старший сын 7 лет учит программирование на Scratch.
2. Частных уроках по командным проектам в Minecraft. Добавили туда с учителем немного математики и немного английского, чтобы он понимал их практическую применимость.

Также ребенок сам смотрит уроки на YouTube и ищет, как построить или пройти что-то, что у него не получается. Играет в игры Among Us, Roblox (игры, которые развивают пространственное мышление, логику, реакцию, внимательность).

Навыки коммуникации

Проекты в современном мире достигают таких масштабов, что люди вынуждены работать над ними в командах, причем команды становятся международные, а общение удаленное. Первое, чему мы стали учить детей — английский.
Давным-давно у нас была филиппинская няня, но дети уже успели забыть язык, поэтому во время пандемии мы снова вернулись к английскому и навыкам общения:

1. С учителем-носителем в нашей школе bilingval.com. Здесь дополнительные стимулы не нужны, учитель держит внимание и контакт.
2. Khan Academy Kids app — за сладкое и монетки в играх.
3. Art For Kids Hub YouTube — рисование под настроение, без графика.
4. YouTube блогеры на английском. Мы разрешаем их смотреть долго, на русском ограничиваем.
5. В игре Roblox дети пытаются переписываться на английском с другими игроками.

Забавно учить детей отличать, что монтаж, а что реальность в TikTok. Сначала они верили всему, что видели.

Учиться учиться

Самое важное — показать ребенку, что учиться это весело и “дать в руки удочку”. Мы показываем детям, как применять то, что узнал. Где искать ответы на вопросы, как работает память, почему она что-то запоминает, а что-то стирается. Как отличить фэйк от факта.
Особенно забавно было учить детей отличать, что монтаж, а что реальность в TikTok. Сначала они верили всему, что видели, например, что из куриного яйца вылупляется динозавр или что дядя прыгает с крыши небоскреба и приземляется на ноги. А теперь приходят и говорят, что видят трики и что, например, в этом видео, явные спецэффекты.

Пока я многое объясняю своим детям сама, потому что они еще маленькие. Но для детей постарше я с ВШЭ и Барбарой Оакли сделала мини-курс из 16 роликов по 8 минут Учимся учиться или как преуспеть в школе, не тратя все время на учебу” на Coursera.org. Чтобы дети могли понимать процессы обучения и видеть, где оно идет эффективно, а где нет. 

Обучение внутри семьи

Ни одна школа мира сейчас не может дать исчерпывающих знаний и умений, которыми должен обладать ребенок, потому что этот спектр слишком широк и сложен. Но хорошая новость в том, что родители и так многие навыки могут дать своим детям просто в рамках семьи. В этом помогут:
– совместные поездки;
– разговоры перед сном и за ужином;
– общие увлечения и занятия спортом;
– общение с родственниками
– и другие ситуации, в которых мы в состоянии передать свои модели поведения, принципы и даже навыки. 

“Ведь население по-прежнему считает, {….} не важно, кто — государство, Путин, Богородица, — тот, кто должен что-то сделать и помочь школе».

Если дети растут в любви и доверии, они с большим удовольствием внимают нашим словам и берут с нас пример. Великий педагог, Анатолий Пинский сказал: “Ведь население по-прежнему считает, {….} не важно, кто — государство, Путин, Богородица, — тот, кто должен что-то сделать и помочь школе. А то, что обучение моих детей — это, прежде всего моя проблема, а не президента или, к примеру, Папы римского, — такая мысль пока для большинства населения трудно постижима.”

С пандемией многие из нас поняли, что развитие наших детей — это наша ответственность, мы видим это по стремительно растущим цифрам детей, переходящих на СО (семейное образование), и частных онлайн-школ. Теперь мы можем регулировать стратегию развития своих детей в зависимости от ценностей семьи, характера и способностей детей, наших временных и материальных ресурсов, – и это прекрасно.

Удачи в хоумскулинге и онлайн-обучении!

***

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв