психология 8 апреля 2019 
Рейтинг: 0

Дмитрий Карпачёв: «Как дать ребенку всё без денег и связей»

Отрывок из новой книги психолога и создателя крупнейшей онлайн-школы для родителей.

В издательстве «Эксмо» выходит пошаговое руководство по улучшению отношений с ребенком от практикующего психолога, создателя крупнейшей русскоязычной онлайн-школы для родителей и ведущего реалити-шоу «Дорогая, мы убиваем детей» Дмитрия Карпачева.

Карпачев советует относиться к книге как к «набору вполне конкретных рекомендаций о том, как улучшить свои отношения с детьми». Одна глава — одна неделя, на время которой в семье устанавливаются три ёмко описанных психологом правила. Публикуем отрывок из книги.

Причины плохого поведения

ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ No 1:
У ребенка нет четкого понимания — что такое «хорошо», а что такое «плохо»

Вдумайтесь, как ребенок может вести себя плохо, если он понятия не имеет о том, что это плохо? Если у вас ребенок уже постарше и вы уверены, что у него точно есть представление о том, что такое хорошо и плохо, — спросите себя: а кто участвовал в формировании этих представлений? Вы делали это целенаправленно или это сформировалось само собой?

В некоторых случаях дети не знают, что их поведение будет расценено как плохое. О заведомо плохих поступках мы поговорим в этой главе дальше. А сейчас мне бы хотелось еще раз подчеркнуть:

МНОГИЕ ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ МОГУТ РАСЦЕНИТЬ КАК ПЛОХИЕ, В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РЕБЕНКА ПЛОХИМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

Например, вы собираетесь идти в гости. Вы одели своего шестилетнего ребенка в новую, утром купленную одежду и отправили его во двор повидаться с друзьями, пока вы закончите наносить макияж. Выйдя через семь минут, вы видите своего ребенка, сидящего на коленях в куче щебня. Он как ни в чем не бывало вместе с приятелем пытается его разгрести. Пыль стоит столбом, и вашему ребенку, перед тем как отправиться в гости, надо будет не только переодеться, но и принять душ. Ситуация может усугубиться еще и тем, что больше чистой приличной одежды для похода в гости у ребенка на данный момент нет.

Если вы зададитесь вопросом, стоит ли наказывать ребенка в такой ситуации, то попробуйте сначала найти ответ на вопрос: «А ЗА ЧТО?» За то, что занимался тем, что ему интересно?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТО ПОВЕДЕНИЕ ПЛОХИМ?

Для родителей, возможно, да, а вот для ребенка — нет. Скорее всего, он вообще не оценивал свое поведение с позиции «хорошо или плохо». Он вел себя, руководствуясь другими критериями — интересно или не интересно; весело или нет; хочу это делать или не хочу. Должен ли был ребенок подумать о том, к чему это все может привести? Может, и должен, но ровно настолько, насколько родители должны были предвидеть, что что-то подобное может произойти.

Если вы зададитесь вопросом, стоит ли наказывать ребенка в такой ситуации, то попробуйте сначала найти ответ на вопрос: «А ЗА ЧТО?» За то, что занимался тем, что ему интересно? Или, может быть, за то, что обычно делает, когда выходит во двор, — за игру с друзьями? Я считаю, что в этой ситуации ребенка наказывать нельзя. Такое поведение не является для него плохим.
О том, как и за что наказывать, мы поговорим в пятой главе.

А СЕЙЧАС ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС: НАСКОЛЬКО СОВПАДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО, У ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА?

Если у вас разные взгляды на плохое поведение, то ваши попытки наказать ребенка будут выглядеть жестоко и несправедливо. Что однозначно негативно скажется на ваших дальнейших взаимоотношениях.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Синхронизируйте с ребенком свои представления о том, какое поведение вы считаете плохим.

Напишите список минимум из двадцати пунктов, в которых будет описано плохое поведение вашего ребенка.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

1. Вернитесь к списку «Ребенок ведет себя плохо, когда», который вы делали в начале этой главы. Если он состоит менее чем из десяти пунктов, расширьте его. Понаблюдайте за собой в течение недели. Вы увидите, что в поведении вашего ребенка окажется много того, что вы считаете плохим.

2. Напишите список минимум из двадцати пунктов, в которых будет описано плохое поведение вашего ребенка. Когда работа будет сделана — отложите этот листок бумаги. А лучше спрячьте его.

3. Дайте чистый лист бумаги вашему ребенку и попросите его написать то, что он считает плохим поведением. Если ваш ребенок слишком мал, чтобы писать, или писать он это будет долго в силу возраста — запишите под его диктовку. Спрашивайте его: — Скажи мне, что ты считаешь плохим поведением? Хорошо, записал. А что еще считаешь плохим поведением? И тоже поработайте над таким списком.

Есть такое замечательное правило: «Ребенок больше всего нуждается в любви и поддержке именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает»

4. Сравните два листка и найдите отличия. Практически ни у кого эти списки не совпадают более чем на восемьдесят процентов. Если у вас они совпали хотя бы на восемьдесят процентов — это большая удача.
Этот процесс является бесконечным, так как ребенок будет взрослеть и перед ним будут открываться новые возможности вести себя плохо.

ГЛАВНОЕ: ПЕРЕД ТЕМ КАК НАКАЗЫВАТЬ, СТОИТ ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, А ПОНИМАЕТ ЛИ РЕБЕНОК, ЧТО ПОВЕЛ СЕБЯ ПЛОХО

Если понимает, задайте ему несколько вопросов: Почему ты это сделал, зная, что поступаешь плохо? Суть вопроса — попытаться узнать истинные причины плохого поведения и прояснить, что сам ребенок думает о проступке. Мог ли ты поступить по-другому?
Этот вопрос учит ребенка видеть другие варианты поведения в сложных и неоднозначных для него ситуациях. Если ребенок затрудняется вам ответить, предложите ему свои варианты.

Как мне поступить в этой ситуации? Есть такое замечательное правило: «Ребенок больше всего нуждается в любви и поддержке именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает». Этот вопрос направлен на выстраивание тесных доверительных отношений, которые являются основой воспитания. Без таких отношений воспитание превращается в дрессировку домашнего животного. Если ситуация повторится, как ты поступишь в следующий раз? Задача вопроса — простроить другую, правильную модель поведения. Представления ребенка о том, как в следующий раз поступить по-другому, повышает его шансы на приемлемое поведение.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв