детское чтение 12 мая 2017
Рейтинг: 0

«У ребенка не должно быть ассоциации, что чтение – это повинность и наказание»

Автор проекта про детское чтение "Либроман" Елена Футало – о том, как состязательность может мотивировать детей к чтению, и о том, какие книги читать.

Елена Футало вместе с мужем переехала в Австрию 17 лет назад. Сейчас Елена воспитывает 9-летнюю дочь Катю, и именно она вдохновила маму на создание проекта про детское чтение Либроман. Воркингмаме Елена рассказала, как после получения MBA придумала свой проект.

После университета я работала в крупных международных банках в России. Считала, что весь мир крутится вокруг Москвы. Оказалось, что мир глубже и шире, чем один большой город. Мужу предложили работу в головном офисе банка, и мы переехали в Австрию. После небольшой адаптации я решила получить MBA в отделении американского университета в Вене. Это заняло около 2 лет, после этого я решила уйти в информационные технологии. Жизнь закружила меня в бесконечной череде международных проектов. Очень интересный опыт, пока нет детей и ежедневных обязанностей. Хорошо, что я решила остановиться и родить дочку. Чудо случилось! Как это иногда бывает с женщинами, которые рожают в зрелом возрасте, рождение ребенка открыло мне новые перспективы.


Ребенок и новые проекты

Я с головой ушла в воспитание ребенка. К этому я тоже подошла тоже как к проекту. Перечитала много литературы, следила за всеми продвинутыми гуру в области воспитания. Оглядываясь назад, я пришла к выводу, что подошла к этому вопросу с некоторым фанатизмом, но по прошествии лет могу сказать, что определенно горжусь результатом – мои инвестиции времени, усилий и любви вернулись ко мне с лихвой.


В начале пути было интересно все, что связано с памперсами, детским питанием, сном и другими детскими радостями. По мере взросления темы поменялись: очень хотелось выпустить в жизнь еще одну личность, гармоничную, счастливую и развитую. Очень помогло мое участие в детском образовательном проекте
ArtWeekend. Дочка участвовала во многих программах, это очень помогло с её личностным развитием и с русским языком. Поддержание русского языка – огромная проблема для детей, рожденных за рубежом. И хотя семья у нас русскоговорящая, русский язык она учит только посредством чтения, в русскую школу мы не ходим. В свое время мне пришлось отвечать на вопрос маленькой дочки: „Зачем мне русский? Мы живем в Австрии, здесь все говорят по-немецки“. Сейчас такие вопросы дочка не задает.


Проект
Либроман

Передо мной были две проблемы: чтобы дочка читала и чтобы читала на русском языке. В том, чтобы дочка читала, мне помогла австрийская школа. Учительница с помощью различных инструментов и методов поощряла детей больше читать. Это сработало – дочка „глотает“ книги по-немецки. Пришлось внимательно присмотреться к методам в австрийской школе и взять лучшее. Так родился новый проект Либроман: чтобы мотивировать дочку и заодно всех остальных русскоязычных детей больше читать. Этот проект не только для детей-биллингвов, но и для детей из России.

Я однажды читала книгу о чтении детей, там было простое задание: прочитать отрывок из „Каштанки“ Чехова и задать ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы выяснить, что ребенок понял из прочитанного. К моему сожалению, моя дочка смогла ответить правильно на половину поставленных вопросов. Тут я задумалась, зачем читать, если не понимаешь? Вот так и с нашими детьми: им неинтересно читать (особенно классику), так как они не понимают, о чем читают.


Как мотивировать детей читать?

У меня появилась идея создать страницу Либроман, чтобы дети в условиях здоровой конкуренции могли соревноваться, набирать баллы по прочитанным книгам и выигрывать конкурсы лучших Либроманов месяца и года. Дети, прочитав книгу, могут пройти тест по книге и набрать определенное количество баллов. В конце каждого месяца и года мы подводим итоги по набранным баллам, объявляем победителей и награждаем дипломами и призами. Это инструмент, который могут использовать как родители, так и школы, чтобы мотивировать детей читать, и, главное, анализировать прочитанное.

Детям нравится этот инструмент, дети любят проходить тесты и видеть полученный результат. Конечно, это в большей степени работает с детьми младшего школьного возраста. В работе со старшими детьми этот инструмент работает в качестве проверки: все мы помним списки внеклассного чтения в школе. Учителям этот инструмент сэкономит время и усилия, чтобы проверить, прочитали (и поняли) ли дети заданные книги или нет. Если вы творчески подойдете к использованию данного инструмента, то я уверена, что вы будете гордиться своими читающими детьми.

Работая над этим проектом, я изучила много детской литературы. На ближайшие годы у нас нет вопросов, что читать дочке. Сколько же сейчас детской литературы! Я решила делиться своими находками с другими родителями, у которых нет времени читать длинные книжные обзоры и изучать новинки детской литературы. Каждый день на странице в Фейсбуке я публикую краткую аннотацию к лучшим детским книгам. Книги делятся по возрастам и рубрикам, чтобы родителям было проще ориентироваться. Чтение такой краткой аннотации займет всего пару секунд, а родители могут понять, хотят ли они посоветовать эту книгу ребенку.


Лайфхаки про чтение

К сожалению, правда такова: мы проигрываем в схватке „Книги против планшетов и фильмов“. В нашем детстве не было столько развлечений, поэтому мы читали книги. Наши дети выбирают то, что красочнее и интересней: компьютерные игры. А компьютерные игры и фильмы – это „чужие“ картинки. Они наполняют, но не развивают воображение. Как еда в МакДональдсе – вроде, поел, насытился, но дал ли организму все питательные вещества? Что делать? Как бороться?

Заставлять нельзя, нужно только мотивировать. У ребенка ни в коем случае не должно возникнуть ассоциация, что чтение – это повинность и наказание.

В первую очередь родители сами должны любить читать. Если ребенок видит родителя перед телевизором, а не с книгой, доказать ребенку, что чтение – это интересно, будет трудно. Выбирать для чтения нужно (и не запрещать) то, что интересно ребенку, а не вам. Все меняется: язык устаревает, придумывают новые сюжеты и новых персонажей.

Детям очень трудно читать те книги, которые нравились нам. Особенно из нашего советского прошлого. Они просто не понимают, в чем интерес.

Посмотрите рейтинги популярных книг наших детей: „Гарри Поттер“ и „Дневник слабака“, а не „Каштанка“ с „Маленьким принцем“. Современные книги тоже надо давать читать детям, пусть они обсуждают их со сверстниками. Но наша родительская ответственность: подбрасывать нужную книгу в нужное время ребенку, чтобы он не смог остановиться, пока её не дочитает. Ведь только вы знаете, что интересно вашему ребенку, какие проблемы его беспокоят.

Мы очень любим совместное чтение и обсуждение: я читаю дочке, мы обсуждаем по ходу чтения главных героев, проблемы, затронутые в книге. Это наши интимные и счастливые моменты жизни! Очень надеюсь, что дочка будет их вспоминать, когда станет взрослой. Это очень важно: обсуждать прочитанное: нужно помогать ребенку соотносить сюжет с реальным опытом, проводить аналогию между событиями книги и собственной жизнью. Иначе книга будет для ребенка чем-то абстрактным.

Поэтому дети не любят классику: они не могут найти связь между глубокой мыслью автора и своей жизнью. Как только ребенок улавливает эту связь, то классика становится очень интересной и захватывающей.

Еще одно правило: сначала читаем книгу, потом смотрим фильм, снятый по этой книге. Желательно обсуждать отличие фильма от книги. Например, дочка была в восторге от книги „Бесконечная история“ М. Энде, а вот любимый фильм моего детства под одноименным названием её разочаровал.

Когда подбираете книги для детей, учитывайте возрастные особенности: маленьким детям нужно предлагать бумажные книги с красивыми картинками. Но с возрастом – предлагать книги без картинок (даже в электронном виде). Это очень полезно для развития фантазии у ребенка.

Еще одна задача стоит перед родителем: помочь ребенку увидеть многослойность книги. Только так ребенок полюбит классику. Если этого не делать, то ребенок может „застрять“ в сюжетно-развлекательной литературе. Он, конечно, будет читать, а вы – радоваться, сколько ребенок читает… Но наша цель — обеспечить личностный рост ребенка. А это возможно только в условиях дискомфорта, например, – прочитать „сложную для понимания“ книгу. И вы увидите, как изменился ваш ребенок и его суждения. Но вводить в эту многослойность нужно постепенно, не спугнув ребенка. Пусть читает ту литературу, которая ему интересна, но нужно также подбрасывать книгу посложнее или читать сложную книгу совместно, чтобы пояснить сложные моменты и подискутировать на сложные темы.

Ребенок со временем привыкнет к „сложности“ книги и начнет получать от этого удовольствие. Его не будут пугать тексты, в которых много букв, если он научится видеть суть. А этому надо учиться, также, как мы тренируем свой мозг, мускулы, тело.

Здесь ключевой момент – интересная и актуальная для своего возраста книга! Неинтересных книг нет, есть неправильно подобранная книга.


О планах

Я мечтаю, чтобы Либромания охватила весь мир: от Австралии до Америки. Очень хочу, чтобы ребята по всему миру состязались, кто больше прочитал книг и больше набрал баллов. Вместо того, чтобы убивать свое время, набирая баллы в компьютерных играх.
Еще одна идея – Либроман в формате офлайн: совместно со школой в Вене, которая поддерживает мой проект и использует его в работе, мы хотим организовать литературные встречи с детьми, чтобы поддержать их интерес к чтению, подсказать, какие книги читать. Мы будем обсуждать новинки и классику, читать отрывки из интересных книг, делать квесты по книгам. В планах – привозить интересных людей на такие встречи: писателей, книжные издательства, чтобы познакомить детей с книжными новинками. Очень хочется, чтобы дети общались не только онлайн, но и офлайн тоже.

Напоследок – личный рейтинг моей дочки (9 лет): книги, которые обязательно должен прочитать каждый ребенок и, поверьте, не пожалеет об этом:

Фрэнсис Бернетт. Маленькая принцесса. 

Мария Парр. Вафельное сердце.

Кейт Ди Камилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда. Спасибо Уинн-Дикси.

Михаэль Энде. Момо. Бесконечная история.

Оскар Уайльд. Сказки (Счастливый Принц и Великан-Эгоист).

Даниэль Пеннак. Собака Пес.

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв