адаптация к школе 23 августа 2019
Рейтинг: 0

«Честно объясните ребенку, зачем, по-вашему, надо ходить в школу».

Психолог об адаптации к школе, «синдроме отличника» и необходимости сказки перед сном.

Школа —  это история не на один день и даже не на один год. Ребенок попадает в совершенно новый для него мир, с новыми другими правилами, требованиями и устоями. Как помочь ему пережить адаптацию к школе и найти новых друзей, — мы поговорили с психологом Натальей Ничипоровой. 

Перегружать его букварем и счетом накануне 1 сентября — плохая идея.

—  Школа — новый этап в жизни ребёнка.  Нужно ли готовиться к нему заранее?

Н.Н.:  Психологическую подготовку к первому классу, как и педагогическую, нужно начинать как минимум за год до поступления в школу. Важно максимально понятно объяснить ребенку, что его ждет, как проходят уроки и перемены, что еще есть в школе. Старшие братья и сестры могут поделиться опытом, хорошим и не только.

Очень важно по возможности избегать серьезных стрессов и изменений в жизни семьи в период поступления в первый класс: развод, переезд, рождение еще одного малыша могут перегрузить психику первоклассника, особенно в первом учебном полугодии.

В последние недели лета перед первым классом ребенку важно создать правильный режим дня и дать максимальный отдых. Перегружать его букварем и счетом накануне 1 сентября — плохая идея. Тем более, что учитель все равно начнет с самых азов, и после полноценного отдыха знания лягут лучше.

— Как быть с теми детьми, которые не посещали сад?

Н.Н.: Таким детям бывает особенно трудно адаптироваться к жизни в организованном коллективе, со строгим временным режимом и дисциплиной.

Если у ребенка совсем нет такого опыта, и вы его прямо сейчас отдаете в первый класс, не отчаивайтесь, но настройтесь, что вам придется посвящать ему много времени этой осенью. Нужно будет  постоянно поддерживать, выслушивать, объяснять, возможно, как-то особенно развлекать своего первоклассника после уроков. А дальше нужно смотреть по состоянию ребенка. Возможно, придется отказаться или сократить внешкольные занятия, чтобы он быстрее привык к школьным нагрузкам.

— Как помочь ребёнку снизить учебный стресс?

Очень хорошо помогают бороться со школьными перегрузками старые добрые объятия, мамин массаж и детская сказка перед сном.

Н.Н.:  Если ребенок после школы плохо выглядит, капризничает или откровенно засыпает на ходу, это нельзя игнорировать! Первое, что стоит сделать — обеспечить полноценный отдых после уроков. Обед, сон или час ничегонеделания дома, который сменяется прогулкой на свежем воздухе — лучший вариант. Потом уже кружки, «домашка» и прочие  «серьезные» дела.

Очень хорошо помогают бороться со школьными перегрузками старые добрые объятия, мамин массаж и детская сказка перед сном. Особенно это актуально для младших школьников, которые на самом-то деле, еще совсем дети.

К сожалению, взрослые не всегда серьезно относятся к усталости ребенка. А дети отвечают на это уже серьёзными нарушениями поведения или, еще хуже, соматизацией.  Начинаются бесконечные и разнообразные болезни. Это происходит не только с первоклассниками, но и с детьми старшего возраста, вплоть до выпускного класса. Первое, что нужно уставшему от учебы ребенку —  это отдых (еда, сон, тишина). Второе  — физическая активность. Третье  —человек рядом, которому можно рассказать о своих проблемах.

Если ваш ребенок имеет  «синдром отличника», то лучше его самого не тревожить.  А разбираться с причинами этого состояния, возможно, с помощью семейного психолога.

— Нужно ли бороться с синдромом отличника прямо с первого класса?

Н.Н.:  В психологии нет такого «диагноза», хотя это устойчивое выражение описывает определенный тип поведения школьника, зацикленного на учебе и высоких оценках. Бороться с этим явлением нужно родителям — в самих себе, так как только семейная ситуация может сформировать такое необычное, по сути — не детское, поведение у ребенка. Либо это отражение родительских завышенных требований, перфекционизма, либо наоборот, компенсация ребенком полной неорганизованности, анархии в его семье.

Если ваш ребенок имеет  «синдром отличника», то лучше его самого не тревожить.  А разбираться с причинами этого состояния, возможно, с помощью семейного психолога.

Найдите вместе с ребенком несколько причин для того, чтобы завтра всё-таки пойти в школу.

— А если ребёнок приходит и говорит:  «Всё, я больше в школу не пойду», — что делать?

Н.Н.: Тут у меня как у психолога возникает много вопросов. Какой это ребенок? Какая школа? Почему не пойду? Что случилось накануне? Каким тоном сделано это заявление?

Это не самая обычная ситуация.  Очевидно, что есть веские причины. Проблемы могут быть как  в школе, испуг, конфликт, слишком трудная программа,  так и в ощущениях самого ребенка, его настроении, самочувствии, усталости. Тут родитель должен поступить как взрослый, не впадать в истерику, а начать разбираться в ситуации.

Если эти слова прозвучали в самом начале первого класса, скорее всего это трудности адаптации. Стоит обнять и утешить маленького ученика, пожалеть. Он просто устал от новых впечатлений и умственных нагрузок. А после того, как утешили, найдите вместе с ребенком несколько причин для того, чтобы завтра всё-таки пойти в школу. Может,  стоит наметить что-то интересное и приятное на ближайшие выходные? Это поможет школьнику продержаться до конца недели.

Если происходит что-то нездоровое, ребенок молчит, а учитель не в курсе, — вы все равно это заметите по поведению ребёнка.

— Как же выяснить у ребенка, что там в школе. Дети нынче не очень разговорчивые пошли.

Н.Н.: Лучше всего, конечно, когда ребёнок рассказывает сам. И не обязательно всё — только самое важное. Для этого уже должно быть доверие и взаимное уважение в семье. И даже в самых открытых и доверительных отношениях должно быть место для маленьких секретов. Почему нет? Об оценках вы можете узнать в дневнике, об обстановке в классе и ближайших мероприятиях  — у учителя.

Если происходит что-то нездоровое, ребенок молчит, а учитель не в курсе, — вы все равно это заметите по поведению ребёнка: резкие перемены настроения, замкнутость, плохой сон и аппетит. Тогда стоит аккуратно спросить, что случилось. Возможно, ему очень стыдно или страшно из-за какой-то ситуации, поэтому будьте ненавязчивы и деликатны в расспросах.

Часто дети замыкаются в себе, если столкнулись с чем-то непривычным и не знают, как реагировать. Помогите начать разговор, поделитесь своими воспоминаниями о младшей школе, расскажите о какой-нибудь неловкой ситуации из вашего детства.

Бесполезно читать нотации или указывать ребенку, с кем надо дружить, а с кем не надо. Лучше дать возможность детям лучше узнать друг друга.

— Нужно ли родителям вмешиваться в школьные отношения ребёнка с другими детьми?

Н.Н.: И да, и нет. Да — если ребенок имеет явные трудности в общении или сам просит вас о помощи. Совсем нет друзей, или серьезные конфликты, травля, насилие между детьми. Нет — если все в порядке, и дети справляются с возникающими проблемами сами.

Бесполезно читать нотации или указывать ребенку, с кем надо дружить, а с кем не надо. Лучше дать возможность детям лучше узнать друг друга. Разрешать конфликты через учителя и родителей другого ребенка. Помогать ребенку разбираться со своими чувствами, приводить примеры, делиться своими историями школьной дружбы и вражды, когда это уместно.

5 советов  психолога родителям, как помочь ребёнку адаптироваться к школе.

Мотивация. Тон задают родители: считают школу необходимой и полезной, а «своему» учителю доверяют — или тихо ненавидят школьную систему, а всех учителей с детства боятся? Лицемерие здесь не работает. Честно объясните ребенку, зачем, по-вашему, надо ходить в школу.

Контакт с учителем. Конечно, здорово, если вы знаете, к какому учителю привели ребёнка, и выбирали его сознательно. В любом случае, очень важно, чтобы родители нашли общий язык с педагогом, а педагог — с ребенком. Иногда эту совместимость можно просчитать. Робкому ребенку подойдет мягкий, сдержанный учитель, и наоборот, темпераментному, волевому  — более строгий. Но иногда это чистая химия.

Выработка привычки. От физиологии никуда не деться. Чем быстрее организм привыкнет к заданному ритму жизни, тем легче психике ребенка адаптироваться к школе. Просыпаться и ложиться спать вовремя, есть и делать уроки всегда в одно и то же время, чередовать нагрузки и отдых в течение дня —  все это прекрасно работает для учащихся любого возраста.

Контакт с одноклассниками. Особенно это важно при первом поступлении в школу или переходе в новую. Живое общение, игры и прогулки на переменах и после уроков, совместные выезды и праздники помогают детям быстрее найти друзей или сгладить возникающие конфликты. Замечаете трудности в этой сфере? Помогите: расспросите ребёнка об одноклассниках, кто ему нравится, с кем интересно, кого бы он хотел позвать на прогулку или к себе в гости?

Поддержка 24/7. Чем младше ребенок, тем чаще он нуждается в вашей физической помощи и моральной поддержке. Не нужно ежедневно расспрашивать обо всех делах и событиях в школе. Ребенок быстро устанет отчитываться. Но интересоваться школьной жизнью можно и нужно. Поддержка заключается в том, чтобы уметь слушать, быть готовым отвечать на возникающие вопросы и приходить на помощь, когда ребенок об этом просит. Иногда достаточно вместе помолчать и посмотреть мультик, сидя на диване в обнимку. Будьте рядом, это главное.

***

Людмила Чиркова

 

Комментариев нет

Написать отзыв

, чтобы опубликовать отзыв