Вальдорф, Монтессори и другие: 4 популярные образовательные системы
Факты и мнения родителей о популярных системах образования: вальдорфская, Занкова и другие. Разбираемся, кому это подходит и что здесь важно.
Факты и мнения родителей о популярных системах образования: вальдорфская, Занкова и другие. Разбираемся, кому это подходит и что здесь важно.
Вальдорфская педагогика основана на антропософии – учении австрийского философа Рудольфа Штайнера. Основной принцип вальдорфской системы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса (в школах нет оценок и экзаменов), а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка, к его свободе и творческим возможностям. Считается важным дать ребенку то, что ему необходимо сейчас, в настоящий момент, а не в будущем.
Вальдорфцы отталкиваются от того, что интеллект может полноценно развиваться только тогда, когда есть качественный фундамент для этого — сформирован эмоциональный мир. Происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (т.е. примерно в 12 лет). Вот почему вальдорфские педагоги призывают не делать из ребенка взрослого, а наоборот, помогать ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы он успел познать все прелести детства и раскрыть все свои таланты.
В вальдорфскую школу не принимают детей, не достигших полных 7 лет. Однако, представившись заинтересованным родителем ребенка 6 лет и 8 месяцев, мы позвонили в одну из московских школ, и нам не отказали и пригласили на собеседование.
В Москве и Московской области насчитывается 9 частных школ (Школа им.Пинского, Путь зерна, Школа святого Георгия Победоносца, Искусство жизни, Семейный лад и другие) и одна государственная, работающие по данной системе. Обучение в среднем стоит 360 000 рублей в год. Ребенка берут после предварительного собеседования.
Обучение в вальдорфской школе делится на 3 ступени. Первая, как и везде, начальная. Этот период посвящён формированию умений и навыков и развитию предметного мышления. Занятия строятся так, что у ребёнка в первую очередь развиваются чувства и воля. Средства для этого — музыка, живопись, рассказывание и очень много работы по формированию тонкой моторики. Первоклассник в такой школе сначала учиться писать, а только потом читать собой написанное.
Вторая ступень (классы 5-8) характеризуются началом развития абстрактного мышления на основе предметного. В этот период у детей много уроков творческой направленности, постановки спектаклей, организация фестивалей на различные темы, художественные проекты, уроки перформанса.
Старшие классы — это принципиально новая ступень. На ней начинается академическое обучение, меньше внимания уделяется творчеству, на первый план выходят предметы, отвечающие профессиональным интересам учеников.
Преподавание в школе строится эпохами — методом погружения. Это значит , что в течение 3-4 недель дети на главном уроке (1, 5 часа) занимаются одним и тем же предметом, чтобы вжиться в материал.
Если проходят историю первой четверти XIX века, то и по литературе проходят авторов этого периода, а на уроках музыки изучают композиторов того времени.
Основной метод преподавания — метод душевной экономии. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, для младшего школьного возраста характерен интерес к окружающему миру, поэтому занятия часто проходят на природе. В среднем школьном возрасте учитывают интерес подростков к своему внутреннему миру, к общению со сверстниками, поэтому здесь много групповых занятий, есть деление групп по интересам. У старшеклассников учитывается личностное развитие, профессионально-личностные интересы. Например, если ребенок хочет стать врачом, учитель раскрывает тему урока для этого ученика с уклоном в медицину.
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сегодня насчитывается 1092 вальдорфских школ в 64 странах и 1857 детских садов в 65 странах.
Учитель выполняет роль не только проводника знаний, а еще и друга, партнера, который всегда готов прийти на помощь и поговорить с ребенком на личные темы.
Учеба в школе строится с учетом типа нервной системы ребенка. Так, флегматику предоставляется возможность самому сделать шаг навстречу педагогу. С меланхоликом обращаются только через оберегающий, защищающий жест, уважая его внутреннюю независимую жизнь.
Следует оберегать чувство собственного достоинства холерика, давая ему ответственные задания и сложные поручения. Педагог должен поддерживать стремление сангвиника к радостному и открытому общению с окружающими.
При преподавании в вальдорфской школе учитель обязательно учитывает и индивидуальные различия в познавательной сфере (одни дети имеют визуальный тип восприятия, другие — слуховой, третьи — кинетический). Педагог также должен уметь распознать и считаться с преобладающим у ребенка типом сигнальной системы: художественный (преподнести материал образно), мыслительный (дать пищу для размышления, заставив ребенка самостоятельно прийти к необходимым выводам) и средний тип (мыслительно-художественный).
Цель урока формулируется с позиции каждого конкретного ученика с учетом всех его особенностей. Например, вместо традиционной формулировки: «Сегодня на уроке мы будем работать над вопросительной формой предложения» цель урока звучит так: «Сегодня на уроке каждый из вас будет учиться задавать интересующие вас вопросы собеседнику: кто он, откуда, чем занимается…»
Плюсы вальдорфской системы:
— Развитие независимости у детей;
— Упор на развитие творческих способностей;
— Психологический комфорт ребенка в период раннего развития.
Минусы:
— Отсутствие оценок и экзаменов не дает объективной оценки знаний. Как минимум родителям.
Что говорят мамы:
Отзывов о школе много, они довольно противоречивые – от «Секта!» до «Только туда отдам своего ребенка»! Кто-то пишет, что сам проучился 2 года и ушел, школа подходит не всем, в основном подходит чувствительным гуманитариям. Есть мнение, что эта система хороша, если дальше поступать в вальдорфский университет и работать на вальдорфской работе.
Людмила: «После вальдорфской школы одна моя сестра поступила на бюджет МГУ на геофак, вторая — в 1-й мед на стоматологию. Брат – в МАДИ. Да, нам всем казалось, что что по каким-то предметам они знают мало. Но оказалось – показалось, победителей не судят. Старшая геофак окончила. Диплом – красный».
Нет ни одного человека, который не был бы знаком с именем итальянского педагога-психолога Марии Монтессори. Свою методику она создавал в начале 20 века.
Школа Монтессори занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная. Суть системы обучения Марии Монтессори заключается в полной свободе действий каждого ученика. Учитель только предоставляет выбор детям и помогает им в освоении того предмета, который их заинтересовал. Классов как таковых нет, есть деление по возрастам. 6 — 9, 9 — 12, 12 – 18 (в России пока не представлены). Ребенок сам выбирает, что он будет изучать на уроке.
Старшие ученики учат младших, помогают им и подают хороший пример. Дети без проблем учат друг друга, в то время как учитель играет роль стороннего наблюдателя. Учитель может работать с учеником только в том случае, если сам ученик этого попросит, в любой другой ситуации учитель остается в стороне от процесса познания мира.
Выбирая школу, убедитесь, что заведение имеет аккредитацию AMI (Международной Ассоциации Монтессори). В Москве школ много и все они частные. Стоимость сильно разнится (от 50 000 рублей в месяц) и зависит от международной политики конкретной школы.
Метод Монтессори для детей 6-9 лет
На этом возрастном этапе учитель помогает ребенку планировать свои ежедневные занятия, составлять планы на неделю, на месяц. Постепенно от совместного обсуждения планов ребенок переходит к самостоятельному планированию. Дети этой возрастной группы начинают активно работать со справочной литературой и энциклопедиями, учатся делать небольшие сообщения, затем более объемные доклады, при этом обучаются конспектированию, реферированию, развивают устную речь, навыки оформления отчетов и докладов.
Метод Монтессори для детей 9-12 лет
Подразумевает свободные занятия, когда каждый ребенок может выбрать любой материал, любую литературу и работать любое время с ним. Индивидуальные занятия учителя с учеником проводятся обычно во время свободного занятия.
Общие групповые занятия проходят в течение 15-30 минут, когда учитель организует совместную деятельность детей по изучению определенной темы, либо разучивает стихи, разыгрывает сценки, обсуждает прочитанные книги или возникшие в процессе работы проблемы. Во время этих занятий заслушиваются и доклады, подготовленные отдельными учащимися или группой;
Ещё есть так называемые занятия «на выходе» – когда один ребенок или группа детей могут договориться о посещении какого-либо учреждения (музея, выставки, научного или административного учреждения, предприятия) с определенной образовательной целью.
Самое интересное в методе Монтессори – это пространство школы. В классах нет парт, их заменили на легкие столики, которые перемещаются, и коврики. Все предметы в классе мобильны, и дети могут заниматься там, где им удобно на данный момент. Помещения в школах Монтессори разбиты на пять секторов. В каждом секторе расположены те или иные дидактические материалы. Различается сектор практической жизни, где ребенок обучается самообслуживанию, учится выполнять основные действия, необходимые ему в реальной жизни.
Так, например, дети могут постирать вещи в тазу, потом погладить их утюгом, могут приготовить салат и привести одежду в порядок, пришив пуговицу или почистив ботинки.
Сектор сенсорного развития помогает ребенку развивать свои аналитические способности и анализаторы. Так, например, он может учиться различать предметы по их основным признакам: размеру, форме, текстуре, цвету, звуку и так далее. Математический сектор, как ясно из самого названия, содержит материалы, помогающие ребенку понять такие категории, как количество, символ и математические операции. В языковом секторе дети осваивают чтение и письмо. Последний сектор, пятый, часто называют «космическим», так как дает ребёнку представление об окружающем мире, о причинах и следствиях тех или иных природных явлений, также в этом секторе ребенок изучает историю разных народов, их традиции и культуру.
Все материалы, разработанные для школы Монтессори, помогают ребенку на практике узнать все то, что в обычной школе он мог узнать только из теории. Например, дети из пластиковых или бумажных звезд составляют созвездия по карте звезд, таким же образом из объемных пластиковых букв строят слова.
На этом сайте размещен реестр российских Монтессори-школ, сертифицированных АМИ.
Свою систему обучения советский психолог Л.В. Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных развивающих программ обучения и, тем не менее, является одной из трех основных и одобренных Министерством образования РФ систем обучения (наравне с традиционной и системой Эльконина-Давыдова). Охватывает начальную школу. В общеобразовательных школах представлена отдельными классами.
Например, дети моей подруги ходят в занковский класс, т.к. они всей детсадовской группой писали заявление на открытие этого класса и оплатили переквалификацию учителя подмосковной школы.
Обучение направлено на развитие ума, воли, чувств. При этом большое внимание уделяется физическому развитию и здоровью ребенка. Все предметы в школе равнозначны, нет такого, что физкультура или музыка – не важны. Классы Занкова открыта абсолютно для всех детей 6 лет и старше, которые по всем показаниям могут учиться в общеобразовательных школах. Никаких особых требований к учащимся не выдвигается.
В обучении соблюдаются основные принципы:
Принцип «Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности»
Уровень обучения должен быть высоким. Но это не значит, что детям во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. На уроках школьникам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции. Приветствуются даже неправильные ответы, так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя – «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Принцип «Быстрый темп прохождения учебного материала»
Л. В. Занков выступал против монотонных и однообразных упражнений, а также многократных повторений пройденного материала. Методика Занкова подразумевает динамичную и постоянную смену действий и задач, при решении новых задач включается и повтор пройденных, а не сокращается время изучения материала (как иногда превратно понимается этот принцип).
Принцип «Ведущая роль теоретических знаний»
Учитель не преподносит материал как данность, он подготавливает набор задач и примеров, которые помогают детям добывать знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке и таким образом самим сделать теоретические выводы.
Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате добывают истину самостоятельно.
Принцип «Осознание процесса учения»
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают. Сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий – проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть одноклассника, аргументируют, доказывают, отстаивает свою точку зрения.
Дети часто посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика.
Все обучение направленно не на формирование знаний у класса в целом, а на развитие каждого ученика в отдельности, его индивидуальности. В школах Занкова нет понятия «сильный» и «слабый».
Плюсы:
— Одобрена Министерством образования РФ;
— Развивает аналитический склад ума;
— Наглядность преподносимого материала;
— Индивидуальный подход.
Минусы:
— Высокий уровень сложности, ребенку постоянно нужна помощь родителей;
— Большой объем домашней работы;
— По отзывам в соцсетях, данная программа подходит для хорошо подготовленных детей;
— В средней школе детям может быть скучно.
Что говорят мамы:
Надя: «Программа рассчитана на сильных деток, способных работать не расслабляясь в высоком темпе, искать информацию не только в учебнике, с хорошей логикой и абстрактном мышлением. Программа призвана дотягивать до этого уровня всех детей, опираясь на их сильные стороны. Но от учителя зависит очень много, он тоже должен быть высокого уровня, если начать преподавать традиционно, требуя четких действий по шаблону, учение превращается в мучение».
Оксана:
«Программа не логична, и все тут. Система знаний не дает. Особенно «прекрасна » математика. Просто умиляют задачи. По одной из них, шмель должен вылетать из улья со скоростью пули, вылетающей из пневматического ружья; в другой задаче – купили пол-яйца! Карл , я вас умоляю, кто-нибудь из присутствующих покупал половину яйца?».
Что говорят ученики:
Наталья: «Сама училась в начальной школе по этой программе. Сейчас являюсь ученицей 10 класса. Могу с абсолютной уверенностью сказать, что она замечательная. Система Л.В.Занкова — отличная подготовка к среднему звену. Когда мы пришли в 5 класс, то с удивлением обнаружили, что ничего нового мы не проходим, весь год занятий по другой программе был для нас лишь повторением изученного. Я учусь в обычной сельской школе, к репетиторам не хожу и не ходила. Компьютера и интернета у меня в начальной школе не было, все задания выполняла сама. Обучаясь по этой программе, была отличницей, ей остаюсь и по сей день».
Мария: «Училась по системе Занкова и очень этому рада! В класс не отбирали одаренных, обычные среднестатистические первоклашки, но из всей параллели (7 классов) мы были лучшими по олимпиадам! По русскому языку нам никогда не исправляли на правильный ответ, только подчеркивали слово, либо часть предложения, где спряталась ошибка, а мы сами их находили. Эта система научила мыслить, рассуждать, приходить к определенным выводам, а не действовать по шаблону. Задачи по математике, которые надо было решить 3-мя разными способами, давали возможность формировать нестандартное мышление, после них любые головоломки казались детским лепетом. И, придя в 5 класс, мы знали программу на год вперед…Вот это, наверно, и главный минус. Желание учиться пропадает, становится скучно от повторений».
Психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов разработали свою систему развивающего обучения более 50 лет назад. Данная система, наравне с традиционной и системой Занкова, является государственной и одобренной Министерство образования РФ. Охватывает начальную школу. Представлена в школе отдельными классами.
Методика характеризуется отсутствием отметок и минимизацией объема домашней работы. Особенностью является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. Дети становятся учеными и исследователями, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.
Урок строится как «открытие нового знания». Например, во 2-3- классе урок проходит так: коллектив делится на группы, учитель каждой группе дает свое задание, ставит те или иные задачи, дети методом проб и ошибок приходят к определенным умозаключениям и в конце урока их презентуют.
Потом обсуждают и в конце приходят к теме урока. Отличие от Занковской системы — нет алгоритмов и готовых схем, дети сами их рисуют. Математика начинается с изучения не числа, а понятия величины.
Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников.
Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога. Педагог фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Иногда учитель предоставляет детям заведомо неверную информацию, т.е учитель не воспринимается как истина в конечной инстанции.
На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком. Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Для того, чтобы оценка была правильной, дети опираются на определенные критерии, такие как:
— правильность выполнения задания;
— аккуратность выполнения;
— красота;
— точность и т.п.
Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.
Родителям же учитель дает рекомендации и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио заменяет дневник.
Плюсы:
— Одобрена Министерством образования;
— Развитие логического мышления;
— Глубокие знания;
— Отсутствие домашнего задания (хотя отзывы родителей в соцсетях утверждают обратное).
Минусы:
— Представлена только начальной школой (в дальнейшем ребенку сложно будет адаптироваться к оценочной системе);
— Высокий уровень сложности;
— Родителям сложно объективно оценить успеваемость ребенка;
— Расхождение в некоторых изучаемых терминах (глаголы – это слова действия, существительные – слова-предметы).
Что говорят мамы:
Екатерина: «Мое мнение сейчас вряд ли может быть авторитетным — у нас только 1-й класс. Но мне программа нравится (у нас математика — по учебнику Горбова и Давыдова, букварь — Репкина). Выбирала программу сознательно, сначала заказала и проштудировала методички для учителей — на мой взгляд, все очень логично структурировано, последовательно. Главное, мне показалось, что по этой системе детям должно быть интереснее и даже проще (да-да!) учиться, чем по обычной. Например, система мер и отрезков, с которой начинается математика в 1 классе, потом дает очень наглядное представление о том, что в каждом сложном числе «сидят» простые.
Но я абсолютно согласна с мнением, что «всё упирается в компетентность учителя». Наша учительница не зацикливается строго на этой программе — например, по математике дает задачки и из других учебников, чтобы они были готовы к стандартным заданиям на контрольных, олимпиадах и т.д. Самую спорную часть учебника про другие системы исчисления она пропустит (сразу предупредила), потому что не видит в ней надобности».
Оля: «Сын в этом году закончил 9 класс. В начальной школе было трудно, но интересно. Тяжелее было мне, а не ребёнку: сказочные цифры, сказочные буквы… У меня математический склад ума и сильно развитая логика, для меня школа – это работа, и играм тут не место. Но сыну нравилось, и я была довольна. С успехом закончив начальную школу, мы перешли в 5 класс, и вот тут начался кошмар…
Ребёнок оказался совершенно не готов к традиционному обучению в средней школе. Учителя, которые выпустили 11-й класс, не стремились подстроиться под детей, четыре года «проигравших» в школу. Никаких «сказок» и игр, никакого логического мышления. Все, чему мы с успехом учились четыре года, оказалось никому не нужным. На первом же собрании учителя высказали нам своё фи… Что-то типа: «Все Ваши игры закончились, начинается учёба, дети не подготовлены, их ничему не научили, они ничего не знают и т.д.»
Учитель русского говорила, что дети отвратительно пишут, что навык письма не поставлен, навыка оформления тетрадей нет. Учитель по математике говорила, что дети неправильно считают, да, они считают, но не так, как положено, и теперь ей придётся их переучивать, а ей вообще не за это платят. Все предметники хором твердили, что дети не умеют пересказывать параграф.
Дети, привыкшие к работе в команде, не были готовы к тому, что теперь каждый сам за себя, и получали двойки за готовность помочь (не подсказать) другу. К концу пятого класса я поняла, что сын не только не научился ничему новому, но и старое стал забывать, школа стала в тягость. Мне кажется, что все программы для начальной школы, коих великое множество хороши только в одном случае, если имеют продолжение…»
Наталья: «У меня ребенок в 3 классе учится по программе Давыдова. Учительница работает по этой программе 8 лет. Нагрузка очень большая на ребенка . Но дело даже не в этом. Дедушки и бабушки к урокам ребенка близко не подходят. Они не понимают. Дедушка – инженер — атомщик. Он не понимает, зачем ребенку так сложно все объясняется. Уроками с ребенком занимаюсь только я .
Делаем уроки по 3 часа, иногда дольше. Все 3 года учительница пытается нам объяснить, что задает уроки ,которые можно сделать за 40 минут. Это неправда!
Говорю с родителями. Они в бешенстве. Ничего не успевают. Очень много времени уходит на уроки. Учительница говорит: «Откажитесь от кружков, если не успеваете». Я что-то за 3 года никаких сверхспособностей у своей дочери не заметила. Кроме периодических истерик. От усталости. Программа совершенно отличается от программы СССР.
Собрания в школе по 3 часа. Учитель нам объясняет программу, чтоб мы могли помочь детям. У меня такое ощущение, что мой ребенок понимает только то, что я ей объясню. Это каждый день происходит. Задания даются мне и ребенку, и мы с ней разбираем. На помощь зовем папу, бабушек, дедушек. Иногда приходится разбирать всей семьей. С этой программой нужно не работать, а дома сидеть. Ужасно. Я вторую дочку не отдам в этот класс. Хотя вроде бы я уже всю программу знаю. Вторая дочка очень развитая. Я не хочу, чтобы она ненавидела русский с математикой как первая».
***
Ильвира Сатаева
Комментариев нет