Свобода ошибаться: учимся легко и с удовольствием
Как показать ребёнку, что ошибаться – это нормально.
Как показать ребёнку, что ошибаться – это нормально.
Зачастую наш страх ошибки формируется в детстве: ребёнок доверяет мнению родителей и значимых взрослых, не подвергая сомнению их слова и действия.
Изначально дети не знают страха: они экспериментируют и учатся, играют и занимаются творчеством, и их ошибки – естественный процесс познания мира. Страх ошибиться появляется позже: это выученная реакция, унаследованная от родителей и закрепленная в школе, где главным мерилом становится успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки. Чаще всего это следствие родительских установок: взрослые обращают внимание на результат, а не на процесс, забывая, что без процесса не бывает и результата. Боясь показаться неидеальными в глазах детей и других взрослых, они невольно демонизируют ошибки и сдерживают природную любознательность ребёнка.
Страх это выученная реакция, унаследованная от родителей и закрепленная в школе, где главным мерилом становится успеваемость.
Простой пример: когда ребёнок учится читать, он не может понять весь текст сразу. Сначала он изучает алфавит, читает по слогам, медленно составляет слова в предложения. Если родители в это время занимаются с малышом, терпеливо повторяют вместе с ним буквы и слова, не ругают за ошибки – со временем его навыки улучшаются, он перестает запинаться, лучше понимает текст и может впоследствии пересказать его. Но если родители начинают стыдить ребёнка, кричать, ругать за неправильно произнесенные звуки и медленное чтение, малыш замыкается в себе. Он начинает тревожиться и прокрастинировать, испытывает страх и напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.
Помогут преодолеть страх ошибки развивающие пособия редакции «Малыш» – задания в них можно выполнять неограниченное количество раз, легко стерев ошибку. Ошибайся, сколько хочешь, ведь ошибка – это опыт.
Как сделать так, чтобы ребёнок с радостью изучал мир, творил и экспериментировал? Показать, что совершать ошибки – нормально.
Позвольте ребёнку испытывать страх. Мягко убедите его, что ошибки совершает каждый человек без исключения. Приведите примеры из собственной жизни, и не бойтесь показаться неидеальными – это не только утешит ребёнка, но и сблизит вас с ним.
Присмотритесь к своему поведению. Часто ли вы повышаете голос? Упрекаете ли ребёнка из-за ошибок и промахов? Чем реже вы будете ругать малыша и стыдить его, тем меньше он будет думать, что с ним что-то не так. Сделайте упор на открытость и доверительные разговоры.
Обращайте внимание на сильные стороны ребёнка и хвалите его даже за самые маленькие достижения. Малыш самостоятельно убрал свои игрушки? Отлично! Нарисовал ваш портрет – совершенно не похожий на оригинал, но зато от чистого сердца? Просто замечательно!
Чаще говорите ребёнку, что любите его просто за то, что он есть. Скорее всего, он и сам переживает из-за своих ошибок. Не углубляйте эти переживания, лучше скажите что-то вроде «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался. В следующий раз у тебя обязательно получится».
Занятия с новой серией издательства АСТ – отличный старт для детей. Профессиональная эффективная методика поможет натренировать руку, развить мышление. И всё это без страха и с удовольствием от учёбы.
И наконец… позвольте ребёнку совершать ошибки.
А поможет вам в этом новая серия редакции «Малыш» – «Многоразовые задания для малышей от 2-х лет». Эти красочные развивающие пособия созданы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх ошибки, ведь задания в них можно выполнять неограниченное количество раз.
Автор пособий Ольга Звонцова – кандидат педагогических наук, опытный педагог-методист, специалист по развитию и обучению детей до 7 лет.
Это рабочие тетради с простыми и полезными заданиями: ребёнок сможет соединить предмет с его тенью, нарисовать верную дорогу или найти выход из лабиринта, сосчитать зверей и насекомых, узнать, какие бывают органы чувств. Все задания в рабочих тетрадях соответствуют ФГОС ДО и возрастным особенностям малышей, способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Книги весёлые и красочные, с большими и яркими иллюстрациями – дети с радостью рассматривают их, выполняя задания. Странички ламинированы: упражнения можно делать и стирать, и выполнять заново. Одно многоразовое пособие-тренажер заменяет десять обычных тетрадей. Для работы с такими пособиями достаточно любого маркера на водной основе.
Пособия разовьют наблюдательность и внимание к мелочам, логическое и ассоциативное мышление, мелкую моторику и координацию между рукой и зрительным центром. Но главное: заниматься по ним гораздо проще и приятнее, чем по обычным сборникам упражнений. Никаких зачеркиваний и исправлений – одним движением можно быстро стереть ошибку, а после – сделать задание заново. Это очень вдохновляет детей: они учатся относиться к ошибкам не как к катастрофе, а как к опыту, который есть в жизни каждого человека. Дети перестают тревожиться, их любознательность и интерес к учёбе усиливаются, мотивация повышается.
Комментариев нет