Маша Трауб: «Ребёнка нужно любить до истерики»
Поговорили с писательницей, журналистом Машей Трауб об английской системе управления в семье, важности доставки еды на дом и детях, которые являются главным двигателем её жизни.

Поговорили с писательницей, журналистом Машей Трауб об английской системе управления в семье, важности доставки еды на дом и детях, которые являются главным двигателем её жизни.
Колонки Маши Трауб о детях, воспитании и образовании читают сотни тысяч, её книги разлетаются огромными тиражами. Она не устает удивлять и вдохновлять женщин. И именно женщины – её любимые литературные персонажи.
Маша – мама двоих детей, Василия и Серафимы.
— Кем бы вы стали, если бы не стали писателем?
Оставалась бы журналистом. Все-таки это моя профессия. А если фантазировать, то воспитателем в детском саду или учителем в начальных классах школы. Поваром-специалистом по детскому питанию. Я бы выбрала профессию, связанную с детьми.
— Какие книги повлияли на вас как на маму?
Классическая художественная литература. И наша, и зарубежная. Общеобразовательный гуманитарный бэкграунд. Я не читала «прикладных» книг про материнство и детство – развитие ребенка, секреты воспитания. Классическая литература – от Чехова до Манна куда полезнее и увлекательнее.
Никто не знает, какую женщину считать настоящей. Поэтому женщины – идеальные литературные персонажи.
— Ваши книги в большинстве своем о женщинах, разных, невероятных. Какая она, настоящая женщина?
Разная, невероятная, многогранная. Терпеливая и упрямая. Женщину можно сравнить с луковицей. Кожура, дольки. Пока до сердцевины доберешься… Хотя никто не знает, какую женщину считать настоящей. Поэтому женщины – идеальные литературные персонажи.
— У вас очень многогранное творчество. Вот сейчас вышла новая книжка про русский язык. Расскажете, как так получилось, что вы решили написать книгу в помощь родителям?
Мне всегда интересно пробовать новые форматы. Особенно те, в которых я никогда раньше не работала. Энциклопедия – профессиональный вызов, безумный интерес и драйв в пальцах. От таких предложений не отказываются. Так что я сначала согласилась, а потом испугалась – как вообще написать энциклопедию для современных детей и современных родителей? Сложно, ответственно. Но это именно та книга, которой гордится моя дочь. Если бы у нее спросили, какие книги написала мама, дочь бы назвала только одну — энциклопедию.
Муж, конечно, как глава семьи властвует, но не правит. Все решения принимает парламент, то есть я.
— Вы часто выступаете в роли учителя для своих детей?
Что касается школьных уроков, для своих детей я, скорее, была помощником. И сын, и дочь – не гуманитарии. Сын учится на физическом факультете МГУ, дочь увлечена математикой. Они видят красоту в числах, формулах, а сочинения для них — непонятный жанр. Так что сочинения я им писать помогала и помогаю. Как правило, получаю или двойку, или трояк. Родитель не может быть учителем. Другая форма взаимодействия.
Но нам очень повезло с первой учительницей. Она вела и сына, и дочь, притом, что в школу они не проходили по году рождения – были слишком маленькими. Не сдали тест, не прошли психолога. Но наша замечательная Екатерина Александровна, проработавшая в школе много десятилетий, видела и понимала детей, едва они появлялись на пороге класса. И она оказалась права абсолютно во всем, предсказав, какими вырастут мои дети. Сын – яркий, с фотографической памятью, быстро схватывающий, побеждающий на олимпиадах, при этом ленивый, все делает в последний момент, но блестяще. А дочь – перфекционистка, отличница. У нее все в срок, по полочкам. Четверка становится трагедией, хотя ее никто ни разу в жизни за оценки не ругал. Наоборот. Но главное, – учительница их любила, как бабушка внуков. И дети это чувствовали.
Я готовлю – муж даже сосиску сварить не сможет. Машину вожу тоже я, муж не умеет. Но какая разница? Главное, что мы бережем друг друга.
Зато сейчас уже у меня появилась чудесная ученица – первоклассница Полина. Дочь моей подруги. Началось с игры – я показывала, как писать пером и тушью, смешила рифмами. Потом она опять попросилась ко мне на урок. И опять. И ее достижениями я очень горжусь.
— Расскажите о детях, семье. Вы для детей друг или наставник?
Я — мама. Я кормлю, целую, обнимаю, забочусь, волнуюсь, возмущаюсь. Заплетаю косы, подбираю грязные носки. Лечу сопли и потянутые мышцы. Я совершенно «заполошная» родительница. Могу замучить сына вопросами, что он ел, где ел и ел ли вообще. Но дети знают: если что-то волнует, беспокоит, надо рассказать маме. Я выслушаю, посоветую, встану на защиту. Я всегда рядом. В любой ситуации. Я не упаду в обморок и не впаду в истерику. Начну действовать. А муж себя называет английской королевой. В том смысле, что он, конечно, как глава семьи властвует, но не правит. Все решения принимает парламент, то есть я. На чем держится наша семья? На чувстве юмора, самоиронии. Я выучила одно правило – любые детские слезы можно осушить смехом.
Я совершенно «заполошная» родительница. Могу замучить сына вопросами, что он ел, где ел и ел ли вообще.
— Как делите домашние обязанности и обязанности родителей с мужем?
Мы не делим. Никогда не делили, даже в начале нашего брака, которому уже больше двадцати лет. Муж вставал к грудным детям по ночам, гулял с коляской. Я меняю перегоревшие лампочки и принимаю решения по поводу смены, например, холодильника. Да и не стоял у нас никогда вопрос, кто моет посуду, а кто выносит мусор. Я готовлю – муж даже сосиску сварить не сможет. Машину вожу тоже я, муж не умеет. Но какая разница? Главное, что мы бережем друг друга. И у нас общее дело – мы оба пишущие люди. Мой супруг – блестящий редактор – всегда вычитывает мои тексты. А это, поверьте, стоит всех лампочек и не вбитых гвоздей на свете. Что касается родительских обязанностей, то у нас одно правило – у детей должны быть и папа, и мама. Семья. Всегда. Каждую минуту дети должны это чувствовать.
— Работа писателя – это не просто ремесло, но и творчество. Как удается найти время в условиях материнства?
Я работаю поздними вечерами, когда дочь уже спит, посуда помыта, сын не хлопает дверцей холодильника. Но я пишу каждый день. Помимо романов, повестей, у меня есть регулярные колонки в журнале «Огонек» и на портале «Мел». Так что ремесло, профессиональная работа, ежедневный труд для меня – синонимы творчества. Муза не прилетает, к космосу я тоже не подключаюсь. Вдохновение? Если есть обязательства, ответственность, внутренний таймер, сроки, то про вдохновение думаешь в последнюю очередь.
— Какие у вас есть семейные традиции? Может быть, необычные ритуалы?
Традиций специальных нет. Есть, скорее, любимые минуты. По выходным Василий играет с Симой в шахматы, го – те игры, в которых мы с мужем не сильны. Опять же по выходным мне удается собрать всех за одним столом – будь то завтрак или ужин. И в выходные дочь просит меня что-нибудь испечь – пироги, торт, пирожные. Она повязывает красивый фартук, и мы уединяемся на кухне. Если я училась готовить «с рук», то дочь записывает рецепты в свой блокнотик.
Еще одно любимое семейное времяпрепровождение – смотреть старые фильмы или мультфильмы. Особое счастье, когда и Василий к нам присоединяется. Впрочем, есть один обязательный ритуал: чтение дочери на ночь – не потому, что она маленькая, а потому, что это священное время общения родителей с ребенком.
У меня нет кабинета, отдельной комнаты. Я работаю на кухне. Есть пальцы и клавиатура.
— А есть какие- то ритуалы, связанные с работой? Помимо того, что к вашему рабочему месту на кухне нельзя прикасаться.
Прикасаться можно. Только домашние не садятся на «мой» стул. Зажатый между батареей и кухонным столом. У меня нет кабинета, отдельной комнаты. Я работаю на кухне. Но на стул все равно садятся – дети, приходящие в гости, дочь. Детям можно все. Стаскивать и укрываться моим рабочим пледом. Разрисовывать рабочие заметки смешными рожицами и солнышками. Даже мой рабочий блокнот изрисован каляками-маляками двухлетней дочки подруги. Ритуалов нет. Есть пальцы и клавиатура.
— Используете какие-то системы тайм-менеджмента? Планирования?
Нет. Кроме ежедневной работы, никакого планирования. Тайм-менеджмент тоже не про меня. Я могу начать печь наполеон, поставить тесто на пироги, лишь бы не работать. А потом делаю за час то, на что отводилось три дня. Муж пытался меня перестроить. Лучше всего ему работается по утрам. Бодрый, свежий. Я утром «мама» не могу сказать.
Ни одно мое достижение не сравнимо с теми ощущениями, которые я испытала, когда дочь заняла первое место на соревнованиях или сын поступил на бюджетное отделение вуза.
— Какой системы или методов воспитания придерживаетесь?
Системы нет. У детей есть обязанности, собственные графики. Есть моменты, которые я не терплю – хамство, неуважительное отношение к взрослым, безделье, пренебрежение чужим трудом. Вежливость, деликатность, предупредительность для меня крайне важны. А также умение быть благодарными, говорить банальное «спасибо». Все то, что когда-то называлось «вести себя прилично».
— Материнство – это?
Безусловная любовь. Всеми внутренностями, а не только сердцем. Безумный страх, ответственность. Американские горки каждый день. И невероятная гордость за своих детей. Ни одно мое достижение не сравнимо с теми ощущениями, которые я испытала, когда дочь заняла первое место на соревнованиях или сын поступил на бюджетное отделение вуза.
— А детство?
Беспримесное счастье. Солнце, запахи, вкусы. Нежность.
— Что для вас самое трудное в родительстве?
Не сойти с ума, когда дети болеют. Не могу видеть их слез. Хочется себе руку или ногу отрезать, лишь бы они не страдали.
— Сейчас стало появляться очень много хороших детских российских авторов. Назовете любимых?
Для младших школьников – книги Жвалевского и Пастернак. Много переизданий или переводов классических, но не слишком нам известных детских книг с замечательными иллюстрациями – например, дочь увлеклась романами из серии «Классная классика», читает сейчас «Маленьких женщин» Луизы Олкотт, а до этого буквально проглотила трилогию Александры Бруштейн про гимназистку из города Вильно.
— Расскажите о своих творческих планах, и личных тоже.
К сожалению, планы сейчас строить невозможно. Новая реальность, когда не знаешь, что будет завтра. Могу лишь сказать, что я по-прежнему работаю. Пишу колонки. Сдаю рукописи. Надеюсь, что следующий роман или колонка понравятся читателям. Это мой способ защиты. Работать в полную силу.
Лайфхаки не работают, потому что все дети разные. Секреты ленивой, счастливой мамы, у которой дети не плюются едой – художественный вымысел.
— Что ваша работа привнесла в вашу личную жизнь? И наоборот, какое отражение находит ваш родительский опыт в вашем творчестве. Ну, помимо великолепной книги «Миллиграммы счастья»
Дети – неиссякаемый источник вдохновения. Только они умеют шутить до колик в животе. Только они выдают такие перлы, которые нарочно не придумаешь. Я всегда писала о детях. За ними можно ходить и просто записывать. Они искренние, честные. Важно уметь их услышать. Больше половины моих книг – о семье и детях.
— У вас уже большой стаж материнства, наверняка обзавелись рядом лайфхаков по воспитанию детей. Поделитесь?
Нет, лайфхаки не работают, потому что все дети разные. И все эти секреты ленивой, счастливой мамы, у которой дети не плюются едой – художественный вымысел, не более того. Для меня очевидно – ребенка нужно любить до истерики, хвалить за малейшие достижения. Пусть лучше ребенок имеет завышенную самооценку, чем заниженную. Целовать, обнимать. Даже неуправляемого подростка. Тактильные ощущения нужны не только детям, но и взрослым.
Не лгать, не притворяться, обман сразу чувствуют даже малыши. Выражать эмоции – дети должны видеть, что мама может быть уставшей, расстроенной, занятой. И если встает выбор – работа или ребенок, выбирать ребенка. Присутствовать в его жизни – будь то выступление на утреннике в детском саду или шитье штанов для кота — любимой мягкой игрушки. Если вы не можете быть рядом в тот момент, который важен для ребенка, вызывайте всю семью – бабушек, дедушек, теть, дядь, братьев и сестер. Ребенок должен знать, что у него есть надежный тыл. За ним семья.
Домашние знают – если в доме появились мотки шерсти, пахнет выпечкой или растворителем, мама обдумывает идею нового романа.
— С какими трудностями вы сталкивались как начинающий автор? А сейчас?
Наверное, я не самый показательный пример. Я работала журналистом, поэтому у меня не было страхов. Я знала, что, если не получится, всегда вернусь в газету, журнал. Считала, что книга – просто новый формат. Рукопись отправила самотеком, по электронной почте. В одном издательстве рукопись потеряли, в другом не ответили. Зато из третьего позвонила редактор, с которой я работаю до сих пор. Начинающим авторам нужно понять: редактор – самый важный человек в вашей профессиональной жизни. Важно иметь банальные человеческие качества – верность, пунктуальность, вежливость, умение ценить и уважать труд и время других людей. Тогда все получится. Сейчас у меня одна главная трудность – сделать следующий текст не похожим на предыдущий. Удивить редактора, читателей. Найти новые формы, новые форматы. И сохранить легкость, которая была свойственна первым текстам. Писать безрассудно, бесстрашно. Неизбежно наступает чувство, когда ты хочешь угодить, понравиться читателям, «просчитать аудиторию», «тренды». Нужно писать, как пишется, главное — искренне.
— И о себе. Чем увлекаетесь. Как любите отдыхать?
Читаю, смотрю сериалы, все новинки. Делаю что-то руками – шью, вяжу, перекрашиваю, меняю обивку на стульях, покрываю лаком деревянные поверхности. Готовлю на маленький аул. Пеку домашний хлеб, пироги, десерты. Мои домашние знают – если в доме появились мотки шерсти, пахнет выпечкой или растворителем, мама обдумывает идею нового романа. Отдых для меня очень простой. Когда я могу встретиться с подругами. Посплетничать с мамами, ожидая детей с тренировки. Пройтись по парку. Сходить в бассейн с дочкой.
Сидите и смотрите, как едят ваши дети – потом они будут вспоминать именно эти мгновения.
— Представьте свой идеальный день.
Легко. Когда ничего не случилось. Однообразная рутина. Я каждый день просыпаюсь и не знаю, к чему готовиться – то ли к землетрясению, то ли к потопу. Если я уже десять минут читаю книгу и телефон не взрывается сообщениями, я начинаю нервничать. Это как с детьми – если они затихают в комнате, жди катастрофы.
— Вы любите готовить и с удовольствием делитесь рецептами со своими подписчиками в инстаграме. Поделитесь рецептом вкусного обеда с нашими читателями?
Закажите еду с доставкой на дом. Даже посуду потом мыть не надо… А если серьезно, я люблю готовить для детей. С утра напечь сырников с секретиком – спрятанной внутри клубничкой. И сварить варенье-пятиминутку к ним. Потом сидеть и смотреть, как дочь моей подруги заглатывает эти сырники, не жуя. Смотреть, как едят дети… Это счастье, удовольствие и наслаждение. Сидите и смотрите, как едят ваши дети – потом они будут вспоминать именно эти мгновения.
***
/ Вопросы: Людмила Чиркова
Комментариев нет