Литкружок: зачем учить ребёнка писательскому мастерству?
Ребёнок не расстается с книгами, всё свободное время пишет рассказы, и вы решаете – не отдать ли его в литературный кружок? Публикуем рекомендации экспертов писательской школы CWS.
Ребёнок не расстается с книгами, всё свободное время пишет рассказы, и вы решаете – не отдать ли его в литературный кружок? Публикуем рекомендации экспертов писательской школы CWS.
Будем честны: даже родители, верящие, что воспитывают гения, понимают, что большинство детей писателями не станет — или не станет хорошими писателями. Но при этом большинство детей хочет писать – это так же нормально, как хотеть рисовать или петь – дети наблюдательны, они во всём видят вокруг себя искусство и хотят ему подражать. Вот что нам рассказали в школе CWS, где есть детские литературные мастерские.
Основы писательского мастерства закладываются у ребенка еще в доречевой период – это способность наблюдать за миром и удивляться его красоте. Дети хотят пробовать новое – чтобы понять, что им нравится или не нравится. Лучше попробовать много разных хобби, чем ходить годами в нелюбимый кружок и так и не найти своё призвание.
Кстати, в литературных мастерских занимаются не столько написанием романа, сколько воспитанием грамотного читателя. Дети не только учатся писать, они получают общую литературную практику, выходят за пределы школьной программы и домашней библиотеки, растут как читатели. Очень важно иметь доступ к хорошим книгам и большой выбор – ведь те книги, которые мы читаем первыми, в основном и формируют нас как личность.
В литературных мастерских и школах можно отточить умение вести дискуссию, оно пригодится во всех сферах жизни. Это те самые навыки эмоционального собеседования и soft skills, которые сейчас требуют на каждом собеседовании.
Часто на уроках литературы ученикам не хватает слов для обсуждения книг не в формате нравится/не нравится, а занятия писательским мастерством как раз формируют литературоведческую грамотность. Владение специальным языком: сюжет, развязка, клише метафора — конечно, повлияет на хорошую оценку по литературе, но и это не главная цель занятий.
Важнее умение критиковать так, чтобы не обидеть – не «чушь и ерунда», а «мне здесь не понятен логический переход» — это уже другой уровень дискуссии, который пригодится во всех сферах жизни. Это те самые навыки эмоционального собеседования и soft skills, которые сейчас требуют на каждом собеседовании – и которым взрослому научиться не под силу, а у ребенка еще есть такая возможность.
Писательское мастерство – это постоянна работа над речью, её ясностью, точностью, выразительностью. Детская речь мозаична, в ней много сленга и языковых неправильностей, почерпнутых из видео на youtube и в tik-tok, при этом много диалектизмов, доставших по наследству от старших родственников. Забавно, что как только детям в школе говорят, что так не пишут контрольную или так не пишут прозу, они сразу переключаются со своего мозаичного языка на официально-деловой стиль, практически канцелярит – и со многими он вырастает и дальше идет по жизни – в рабочих мейлах, например.
Поэтому учить ребенка отличать штампы, разные стили речи важно – для приятного и понятного общения с ним в будущем.
Часто дети приходят на занятия с запросами вроде: я легко придумываю, но не знаю, как начать, что делать дальше, скучно писать. Что делать, чтобы идея стала книжкой? Как доводить историю до конца? На занятиях дети понимают, что важно постоянно переделывать тексты, слушать замечания, делать упражнения. Не обязательно все тексты будут опубликованы и получат признание, но обязательно каждый день писать – труд и вдохновение идут рука об руку.
Таким образом, дети приобретают привычку к труду, ясно понимают место своего творчества, формируют адекватную творческую самооценку.
При огромной жажде познания детское представление о мире очень ограничено – и занятия писательством помогают наблюдать за миром, учат писать портреты и пейзажи, разрабатывают умение слушать.
Рано проявляющиеся навыки рефлексии формируют здоровую психику. Регулярные занятия формирует у ребенка понимание – а чего он хочет сам? Какие у него цели? Хочет ли он стать профессиональным писателем? Что удается, а что трудно?
Напоследок важно сказать, что при огромной жажде познания детское представление о мире очень ограничено – и занятия писательством помогают наблюдать за миром, учат писать портреты и пейзажи, разрабатывают умение слушать, формируют важнейший навык — показывать, а не оценивать. Всегда находить вокруг себя что-то достойное восхищение. Переживать творческий опыт – и становиться творцом собственной жизни.
4 книги для развития литературного таланта у детей 9-13 лет
Стругацкий Борис «О литературной технике — молодым писателям»
Это, конечно, интервью, а не книга, но оно полно практических знаний – как работать в соавторстве, как редактировать собственные тексты, как найти идею, как преодолеть сопротивление и начать писать.
Стивен Кинг «Как писать книги: мемуары о ремесле»
Автобиография «короля ужасов» перемежается советами по грамматике, а учит прежде всего упорству и дисциплине – пиши каждый день, несмотря на отказы, среди всех дел на первое место ставь писательство – и твой труд будет вознагражден.
Александр Митта, «Кино между адом и раем»
Из книг по сценарному мастерству писателям обычно рекомендуют Роберта Макки, но Митта куда больше зацепит школьников – здесь много примеров из Чехова и Гоголя, юмор и шутки, наглядные карикатуры.
Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
Это сборник писательских самонаблюдений, которые Брэдбери фиксировал на протяжении жизни. Из сборника мы узнаем, что подражание – необходимый этап творчества, научимся будить свою внутреннюю музу (она есть у всех!), и – да, да – писать надо каждый день, здесь все наставники и авторы сходятся во мнении.
***
Текст: Ксения Яковлева, по вебинару Ирины Лукьяновой.
Комментариев нет