Правила детства Пикассо, Дали и Моне
Искусствовед и дважды мама Анастасия Постригай рассказывает, какие советы можно найти в историях из детства великих живописцев.
Искусствовед и дважды мама Анастасия Постригай рассказывает, какие советы можно найти в историях из детства великих живописцев.
Суперзвезды и гении тоже родом из детства, как и их таланты. Что сделал отец Пикассо, когда понял, что его сын — великий художник? А как родители Дали справлялись с неуправляемым нравом будущего сюрреалиста? И чему современные родители могут научиться у семьи Врубеля?
Искусствовед, основательница Школы популярного искусства op_pop_art и дважды мама Анастасия Постригай рассказывает, какие советы можно найти в историях из детства великих живописцев.
Пикассо: не проморгать талант
Отец Пикассо — Хосе Руис Бласко — был художником и преподавателем в колледже, и все-таки главным его произведением стал сын. Когда талант маленького Пабло стал очевидным, Руис разрешал ребенку дописывать небольшие детали на его картинах. Постепенно будущий кубист достиг такого мастерства, что отец навсегда отложил в сторону палитру и кисти — в знак уважения и поклонения.
Впрочем, история с оставленной отцовской карьерой всего лишь легенда, но в целом Руис поступил правильно: вовремя понял, из какого теста сделан его мальчик. Неизвестно, ждал ли он, когда в сыне проснется талант или это стало для него неожиданностью, но он сумел придать этому алмазу нужную огранку.
Пабло Пикассо «Желтый пикадор». Художник написал ее в 8 лет
Дали: позволить быть не таким, как все
Однажды Сальвадор Дали написал: «Еще в детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!». Не стоит воспринимать эти слова за буквальный совет, но и набрасывать на ребенка силки общественного одобрения тоже не эффективно. Особенно, если в малыше уже бурлит творческая натура.
Занятия искусством помогают направить потоки детской фантазии и энергии в мирное русло. Когда Сальвадору не было еще и десяти, у него появилась своя домашняя мастерская. Там он вдоволь упражнялся в живописи, оставаясь в деле таким же эпатажным и своенравным, как и в жизни. Но родители терпеливо сносили причуды будущего гения. Они верили, что рано или поздно его необычные взгляды на мир станут чем-то великим — и не ошиблись. В 17 лет Дали поступил в Академию изящных искусств в Мадриде, в 22 его выгнали оттуда за «высокомерное отношение к преподавателям», а уже в 25 он прославился как сюрреалист.
6-летний Сальвадор Дали «Пейзаж близ Фигейраса»
Моне: разрешить хулиганить
Если метод родителей Дали кажется вам радикальным, то загляните в биографию Клода Моне. Родители хотели, чтобы он стал торговцем, но талант художника взял свое. В школе юному Клоду было скучно и душно, и чтобы хоть как-то освежить атмосферу, он рисовал карикатуры на учителей. Моне так преуспел в своем безобидном хулиганстве, что его стали узнавать на улицах и предлагать деньги за работу!
Семья не запрещала Клоду рисовать, но и с отъездом в Париж, где обитают настоящие художники, помогать не спешила. Отец импрессиониста настаивал на традиционном пути: он хотел, чтобы сын поступил в Школу изящных искусств, но Клод упорно сопротивлялся. В итоге победила любовь… к искусству! Моне попал в армию, заболел, вернулся и стал-таки художником — одним из лучших в истории. И никогда не боялся хулиганить.
Карикатура юного Клода Моне
Серов: найти хорошего учителя
Родители Валентина Серова были музыкантами, а круг их общения — исключительно богемным. С такой наследственностью и в такой среде маленький Валя мог вырасти в композитора или артиста, но он стал художником. Причем уже в 6 лет. Спустя три года его отдали учиться к — ни много ни мало — самому Илье Репину, который и сам тогда был пока еще молодым художником. «Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве», — писал наставник о своем подопечном. А Серов выразил свое отношение к учителю на другом языке — языке искусства, написав в 1901 году один из лучших портретов Репина.
Валентин Серов «Портрет художника Ильи Репина»
Врубель: приобщать к разному искусству
Михаила Врубеля воспитывала мачеха: она помогла болезненному мальчику буквально встать на ноги — до трех лет будущий художник совсем не ходил. Отец проводил с сыном и другими своими детьми очень мало времени, из-за его карьеры семья часто меняла дома и города.
Но даже в походных условиях Врубель-старший поддерживал в детях интерес к прекрасному, собрал для них потрясающую библиотеку и часто водил в музеи. Мачеха была для маленьких Врубелей проводником в мир музыки, а когда семья собиралась вместе, в доме непременно устраивали домашние спектакли. Это был настоящий 3D-подход к образованию, который немало повлиял на выбор Михаила в пользу искусства. Ведь таланту всегда нужна благородная почва, а кто еще, как не родители, может взять на себя роль внимательного садовника?
Семья Врубелей
Комментариев нет