Как воспитывают детей майя: не командуй, не кричи, признавай
Чему научилась журналистка Микаэлин Дуклефф, пожив со своей 5-летней дочерью в племени майя в Мексике, у народа хадзабе в Танзании и у инуитов за Полярным кругом.
Чему научилась журналистка Микаэлин Дуклефф, пожив со своей 5-летней дочерью в племени майя в Мексике, у народа хадзабе в Танзании и у инуитов за Полярным кругом.
Каково это — признать свое полное поражение как мама, не понаслышке знает Микаэлин Дуклефф, научная журналистка, мама пятилетней Рози и путешественница. Однажды она поняла, что совершенно не знает, как общаться с дочерью, как остановить ее истерики и начать обучать ее быть хорошим человеком.
Микаэлин чувствовала себя потерянной, уставшей и утратившей надежду. И тогда она вместе с Рози отправилась в захватывающее путешествие к народам, которые ведут охотничье-собирательское хозяйство. Они жили в семьях племени майя в Мексике, народа хадзабе в Танзании и инуитов за Полярным кругом. И все они показали Микаэлин, насколько неэффективным может быть западное воспитание, и как вырастить ответственного, помогающего ребенка без криков и ссор и любить его совершенно по-новому. Все свои наблюдения Дуклефф подкрепила научными фактами и данными исследований антропологов и биологов-эволюционистов и описала в новинке от издательства БОМБОРА «Утраченное искусство воспитания. Чему древние культуры могут научить современных родителей».
Если вы не справляетесь со своим ребенком и вот-вот выгорите. Если хотите по-новому взглянуть на воспитание детей и научиться у древних племен их секретам, «скорая помощь» уже здесь. Мы подготовили для вас 5 главных уроков от древних культур.
Мамы-майя утверждают, что позволять хозяйничать детям — ключ к воспитанию отзывчивых людей с большим сердцем.
Когда вашему малышу от 1 до 4 лет, он будет копировать ваши действия и хотеть за вами повторять. Но мамы часто сами отказываются от детской помощи: они отправляют малышей поиграть, пока делают дела по дому. Если задуматься, мы говорим ребенку, чтобы он перестал проявлять заботу, перестал хотеть помочь. И сами того не зная, пресекаем желание ребенка быть полезным.
Мамы-майя же утверждают, что позволять хозяйничать детям — ключ к воспитанию отзывчивых людей с большим сердцем. Ведь дети — прирожденные помощники и очень хотят выполнять работу по принципу «Я сам».
В разном возрасте помощь будет выглядеть по-разному: младенцы могут наблюдать за тем, как вы работаете по дому, моете посуду, нарезаете овощи, складываете белье. Включите ребенка в каждое дело, которое вы выполняете.
Дети до 6 лет уже могут оказывать активную помощь, если их попросить об этом и показать, как правильно делать. И, конечно, позволить им помочь. Микаэлин уверена: в детях этого возраста нужно максимально распалить огонь врожденного энтузиазма помогать, а не гасить его. И во второй части книги «Утраченное искусство воспитания» дает конкретные инструменты, как этот огонь зажечь.
Родители-майя не хвалят ребенка, вместо этого они признают его вклад в любое занятие — независимо от его неуместности и нелепости. Взрослые искренне ценят детское видение таким, какое оно есть. И уважают его.
Родительское признание вклада подогревает интерес ребенка к задаче, говорит психолог Люсия Алькала: «Думаю, это дарит мотивацию помогать еще больше. Малыш видит, что его действия имеют значение и являются реальным благом для семьи. Это мощнее любой похвалы».
Если ваш ребенок пришел к вам, чтобы помочь, не заставляйте его добиться лучших результатов сразу, не поучайте, как и что ему делать, и не хватайте за руки, чтобы помочь справиться. Попробуйте довериться мамам-майя: признайте и оцените вклад ребенка и не мешайте ему, пока он помогает.
У родителей есть много способов признавать задумки ребенка.
— Иногда простой комментарий вроде «Отличная идея» — это всё, что нужно вашему помощнику, чтобы почувствовать себя вовлеченным и мотивированным, даже если его идеей не воспользуются.
— Отмечайте готовность помочь. Не надо хвалить за каждый случай оказанной помощи — переключитесь на признание общей готовности помочь. Но не переусердствуйте и не частите. Простое утверждение вроде «ты мне помог» — это всё, что нужно, если ребенок уже помогает добровольно.
— Объясните ценность этой задачи для всей семьи. Попробуйте нормально и честно объяснить, почему помощь по дому так важна или существенна.
— Свяжите стремление помочь со зрелостью. Если ребенок проявляет инициативу и выполняет домашнюю работу добровольно, отметьте его рост и прогресс, сказав что-то вроде: «О, ты начинаешь учиться вносить свой вклад в жизнь семьи» или «Ты убрала свои игрушки, потому что уже становишься большой».
Во многих культурах охотников-собирателей родители почти никогда не ругают и не наказывают. Они считают, что попытки контролировать мешают развитию.
Во многих культурах охотников-собирателей родители почти никогда не ругают и не наказывают. Они считают, что попытки контролировать мешают развитию и лишь создают напряжение в отношениях между родителями и детьми. Например, родители-инуиты не выходят из себя и даже не нервничают, не совершают резких движений, чтобы усмирить энергию или скорректировать поведение. Они уверены: крики и ругань усложняют воспитание, потому что в итоге дети просто перестают слушать. Они отгораживаются.
Крича и злясь на ребенка, мы показываем пример, как кричать и злиться. А еще даем ему уйму возможностей попрактиковаться: ведь ребенок будет кричать и злиться в ответ. И это может длиться до полного вашего изнеможения. Дуклефф пишет: «Отвечая криком на крик, мы как бы говорим, что принимаем детский гнев и подтверждаем: да, малыш, именно так здесь и принято, ты классно усваиваешь наши правила».
Напоминайте себе чаще, что дети учатся эмоциональному регулированию именно у нас. Поэтому каждый раз, когда вы перестаете психовать и злиться, ребенок тоже находит способ справляться с разочарованиями и учится оставаться спокойным при возникновении гнева.
Если хотите, чтобы ребенок успокоился, ведите себя тихо и мягко. Истерика отступит, если мы отреагируем на ребенка спокойно.
В следующий раз, когда ребенок сделает что-то такое, что наверняка приведет вас в бешенство или просто вызовет нарастающее раздражение, сделайте Микаэлин Дуклефф советует сделать следующее:
— Перестаньте говорить. Просто молчите. Если нужно, закройте глаза.
— Отойдите на несколько секунд или несколько минут, пока гнев не пройдет.
— Максимально спокойно сообщите ребенку о совершаемой им ошибке или о последствиях его действий. Например, если он ударит собаку, попробуйте это: «Ой, собаке больно». Если ударит вас, озвучьте: «Ой, мне больно. Ай. Ты же не хочешь сделать мне больно».
Помните, что детские эмоции отражают наши эмоции. Поэтому если хотите, чтобы ребенок успокоился, ведите себя тихо и мягко. Истерика отступит, если мы отреагируем на ребенка спокойно.
В Танзании Микаэлин Дуклефф постоянно удивлялась тому, сколько свободы предоставляется здесь малышам: дети всех возрастов идут куда хотят, делают всё что захотят, и говорят всё что думают. Они свободны даже на уровне эмоций.
В сообществах охотников-собирателей дети ежеминутно принимают решения относительно собственных действий и строят свои планы. Никакого потока предложений помощи, никаких команд и нотаций от родителей.
Как правило, в сообществах охотников-собирателей высоко ценится право человека принимать собственные решения, то есть право на самоопределение. Они считают, что контролировать другого вредно. Эта идея — краеугольный камень их системы убеждений. И воспитания. Так что дети здесь ежеминутно принимают решения относительно собственных действий и строят свои планы. Никакого потока предложений помощи, никаких команд и нотаций от родителей. Ведь по их мнению ребенок способен — и будет — во всём разбираться сам.
«Родители-майя и хадзабе воспитывают автономных детей. Они не просто позволяют детям убегать из дома, чтобы потом, скрестив пальцы, надеяться, что ничего не случится. Вместо этого они создают некую структуру, чтобы обезопасить отпрысков. Я называю ее невидимой страховочной сеткой, потому что ребенок не догадывается о ее существовании, пока ему не понадобится помощь».
По мнению охотников-собирателей, предоставить детям автономию — это быть в тени и не мешать, наблюдать на расстоянии, чтобы ребенок мог исследовать мир и учиться самостоятельно.
Детям всех возрастов автономия дарит кучу преимуществ. Многочисленные исследования говорят, что именно она-то и помогает успешно развиваться множеству желательных качеств, включая напористость, долгосрочную мотивацию, независимость, уверенность. У детей постарше автономия связывается с лучшей успеваемостью в школе, повышением шансов на успех в карьере и снижением риска злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Вот несколько советов от родителей-хадзабе, к которым Микаэлин предлагает прислушаться:
Определите места в городе, где малыши и дети постарше могут практиковать автономию, где вы сможете наблюдать за ними на расстоянии и минимально вмешиваться.
— Отдавайте ребенку меньше команд. Проведите эксперимент: включите таймер на 20 минут и посчитайте, с каким количеством вопросов, комментариев и требований обратитесь к ребенку за это время. Постарайтесь сократить это количество до трех в час.
— Найдите зону автономии. Определите места в городе, где малыши и дети постарше могут практиковать автономию, где вы сможете наблюдать за ними на расстоянии и минимально вмешиваться.
— Сделайте зоной автономии свой двор и район. Обучайте ребенка справляться с опасностями, существующими вокруг вашего дома и в окрестностях. Создайте невидимую страховочную сетку, познакомившись с соседями и их детьми.
— Прекратите говорить за ребенка или указывать ему, что он должен сказать. Пусть он сам отвечает на заданные вопросы, делает заказ в ресторане, решит, когда следует сказать «пожалуйста» и «спасибо». Постарайтесь, чтобы он вёл все разговоры самостоятельно, включая беседы с учителями, тренерами и другими взрослыми-специалистами.
***
Комментариев нет