«Я отношусь к сыновьям как к партнёрам и самостоятельным личностям»
Папа троих сыновей, бизнес-тренер и коуч компании Business Relations Арсен Рябуха – о том, как воспитать в ребенке лидерские качества.
Папа троих сыновей, бизнес-тренер и коуч компании Business Relations Арсен Рябуха – о том, как воспитать в ребенке лидерские качества.
Можно ли развивать в ребёнке умение быть в центре внимания и вести за собой? Да, но придётся приложить нешуточные усилия. А главное, я уверен, что лидерство не только об этом. Для меня лидер — это человек, рядом с которым выигрывают другие люди. Когда он появляется, окружающие становятся радостнее и результативнее. Чтобы стать таким человеком, не обязательно быть харизматичным или красноречивым от природы.
Чтобы поддержать детей в росте и развитии, принимайте их и меньше осуждайте.
Каждому ребенку в будущем предстоит жить среди людей. Почти всегда достижение результатов зависит от способности человека выстраивать отношения с окружающими. Один в поле не воин. Если человек этого не умеет, вряд ли окружающие позволят ему добиться успеха. Поэтому так важно развивать в ребенке стремление чувствовать других людей, сопереживать и учитывать их интересы, не перечеркивая при этом свои. Если же родитель самоустранится и не будет принимать участие в процессе обучения, дети просто скопируют примеры из жизни, которые видят вокруг (не всегда достойные).
Если ребёнок не пройдёт первый этап с правом на ошибку и эксперименты, наивно ждать от него результатов в будущем.
Взрослый мир ориентирован на результат. За результаты платят деньги и награждают вниманием, по результатам судят. С таким же подходом родители часто идут и к детям, требуя результата чуть ли не с пелёнок. Это странно, ведь главный этап для ребёнка — учёба, а учиться без ошибок невозможно. В период роста и развития важно творчество, эксперименты, что подразумевает безоценочный подход к людям. Что бы маленький человек ни делал, он не ошибается, а познает. Любое действие — развитие, но только в том случае, если не получило осуждения, негативную оценку взрослого. Иначе ребенок пугается, теряет интерес к делу или чувствует себя в нём плохо, если не добивается результата. Пока он не видит результата, то спрашивает себя: зачем продолжать, если не выходит? Такие мысли сильно замедляют развитие и не помогают при вступлении человека во взрослый мир.
Однажды я прочитал интервью с футбольным тренером из Исландии, который работает с детьми. Герой рассказывал, что первые четыре года даже не пытается научить детей играть. Он просто старается, чтобы маленькие спортсмены получали от футбола кайф и радость, влюбились в это дело. Если ребёнок не пройдёт первый этап с правом на ошибку и эксперименты, наивно ждать от него результатов в будущем.
Когда родители сопереживают, у ребенка появляется ощущение, что не только его поступки, но и чувства тоже – кому-то важны.
Отсюда вытекает мысль о том, что нельзя научить детей не переживать о неудачах. Для ребёнка не существует такого понятия — до тех пор пока взрослые люди не рассказали, что это неудача. Чтобы поддержать детей в росте и развитии, принимайте их и меньше осуждайте. Если ребёнок не справился с домашним заданием в школе и воспринимает это как провал, не стоит говорить: «Какая ерунда, даже не думай об этом». Так родитель не сочувствует, а только отодвигает ребёнка от себя. Если он уже воспринимает что-то как неудачу, логичнее сопереживать ему, разделить эти чувства. Так ребёнок увидит, что принят родителями, и станет смелее. Будет знать, что если в будущем что-то попробует, то близкие люди поддержат вне зависимости от результата. Такому ребёнку вряд ли грозит заниженная самооценка.
Сочувствие начинается с личного примера родителей — когда родители сопереживают, у ребенка появляется ощущение, что не только его поступки, но и чувства тоже кому-то важны. Ребенок понимает: что бы ни происходило, он нормальный. Когда в будущем он встретит не самое эффективное поведение окружающих людей, то вместо злости, обиды и расстройства почувствует сочувствие. Он будет понимать, что люди злятся не потому, что плохие, а потому, что им плохо. И сможет стать тем человеком, кто даст внимание и заботу, необходимые окружающим.
Ещё одна частая позиция родителей: «Мы не окончили музыкальную школу, значит, туда пойдет дочь». Как будто мы рожаем детей, чтобы они компенсировали наши промахи. Ребёнок не обязан вписываться в чьи-то ожидания. Главная задача родителей — обуть, накормить и поддержать его в собственной реализации.
Если родитель хочет воспитать достойного человека, к моменту появления ребенка ему самому важно стать таким человеком.
У меня нет дочерей, только сыновья. Я отношусь к каждому как к партнёру, самостоятельной личности. Стараюсь замечать за собой, когда чего-то от детей требую. Не засовываю в любимую секцию бадминтона, а отвожу туда, где им нравится. Не требую, чтобы продолжали ходить на занятия несмотря ни на что, раз начали. Человек не найдёт себя, если выполняет план, заготовленный родителями. Я стараюсь путешествовать с детьми, брать на мероприятия, водить на разные занятия, показывать фильмы. Вдруг однажды у детей дзынкнет и появится мысль: «О, наверно это мое!»
Если родитель хочет воспитать достойного человека, к моменту появления ребенка ему самому важно стать таким человеком. Дети устроены так, что делают не то, что мы им говорим, а часто «зеркалят» нашу жизнь. Например, у доминирующего отца вырастут тоже доминирующие или, наоборот, забитые и испуганные дети. Они отразят родителей либо в ту, либо в другую сторону. Если для родителей важно, чтобы дети разделяли ценности, близкие им самим, они должны стать для детей примером. В английском языке есть поговорка. В ней говорится о том, что когда рождаются дети, их не нужно воспитывать. Самое время взяться за себя. То же касается и лидерских качеств. Чтобы воспитать лидера, родителю важно работать в первую очередь не над ребёнком, а над собой.
Комментариев нет