Грузия: «Чужим детям не делают замечаний, но про шапку напомнят»
Инфраструктура в Грузии оставляет желать лучшего, но природа страны и отношение к детям стоят того, чтобы сюда переехать.
Инфраструктура в Грузии оставляет желать лучшего, но природа страны и отношение к детям стоят того, чтобы сюда переехать.
В Грузию Тоня Захарова вместе с мужем Павлом Борисовым и двумя детьми переехала не так давно, всего лишь год назад. До этого была кочевая жизнь по Китаю, Непалу, Монголии. 3,5 года семья жила по принципу «летом в горы, остальную часть года живём на одном месте где-нибудь в Азии». А когда очередная индийская виза стала подходить к концу, они решили перебраться в Грузию. О том, как там живется с детьми, мы и узнали.
— Чем занимаетесь сейчас, какие проекты ведете?
Т.З.: Я удаленно работаю в русской редакции блога Skyscanner. Пишу и публикую статьи о путешествиях: и вдохновляющие, и серьезные. Мой муж, Павел Борисов, полностью сам разработал и выпускает ультралегкие походные солнечные зарядки. Мы пробовали разные промышленные, но они не давали нужного результата. Поэтому он сделал свою солнечную батарею: мы хоть два месяца можем не видеть розеток, но у нас всегда заряжены два смартфона (они критично важны для навигации в горах), зеркалка, налобные фонарики и планшет, если мы его берём с собой. Получив хорошие результаты в своих собственных походах, муж решил выпускать солнечную батарею с пауэрбанком и преобразователем своего авторства небольшими партиями для продажи.
У нас есть блог о путешествиях, куда мы раньше активно писали. Сейчас он в подвешенном состоянии, просто потому, что у нас не хватает времени туда писать.
— Расскажите о детях.
Т.З.: Дочке Жене 2,5 года, она найдет общий язык с любым человеком. Абсолютно самодостаточный ребенок, который умеет себя занять, ну и очень умилительный. Лёве 6 лет — это юноша с горящим взглядом, обожает книги по биологии и механике, подолгу собирает конструкторы, задаёт тонны вопросов о том, как устроен мир. И на каждый второй вопрос — ответ приходится искать в книгах или интернете.
— Дети ходят в сад? Школу?
Т.З.: Женя в вальдорфском садике. Это ее второй садик. Первый был очень хороший, но мы переехали в другую часть города, поближе к школе, и стало тяжело возить. Садик маленький, сейчас там меньше 10 детей. Группа одна разновозрастная. С детьми воспитатели очень нежны, не наказывают, не кричат. Много времени на свободную игру, и атмосфера такая, что дети действительно играют. Еда отличная по любым стандартам: минимум сладкого, много овощей, отлично приготовлено. Вальдорфский подход без перегибов, родители дома игрушки из войлока не валяют. В саду по утрам дети лепят булочки, а потом их сами и съедают.
На переменах наши первоклашки играют в шахматы
Лёва в первом классе частной грузинской гимназии. У них есть грузинские и русские классы. Он в русском. В школу в Грузии идут с шести лет. Оценок в первом классе не ставят в чистом виде, но есть заменители: солнышки, смайлики, сердечки и так далее. Атмосфера у них в классе, и школе в целом, добрая и приятная. Больше всего меня потрясло, что на переменах наши первоклашки играют в шахматы. Нет, они носятся, конечно, но когда им хочется заняться чем-то спокойным, то они достают шахматы.
— На каком языке вы говорите в семье и как поддерживаете русский?
Т.З.: Мы говорим на русском. За почти полтора года жизни в Грузии старший сын очень продвинулся в грузинском: поддерживает несложную беседу, переводит для меня то, что говорят продавцы в магазинах. Я хожу на курсы грузинского, но он говорит в разы лучше. Его русский конечно немного страдает: к примеру, я никак не могу научить его разнице между «одеть» и «надеть», потому что в Тбилиси мало кто из русскоязычных думает о таких тонкостях. Бороться с этим, думаю, можно только чтением классической художественной литературы.
Говорит, по-русски, а потом бац — «бурти минда», то есть «хочу мяч».
Дочка начала говорить, когда уже жили в Тбилиси. Первый и главный язык у нее, безусловно, русский. Но она хорошо понимает грузинский, и ее речь все больше похожа на смесь двух языков: вроде, говорит, по-русски, а потом бац — «бурти минда», то есть «хочу мяч».
— Как удаётся без нянь и бабушек работать, если вы работаете?
Т.З.: Когда дети были все время с нами, то мы менялись. Первую половину дня с детьми я, вторую половину — муж. На следующий день наоборот.
Чужим детям не делают замечаний, но про шапку напомнить могут.
— Чем отличается материнство в Грузии?
Т.З.: Здесь боготворят детей. Если ребенок растер слайм по окну — «боже, как красиво, какой молодец». Уронил тарелку и рассыпал гречку? «Сиди-сиди, деточка, я все уберу». Не кричат почти никогда: не принято. Чужим детям не делают замечаний, но про шапку напомнить могут. Вообще не ждут от детей, что они в 5–7–9 лет будут делать кучу всего.
Ещё дети здесь не мешают. Если ребенок в супермаркете плачет, то все соберутся и будут утешать, подсовывать конфеты и печенья. Бегающие по потолку дети — это тоже нормально. И ходить к соседям жаловаться по этому поводу не принято.
В Грузии дети — святое, это драгоценность, которую нужно беречь.
— Назови положительные моменты местного воспитания.
Т.З.: Здесь любят и балуют всех детей, а не только своих. В Грузии над детьми больше дрожат. К примеру, зимой, когда разгуливается грипп, многие родители не водят детей в школы: не потому, что они болеют, а потому что родители боятся, что дети заразятся. Если бы сейчас открыли школы, то все равно никто бы не пришел: все боятся коронавируса.
В Грузии дети — святое, это драгоценность, которую нужно беречь и баловать. При этом в каких-то аспектах воспитание довольно строгое. Безусловное уважение к пожилым здесь у всех. И любовь к семье. В Грузии семья имеет большую ценность, гораздо большую, чем в России. В смысле, именно большая семья с бабушками и дедушками, не нуклеарная.
— А что с образованием?
Т.З.: Про это мне пока трудно сказать, но уже сейчас видно, что здесь гораздо меньше прессинга. Детям и их родителям в такой атмосфере комфортнее.
— Можно ли пропускать школу/сад? Или за это штрафуют?
Т.З.: Можно пропускать, абсолютно не проблема. Достаточно написать в мессенджер или позвонить учительнице. Но даже если не написать, ничего не будет.
Был забавный случай. После новогодних каникул учеба должна была начаться в середине недели, на следующий день после Рождества. В нашем классе утром было 5 человек, к обеду осталось двое. В других классах — где-то по два человека, а где-то вообще ни одного. В итоге все забрали детей, и учеба началась только в понедельник, когда все ученики приехали от родственников и с курортов. На Новый Год здесь принято кататься на горных лыжах и бывать у родни в деревнях.
— Какие есть традиции в школах, садиках? Как празднуют детские дни рождения внутри садов школ?
Т.З.: Обычно именинник приносит торт, и все его едят. В нашей школе это делают вместо какого-нибудь урока. Программа не страдает: у них первая половина дня — обычные уроки, как в государственной школе, а вторая половина дня — аналог продленки, но с уроками, на которых они как бы делают домашнее задание и закрепляют то, что прошли утром. И всякие «кружки», типа танцев и музыки. Иногда урок заменяют на поход в театр или на празднование дня рождения.
— Принято ли поздравлять учителей и воспитателей с праздниками?
Т.З.: Принято, но по ощущениям это не так обязательно, как в России.
— А родительские комитеты тоже есть? И «сборы на шторы»?
Т.З.: У нас частная школа, хоть и недорогая. Иногда мы сдаём деньги на то, чтобы дети сходили в театр или на подарки от Деда Мороза, например. Это все недорого. Поборов на шторы нет. Родительский комитет — по желанию родителей. У нас в классе он есть, с начала года на подарки детям и учительнице мы сдали по 1000 рублей. У подруги сын учится во втором классе нашей школы, у них родительского комитета нет, все поздравляют учителей, как хотят: цветы, конфеты.
— Что в Грузии с детской инфраструктурой?
Т.З.: С инфраструктурой средне, особенно по московским меркам. Но это искупается отношением к детям. И если считать детской инфраструктурой прекрасные холмы и горы, которые начинаются сразу за городом и по которым можно гулять бесконечно, то тут идеально для детей и активных родителей.
Я бы сказала, что к Грузии у многих двоякое отношение. Все отмечают, что грузины обожают детей, но когда дело доходит до долгой жизни в Грузии, то вылезают проблемы с узкими и неудобными для колясок тротуарами, неидеально чистыми улицами, смогом в центре города, маленьким количеством кафе с детскими зонами и так далее. Про себя могу сказать: сейчас мне кажется, что нам Грузия подошла идеально. Я ценю классные детские площадки, но мне хватает и скромной, когда в часе езды от города — такие горы и такая красота.
— Топ-5 мест Грузии, куда обязательно нужно съездить/сходить с детьми .
Ботанический сад в Тбилиси;
Этнографический музей под открытым небом (с отличными видами на Тбилиси);
Каньоны Биртвиси (это однодневный пеший трекинг невероятной красоты);
Любой район рядом с Главным Кавказским хребтом, например, Рача или Сванетия;
Леса в Боржомском национальном парке.
/ Вопросы: Людмила Чиркова
/ Фото: Павел Борисов
Комментариев нет