Форум «Пластичность мозга ребенка 2021» пройдет 18–19 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге, его цель – сконцентрировать усилия, знания и опыт ученых, врачей, педагогов и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития нервной системы.
Многие дети раньше осваивали чтение стихийно, лишь небольшая часть училась читать по букварю. Сейчас в каждом классе начальной школы есть 4-6 учеников, которые не могут научиться читать.
Недавно я написала книгу об обучении чтению. И пока я ее писала, провела опрос среди моих подписчиков в социальных сетях о том, как и в каком возрасте они научились читать. Оказалось, что около 80% людей в возрасте от 30 лет и старше научились читать еще до школы, и произошло это как-то само собой, почти без участия взрослых. То есть, многие дети раньше осваивали чтение стихийно, лишь небольшая часть училась читать по букварю в школе.
Если у ребенка нет нарушений развития, он начинает говорить без специального обучения. Точно так же с чтением: ребенок спрашивает у взрослых, как называются буквы, что написано на вывесках, в потом «вдруг» начинает читать сам. Так было раньше. Сейчас, по данным исследований Российской академии образования, в начальной школе в каждом классе есть 4-6 учеников, которые не могут научиться читать. Скорее всего они никогда и не научатся читать полноценно. В чем причина? Почему то, что в ХХ веке было легко, вызывает трудности у многих детей в XXI веке?
Так как я уже более 30 лет работаю с детьми, имеющими различные нарушения развития, у меня есть ответ на этот вопрос. Как минимум, четыре причины могут мешать освоению чтения.
Сейчас дети реже видят родителей с книгами. Многие люди читают электронные книги, планшеты и смартфоны. Ребенок не может догадаться, что эти устройства подходят в том числе и для чтения.
Отсутствие мотивации
Дети любят подражать взрослым. В прошлом веке Россия совершенно точно была читающей страной. Это значит, что дети постоянно видели, как родители читают. Научиться читать было равноценно билету во взрослый мир: я читаю, значит я уже большой. Несмотря на то, что 30-40 лет назад родители не увлекались ранним развитием, дети сами пытались добыть у взрослых нужную информацию о чтении. Постепенно как из деталей пазлов они собирали информацию о том, как устроены написанные слова. Что-то выясняли у старших детей, например, играя в школу с братьями и сестрами или задавая вопросы старшим во дворе.
Сейчас дети реже видят родителей с книгами. Многие люди читают электронные книги или используют для чтения планшеты и смартфоны. Ребенок не может догадаться сам, что эти устройства подходят в том числе и для чтения.
Родители меньше читают детям. Книгам трудно конкурировать с мультфильмами и компьютерными играми, которые всегда доступны в тех же планшетах и смартфонах.
Обучение чтению становится искусственной задачей, которая никак не связана с реальной жизнью ребенка.
В итоге в дошкольном возрасте многие дети не хотят слушать чтение книг, а родители и не настаивают: гораздо удобнее включить мультик. Обучение чтению становится какой-то искусственной задачей, которая никак не связана с реальной жизнью ребенка.
Недостаток двигательной активности
Развитие мозга происходит таким образом: прежде чем ребенок научится спокойно сидеть, он должен много двигаться. Подвижные игры, бег, прыжки стимулируют развитие вестибулярной системы. От качества работы вестибулярной системы во многом зависит мышечный тонус и контроль движений глаз.
Мышечный тонус нам нужен, чтобы сопротивляться гравитации. Если у ребенка плохо работает вестибулярная система, ему трудно управлять своим телом. В том числе ему трудно контролировать движения глаз, соотносить их с движениями головы.
У 96% детей с нарушениями чтения есть дисфункции вестибулярной системы. Это означает, что помощь ребенку должна начинаться с физических упражнений, а не с усиленных занятий чтением.
Во время чтения глаза не стоят на месте, они должны сканировать текст, чередуя саккады (скачки) и остановки. Если вестибулярная система не достигла необходимой функциональной зрелости, ребенку во время чтения будет казаться, что строчки прыгают перед глазами, а буквы меняются местами. Согласитесь, что в таких условиях читать очень трудно. Ребенок быстро устает от такой работы.
В нашей неврологической клинике мы проводим обследование вестибулярной системы детей с помощью аппаратуры. У 96% детей с нарушениями чтения есть дисфункции вестибулярной системы. Это означает, что помощь ребенку должна начинаться с физических упражнений, а не с усиленных занятий чтением.
Проблемы с чувством ритма
В середине ХХ века Мира Стамбак провела во Франции интересное исследование. Она оценивала чувство ритма у детей в возрасте 5 лет. Затем провела повторное тестирование, когда детям было 8 лет. Выяснилось, что дети, у которых в 5 лет были проблемы с чувством ритма, во втором классе плохо читали. Этот эксперимент повторили в начале 2000-х, проверив около 1000 детей, результаты были те же.
Развитие чувства ритма тесно связано с двигательной активностью ребенка. Ходьба и бег – это ритмичные движения. Но совершенно очевидно, что повышение уровня жизни в развитых странах приводит к тому, что дети и взрослые значительно меньше ходят пешком. Естественное развитие чувства ритма нарушается. Это тоже становится помехой на пути к чтению.
Мы можем помочь ребенку научиться получать удовольствие от чтения, но для этого нужно внести коррективы в наш образ жизни.
В несколько более выгодном положении находятся дети, которые занимаются музыкой. Кстати, риск возникновения нарушений чтения у таких детей значительно ниже.
Злоупотребление гаджетами
Компьютеры безусловно стали важной частью нашей жизни, но стоит ли знакомить ребенка с гаджетами с самого раннего возраста? Во время чтения глаза должны двигаться, сканируя неподвижную последовательность букв на листе бумаги. Во время просмотра мультфильма происходит обратный процесс: глаза почти неподвижны, зато изображение на экране постоянно движется. Привычка к такой зрительной стимуляции создает препятствия для освоения навыка чтения – ребенку очень тяжело смотреть на неподвижный текст. На самом деле, тяжело смотреть не только на текст, но и на учителя, который явно не может составить конкуренцию мультяшным героям.
Что делать?
Когда появилось кино, многие были уверены, что все другие виды искусства исчезнут. Но, к счастью, этого не произошло. Я уверена, что книги тоже никуда не исчезнут. Мы можем помочь ребенку научиться получать удовольствие от чтения, но для этого нужно внести некоторые коррективы в наш образ жизни.
— Читать ребенку книги вслух с первых дней жизни и до тех пор, пока он не научится бегло читать сам.
— Читать книги на глазах у ребенка.
— Ходить в ребенком в книжный магазин выбирать детские книги.
— Ребенку для развития мозга необходимо 3 часа двигательной активности ежедневно.
— До 3-х лет не давать ребенку гаджеты.
— Детям старше 3-х лет ограничивать время использования устройств с экраном – не более часа в день.
— Заниматься музыкой, петь и танцевать вместе с ребенком.
Комментариев нет