«Было скучно?» Как обсудить спектакль с ребёнком
Если вы далеки от театра, а поговорить с ребенком о спектакле хочется. С помощью карточек вы сможете обсудить увиденное дома всей семьей.
Если вы далеки от театра, а поговорить с ребенком о спектакле хочется. С помощью карточек вы сможете обсудить увиденное дома всей семьей.
Карточки-подсказки “Как обсудить спектакль с ребенком?” созданы на основе разработок Московского общественного центра театральной педагогики, кафедры культурологии МИОО и Лаборатории СКОП МГПУ.
Почему ребенка не стоит спрашивать: «А тебе понравилось?» Такой вопрос часто ставит ребенка в тупик: «Если я плакал от сочувствия к герою, это можно назвать словом понравилось? Если я ненавижу Карабаса-Барабаса, это можно назвать словом понравилось?». Чувства ребёнка сложнее, ему трудно их различать и называть. Вопрос про спектакль, как «про мороженку» не помогает ему полно выразить свои впечатления от спектакля, проанализировать художественный язык и философские смыслы.
Зачем обсуждать спектакль дома?
— Ребенку важно проговорить свои эмоции и впечатления и быть услышанным, особенно если спектакль на непростую тему. Важно дать ребенку понять, что его чувства важны и у него может быть собственный взгляд на увиденное.
Чувства ребёнка сложнее, ему трудно их различать и называть. Вопрос про спектакль, как «про мороженку» не помогает ему полно выразить свои впечатления от спектакля.
— Беседа после спектакля и игра на тему спектакля эстетически развивают ребенка, учат его подмечать детали, размышлять над замыслом автора и творчески развивают фантазию.
— У ребенка появится больший интерес к театру, а главное – интерес к небытовому общению с вами. Обсуждение качественно улучшит семейное общение, в том числе ваши походы на спектакли, выставки, концерты, сделает ребенка внимательным зрителем.
В карточка-подсказках предлагаем альтернативные вопросы и творческие задания. В каждой карточке есть 2 варианта задания: разговорное и творческое.
Карточка 1
Закрой глаза. Вспомни, картинку, которая первая всплывает в голове, когда думаешь об этом спектакле.
Вариант 1. Опиши ее словами.
Вариант 2. Сделай/построй эту картинку из подручных предметов (спичечный коробок, ручка, колпачки, стакан, лего, бумага и т.д) / Или слепи из пластилина.
Пояснение: это может быть не только картинка, но и звуки, музыка (если аудиальная часть спектакля является ключевой). Здесь важно узнать, что осталось у ребенка в опыте после просмотра.
Карточка 2
Было ли что-то в спектакле, что вызывало неприятные переживания (было скучно, неловко и т.д)?
Вариант 1. Расскажи об этом
Вариант 2. Нарисуй/обозначь символом на бумаге, что вызывало неприятные переживания и сомни эту бумагу.
Пояснение: В любом восприятии могут быть негативные переживания, и здесь нужно дать возможность их выпустить.
Карточка 3
Вспомни самый теплый (смешной, трогательный) момент спектакля. Вариант 1. Расскажи о нем.
Вариант 2. Сделай живую картину этого момента, задействуя членов своей семьи.
Пояснение: важно уравновесить предыдущий негатив и актуализировать положительные переживания.
Карточка 4
Назови момент, когда ты полностью ушел/а в спектакль, когда все вокруг перестало существовать.
Вариант 1. Расскажи об этом моменте.
Вариант 2. Раскрась лист бумаги гуашью или акварелью цветом своего настроения в этот момент. Или давай всей семьей создадим звуковую композицию этого момента (можно использовать крупы, фантики, посуду и т.д)
Пояснение: важно зафиксировать глубинное переживание.
Карточка 5
За каким героем наблюдал/а больше всего? За кого волновался/лась?
Вариант 1. Расскажи об этом
Вариант 2. Давай вместе напишем письмо одному из героев.
Пояснение: Ребенку важно соотнестись с персонажами спектакля, понять, на чьей он стороне.
Карточка 6
Вариант 1. Чтобы изменилось в спектакле, если бы не было какой либо сцены/ были бы другие костюмы? / А если бы спектакль был не кукольный, что бы изменилось? Давай обсудим.
Вариант 2. Выбери из набора цветного картона только те цвета, которые использовались в спектакле. / Или выбери из шкафа одежду из тех тканей/фактур, которые были на костюмах героев или в куклах в спектаклях.
Пояснение: здесь может быть любой другой вопрос или задание на осознание художественного образа, запускающий творческую активность ребенка.
Карточка 7
Вариант 1. Кому бы ты посоветовал посмотреть этот спектакль? /Как бы еще мог называться спектакль?
Вариант 2. Нарисуй афишу к этому спектаклю.
Пояснение: считал ли ребенок основную мысль, показалась ли она ему важной?
/ Карточки-подсказки подготовила Елена Горлатова, театральный педагог и куратор, под редакцией Александры Никитиной, театральный педагог МОГТЮЗ.
Комментариев нет