8 замечательных спектаклей для детей
Премьеры прошедшего театрального сезона, которые никак нельзя пропустить в следующем сезоне.
Премьеры прошедшего театрального сезона, которые никак нельзя пропустить в следующем сезоне.
«Огниво», Современник / 6+
Детские постановки в Современнике — огромная редкость. Зимой на камерной сцене Театра, которая носит название «Другая сцена», появилось «Огниво» — спектакль режиссера Артема Кузина с молодыми актерами Современника. История создана лишь по мотивам знаменитой сказки, поэтому не стоит ждать от нее хрестоматийного прочтения Андерсена. Но именно это и делает постановку привлекательной для современных детей и их родителей: динамично, весело, актуально.
Безусловно, все ключевые персонажи на месте, но развитие сюжетных линий удивит поклонников классической версии. Здесь солдат попадает внутрь дупла, ныряя в трубу, похожую на горки в аквапарке, старуха-колдунья оказывается графиней-интриганкой при дворе и любительницей сказок Андерсена, а огниво вовсе не волшебный предмет. Потому что, по мнению авторов спектакля, настоящие чудеса творит только любовь! Главный конек «Огнива» — молодой состав. Абсолютно все артисты купаются в своих ролях: драйв через край. Особенно запоминается забавные ходы, когда зрители присоединяются к действию и становятся участниками этой истории.
«Коричневое утро», РАМТ / 10+
В моем любимом РАМТе совсем недавно состоялась премьера спектакля «Коричневое утро» по одноименной новелле французского писателя Франка Павлоффа. Осуществил постановку молодой режиссёр Саша Золотовицкий (недавний выпускник Мастерской О.Л. Кудряшова в ГИТИСе), и эта работа стала первой для него на профессиональной сцене.
Спектакль вырос из талантливого эскиза, показанного в 2022 году в рамках проекта Молодёжного театра «ВСЛУХ» — театрализованных читок современной литературы для детей и подростков в РАМТе.
Это смелый, честный разговор со зрителем о том, как зарождается государство Коричневых и к чему приводят законы, запрещающие свободу действий, слова и даже мысли. Авторы спектакля, взяв за основу всего 8 листов текста (таков объем книги) выстраивают цельную, объемную историю двух друзей, оказавшихся в капкане времени. Для серьёзного и достаточно тяжёлого разговора о взаимоотношениях власти и маленького человека с младшими подростками авторы спектакля нашли точные и щадящие интонации, наполнив действие постиронией.
«Царевна Несмеяна», Театр Терезы Дуровой / 6+
Вероятно, родился новый хит, сочиненный и реализованный в фирменном, уникальном стиле Терезы Дуровой – худрука и режиссера спектакля. В известном сюжете, а вернее даже в его предыстории, появляются неожиданные повороты. Вот вы, например, задумывались о том, почему Несмеяна родилась такой неутешной плаксой? Всегда ли она такой была? Авторы спектакля предлагают нам свою версию событий: на самом деле, царевна родилась веселой, некапризной девочкой на радость молодым родителям. И назвали ее Смеяной. Но внезапное заклятье все изменило в одночасье. И настали бессонные ночи из-за непрекращающегося детского плача – все, как в жизни! Слез, конечно, в этой истории хватает, но и юмора достаточно! Прибавьте к этому роскошные костюмы в русском народном стиле, легкое цирковое дыхание и, конечно, безупречный вокал.
«В начале было…», Театр «Шалом» / 3+
В новом «Шаломе» – как сама себя называет команда худрука Олега Липовецкого, осуществившая ребрендинг театра, появился первый детский спектакль. Хотя я уверена, что счастье обрушится не только на маленьких зрителей, но и на взрослых. Режиссер Дамир Салимзянов создает совершенно потрясающий театральный язык – веселый, изобретательный и невероятно нежный.
Эта камерная история вмещает в себя рассказ об основах человеческого бытия, но рассказана при этом легко и просто. Господь здесь – добрый волшебник и фокусник во всех смыслах. Стоит только взмахнуть одной рукой, и вот уже на небе появились звезды, а потом другой -и возникнут бьющиеся человеческие сердца. В спектакле практически нет слов, их заменяют красивые образы: будь то природные явления или человеческие чувства. Здесь есть театр теней, куклы, а также талантливая работа молодого, очень обаятельного актера Николая Тарасюка, который ни на секунду не отпускает зал.
«День рождения Аркадия Паровозова», театр Гоголя / 4+
Персонаж мультсериала, ставший уже культовым у детей и родителей наравне с историей про «Машу и медведя», на этот раз стал героем спектакля, который создан в идентичной оригинальной стилистике мультика. Это как раз тот случай, когда с уверенностью можно сказать: любимые герои ожили на сцене.
Сюжет прост -у Аркадия Паровозова День рождения. И он мечтает только об одном: выпить стакан вкусного чая и съесть праздничный бутерброд. Но, естественно, это ему никак не удается: ведь кругом одни только дети-проказники. И не только знакомые нам Саша и Маша, но и все, все, все. То руки не помоют, то со спичками начнут баловаться. Режиссер Станислав Сошников выбрал жанр театрализованного шоу и прекрасно справился с задачей: яркие узнаваемые образы, много музыки, песен и интерактива с юными зрителями. Вот над залом делает виражи настоящий самолётик, а вот между рядами бегают гигантские микробы-чудовища, а через пять минут языки пламени уже исполняют цирковые трюки. Максимальная включенность, а главное польза: ведь Паровозов не только спасет, но и научит, как точно никогда нельзя делать!
«Поиск продолжается», театр Маяковского / 12+
Такие проекты принято называть социально-значимыми в театре. И это действительно так. Это, вероятно, не совсем театр в привычном представлении многих родителей, но это и не интерактивная лекция по ОБЖ. Истина где-то посередине. Режиссер Дмитрий Крестьянкин уже ставил подобный материал в РАМТе – удивительный по своей искренности, простоте, нужности и внутреннему свету — спектакль «Деревня и я», основанный на реальных монологах подростков из российской глубинки о своем будущем.
В Маяковке схожая история, только речь на этот раз идет о службе поиска. Молодые артисты сначала рассказывают (а, скорее, проживают) истории о потерянных, найденных и не найденных подростках, каждый из которых оказался в трудных жизненных обстоятельствах. А затем настоящий инструктор поискового отряда «Лизы Алерт» обсуждает увиденное со зрителями и еще раз проговаривает важные вещи, которые однажды помогут принять единственно правильное решение.
«Есенин. Автограф», Детский музыкально-драматический театр «А-Я» / 12+
Я давно люблю этот театр, в котором наравне с прекрасными детскими спектаклями в репертуаре есть несколько постановок, ориентированных на подростковую и взрослую аудиторию. Недавняя премьера про Сергея Есенина – отличный повод пойти в театр всей семьей, если в ней как раз есть старшие подростки.
Вероятно, идея этого спектакля витала в воздухе, ведь театр расположен в доме, в котором Есенин жил в двадцатые годы прошлого столетия. Поэтому максимальное погружение в материал обеспечено.
В основе постановки — автобиография поэта и песни, написанные на его стихи. Есенин предстает в трех образах, которые создают три разных и внешне, и по энергетике актера. Но каждый из них удивительным образов имеет что-то неуловимо схожее с поэтом. Три образа, три актера – это и масштаб и, конечно, противоречивость личности Есенина и, безусловно, три временные вехи жизни поэта: детство, юность, зрелость. Эта постановка не претендует на документальную, это, скорее короткое, почти мимолетное ( как сама жизнь поэта), музыкальное впечатление о той эпохе, людях (Райх, Маяковском, Бурлюке, Городецком, Дункан) и таком разном Есенине.
«Приключение муравья», театр Образцова
Под конец театрального сезона театр кукол выпустил премьеру спектакля по произведению В. Бианки. Помните известный советский мультик про муравьишку, который домой спешил: «У него ноги…, а ему домой»? Но у режиссера Екатерины Образцовой получилось сделать свою оригинальную версию этой истории.
Бьянки написал практически басню и авторы постановки тонко это чувствуют: здесь у каждого насекомого свой характер, как у человека, да и мир насекомых – это отчасти проекция на мир людей: кузнечик, жучок-блошачок, жужелица, гусеница-землемер, бабочка, водомерка, косиножка, майский жук, сам муравей — каждый образ создан подробно и ярко. Для этого спектакля было изготовлено 36 кукол. Землемеркой, например, управляют три человека. Действие наполнено различными звуками природы, которые воссоздаются при помощи разнообразный шейкеров, африканской калимбы, таза с водой и даже ствола борщевика.
***
Светлана Бердичевская
Комментариев нет